Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

Гробы, покойники или хотя бы кладбища, кажется, практически обязательный элемент фильмов 32-го «Кинотавра». Так же, как и артист Юра Борисов, сменивший на посту самых востребованных коллег — красавца Данилу Козловского, у героев которого было «все нормально», и Александра Петрова, погрузившего кинематограф в пучину сильных эмоций фирменным выкриком «Сссука!» (пока еще не входящим в реестр запрещенной нецензурной лексики). Вот и документалист Евгений Григорьев, дебютировавший на этом фестивале с первым игровым полным метром, который вынашивал почти 10 лет, не специально, но точно вписался в тренды. Правда его фильм хотя бы не хтонический и мрачный, а белоснежно-сказочный, почти как аутентичное якутское кино.

Кинотавр-2021: «Подельники» – долгая притча о жизни замкнутого мира с Борисовым, Янковской и Деревянко
фото: пресс-служба "Кинотавра"

В заброшенный поселок, где в ничего особо нет, кроме снега и тайги, возвращается хороший парень-биатлонист Петр (Юра Борисов), мастер спорта и местная гордость, вместе с женой Анастасией (Елизавета Янковская), которая называет себя декабристкой. Отчего они убежали из большого города, не очень ясно. То ли из-за того, что герой Борисова так не смог развиваться карьеру спортсмена там, где нет снега. То ли потому, что жена его так захотела — родить ребеночка возле подаренной соседями печки в разваливающейся избушке с разбитым окном. Женщинам ведь свойственна жертвенность, об этом не раз говорят фильмы нынешнего «Кинотавра».

Отечественный север (снимали в пермском селе Кын) дик и суров. Еще в маршрутном «пазике» Петя и Настя встречают местные «достопримечательности» – добродушного художника Саню (Константин Балакирев) и ветеринара-шамана по прозвищу Витька-Людоед (Павел Деревянко), поселковая слава которых сводится по большей части к беспробудному алкоголизму. В пылу очередных пьяных посиделок – с участием, кстати, местного мента (без блюстителей правопорядка фильмы «Кинотавра» в этом году тоже не обходятся) — Саня погибает. Кто его убил, кажется, очевидно всем. Кроме – опять же – представителей закона. Но, как говорится в долгой экспозиции фильма, чем у нас хуже, тем лучше. Мстить за случившиеся не собирается никто, кроме сына Сани (Ярослав Могильников), которого берет на поруки хороший парень-биатлонист Петя, уже отвыкший от местных нравов.

Кинотавр-2021: «Подельники» – долгая притча о жизни замкнутого мира с Борисовым, Янковской и Деревянко
фото: пресс-служба "Кинотавра"

Режиссер-документалист Евгений Григорьев родился в уральской деревне, в съемочных экспедициях объехал все города и веси нашей страны, а в минувший год и вовсе стал креативным продюсером и замом гендира Свердловской киностудии. В своем игоровом дебюте он продолжает исследование быта и нравов заснеженной России, существующей примерно везде. С другой стороны, для своего дебюта он выбирает максимально притчевую форму и рассказывает суровую уральскую сказку с неоднозначным финалом, который кому-то покажется милосердным, а кому-то обескураживающе-пессимистичным.

Для такой истории идеально подошел бы формат малобюджетного якутского фильма, какими были, например, работы Давыдова, победившего на прошлом «Кинотавре» с картиной «Пугало», хотя на этом фестивале и условные якуты, в частности фильм «Нуучча», задают высокую художественную планку и используют долгую экспозицию, отсылая ко всему просмотренному и услышанному в кино, музеях, по радио и телевидению. Как и в «Нуучче», «Подельники» долго погружают зрителей в жерло истории, попутно показывая свинцовые мерзости жизни и национальные скрепы. Сталин, Ленин, Великая Отечественная война – все это проходит по фильму морализаторскими напутствиями. Да, ничего не меняется, балабановская северная «Река» все течет, бежать некуда и в качестве социального лифта только лыжи. А главная нравственная дилемма только в одном — сжечь покойника и тем самым отправить его в ад или пустить в плавание по бесконечным водам, считай, простить.

Кинотавр-2021: «Подельники» – долгая притча о жизни замкнутого мира с Борисовым, Янковской и Деревянко
фото: пресс-служба "Кинотавра"

Короткая притча – а именно за счет краткости и емкости возник феномен якутского кино – тут сложилась бы наверняка. Еще и с медийными актерами. Дело даже не в Юре Борисове и Елизавете Янковской. В «Подельниках» неожиданно раскрывается Павел Деревянко, кажется, порядком уставший от если даже не комедийных, но гротесково-драматических ролей. И эта кастинг-находка, помимо выдающейся работы оператора Артема Анисимова, – главный плюс фильма. Павла Деревянко в таком неожиданно-драматическом образе мы точно не видели. Тем интереснее, что такую работу с актером провел именно документалист.

обсуждение >>

№ 2
Lusia Happy (Москва)   25.09.2021 - 11:21
Хм, оченнь необычно. Про суровый русский север... На самом деле, думаю, что там очень трудно выживать.И почему молодые люди сбежали из мегаполиса, где есть все для нормальной жизни? Остается только гадать читать далее>>
№ 1
Иван Беляев (Москва)   24.09.2021 - 18:30
Очень интересно увидеть Павла Деревянко в большой драматической роли. С большим уважением отношусь к работам уральских кинематографистов, у Григорьева очень хорошее кино "Про Рок". Когда ждать... читать далее>>
Ссылки по теме
Кинотавр-2021: «Общага» — экранизация мрачного романа Алексея Иванова
Найден режиссёр для спин-оффа «Содержанок»
Фильмы «Разжимая кулаки» и «Капитан Волконогов бежал» впервые покажут в Москве
Ситора Алиева оценит конкурс Варшавского кинофестиваля
Кинотавр-2021: Собирайся, поедем на «праздник». Обзор короткометражного конкурса
Победителем короткометражного конкурса «Кинотавра» стал фильм «Хорошая девочка Лида»
Артем Васильев: «Ценность продюсерской компании не только в продюсерах, а в репутации и отношениях с творческими людьми»
Кинотавр-2021: Анна Михалкова и ее кровавая родня в фильме «Оторви и выбрось»
Российским актерам рассказали, как попасть в международные проекты
Кинотавр-2021: Александр Паль и Агриппина Стеклова в «Дне мертвых» Виктора Рыжакова
Братья и сестры: Как открывался фестиваль «Кинотавр»-2021
Катерина Шпица, Равшана Куркова и Любовь Толкалина на открытии фестиваля «Кинотавр»
Победителем сериального питчинга «Кинотавра» стал триллер «Станция»
Объявлены участники питчинга сериальных проектов «Кинотавра»
Фильмы Николая Хомерики, Григория Добрыгина и Виктора Рыжакова вошли в конкурс «Кинотавра»
Чулпан Хаматова возглавит жюри «Кинотавра»
Павел Деревянко, Юра Борисов и Елизавета Янковская стали «Подельниками»
Поиск по меткам
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен