№ 4Буйло Сергей Иванович (Ростов-на-Дону) 03.05.2015 01:46
УВАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ!
Сообщаю Вам малоизвестную информацию о ростовском периоде деятельности и первом совместном фильме (1926г.) выдающихся деятелей кино М.В.Большинцова и М.Ю.Блеймана.
На Вашем сайте есть информация по фильмам Большинцова только после 1931г.
Собирая материалы о «Ростовском Маресьеве» - гвардии полковнике Александре Ивановиче Грисенко (см. например, http://www.v3let.ru/home/11-glavnoemenu/445-grisenko.html или эл. вариант моей брошюры: http://www.twirpx.com/file/853514/), я попутно более подробно узнал и биографию его лучшего друга – Мануэля Владимировича Большинцова. Обладая недюжинными организаторскими способностями и врожденным актерским талантом, Грисенко вместе с Большинцовым создал в 20-годы в Ростове комсомольский общественный театр, а затем и первую в России негосударственную комсомольскую киностудию «Ювкинокомсомол». На этой киностудии Большинцов снял свой первый полнометражный (2289 метров аж в 7 частях!) художественный приключенческий фильм «Приказ №…» о подвигах молодых ростовских подпольщиков.
Главного героя (политкомиссара Зорина) в этом фильме сыграл Александр Грисенко (он же был и помощником режиссера). Фильм вышел на экраны в последний день 1926 года и с успехом прошел по всей стране, а М.В.Большинцов впоследствии стал известным советским кинодраматургом и режиссером, лауреатом Сталинской премии 1941 года. Сценарист фильмов «Ювкинокомсомола» Михаил Блейман впоследствии тоже стал известным кинематографистом – одним из создателей культового фильма «Подвиг разведчика». Одними из последних фильмов М.Ю.Блеймана были «Путь в Сатурн» и «Конец Сатурна».
В начале 30-х годов А.И.Грисенко переехал в Ленинград, где работал помощником режиссера на Ленфильме, но по партийной разнарядке командир взвода связи Грисенко вновь был призван в армию, окончил авиационное училище и уже в зрелом возрасте стал выдающимся летчиком-истребителем! Прошел три войны! Командовал истребительным авиаполком. Под Сталинградом его самолет все-таки был сбит, а сам он потерял ногу. Однако в виде исключения вернулся на фронт, где командовал двумя гвардейскими истребительными авиадивизиями, а после войны Чугуевским (Харьковским) Высшим авиационным училищем. После демобилизации вернулся в родной Ростов и 15 лет был моим соседом по дому. С 1980 года одна из улиц Ростова носит имя Грисенко.
Вот такие были судьбы у ростовских кинематографистов 20-х годов!
Итак, первый фильм Мануэля, или «Мони» Большинцова, как его обычно звали друзья:
ПРИКАЗ. №... (Приключ., 7 ч. 2289 м, Ювкинокомсомол (Ростов н/Д), 1926 г., ВЭ: 31.XII 1926 г. Авт. сцен. М. Блейман; реж. М. Большинцов; опер. А. Ажогин, Е. Славинский).
В ролях: А. Грисенко (Зорин, политкомиссар), Т. Рыбалкина (Анна, член подпольной организации большевиков), С. Брюмер (агент контрразведки), В. Шаховской (Козловский, археолог), Н. Шувалов (Дуков, начальник контрразведки).
Краткое содержание: Небольшой южный городок был оставлен войсками Красной Армии, но борьба не прекращалась. Подпольщики получили из Москвы известие о готовящемся наступлении красных войск и о необходимости поддержать их действия активной борьбой в тылу у белых. Белогвардейской контрразведке в результате провокации удалось получить список подполыциков. Революционный комитет поручил комсомолке-подпольщице Анне любыми путями проникнуть в логово белых и уничтожить документы о подполье. Анна выполняет задание комитета. Большевистское подполье было спасено от разгрома, и, когда Красная Армия перешла в наступление, рабочие города, возглавляемые большевиками, в полной готовности ждали приказа о вооруженном выступлении.
Фильм не сохранился.
Библиография: «Комсомольская правда», 3.VIII 1926 г.; «Советское кино», М., 1927, № 3; «Жизнь искусства», Л., 1927, № 1.
С уважением,
Доктор физико-математических наук,
Южный федеральный университет
Сергей Иванович Буйло