Патлатый мужик с животом сидит в центре захламленной комнатенки и растерянно смотрит в камеру. Лениво оглядев свою тесную хижину, поковыряв в носу, он, наконец, произносит: «Меня зовут Крис Уайт, и я неудачник». Так начинает свою документальную ленту режиссер и главный герой фильма,
Крис Уайт, действительно неудачник, худший пример холостяка, человек, которого бросала каждая девушка, в независимости от периода жизни, внешних данных и продолжительности отношений. И вот, мистер Уайт (хотя к такому обратиться никаким образом, кроме «чувак» язык не повернется) отправляется в заранее обреченное на провал путешествие по домам/квартирам/виллам/хибарам экс-любовей, якобы с целью лучше разобраться в своих сексуальных неудачах (да, совсем забыл, с последними тремя до секса так и не дошло).
Что тут говорить, режиссер/герой/неудачник откровенно лукавит: если бы он всерьез замарачивался из-за неудачной личной жизни… в общем, только очень наивный человек посчитает, что снимать своих бывших подруг крупным планом поможет разобраться в прошлом, а задавать потенциальным вопрос «Почему у меня с бабами ничего не выходит?» – устроить будущее. А мистер-чувак Крис Уайт явно не из таких. Крис Уайт знает рейтинги реалити-шоу на MTV, Крис Уайт знает, что эпатаж – это один из главных ключей к успеху (коммерческому в особенности), наконец, Крис Уайт знает, что львиная доля зрителей (как женщины, так почему-то и мужчины) описаются со смеху, если им показать обыкновенный, заурядный мужской член (см. приблизительно схожий по фабуле «В пролете» Джадда Апатоу). Еще смешнее, если обладатель этого члена методично повторяет: «Меня девушки бросают» и «У меня стал плохо подниматься».
Но Уайт претендует на нечто большее, чем сортирное реалити. В лучших традициях Вуди Аллена он упивается собственной неудачливостью и, с почти вудиалленовской грустью в глазах и стилем а-ля
Джетро Скиннер, слоняется по улицам с огромным микрофоном, тщетно пытаясь догнать прошлое, подобно герою Мюррея в «
Сломанных цветах». Под этим предлогом Уайт совершает, в принципе, жестокие вещи: крупным планом, из приличия смеясь про себя, показывает своих подурневших подруг, заставляет мать зачитывать их любовные письма; и все это нельзя списать на издержки профессии документалиста (хороший документалист, как и журналист, должен оставаться бесстрастным и, порой, жестоким), это – реализация мечты любого патологического лузера: чтобы его заметили, чтобы ему аплодировали, чтобы ему сочувствовали (или завидовали).
Самое удивительное, что сам Уайт прекрасно понимает, что сделал местами смешное, местами очень смешное, местами глупое, но чудовищно пустое кино. И момент осознания этой страшной для режиссера истины Уайт, надо отдать ему должное, четко зафиксировал – герой заходит в кабинет врача, врач говорит «Раздевайтесь» и советует выключить камеру; вместо этого Уайт демонстративно перед камерой снимает штаны, впоследствии делая это все чаще и чаще. И здесь позвольте заметить ужасную несправедливость: если женщине-режиссеру
Марине де Ван (не документальный фильм «В моей коже»), чтобы показать тотальное ощущение пустоты, чувство неприспособленности и отчужденности, нужно было в кадре: а) раздеться б) порезать себя в) долго и мучительно высасывать из себя кровь, то Уайту вполне хватает только первого пункта. А все потому, что у мужчины есть орган, с помощью которого можно гениально (?) и просто показать свое отношение к миру.
обсуждение >>