Роковая красавица
Родилась в Краснодаре. Ее родители, большевики, погибли во время сталинских репрессий. Валентина уцелела чудом. Мечтала быть актрисой и стала ею — в 1941 году окончила Вахтанговское театральное училище. Хотя звезды первой величины из нее, увы, не вышло. С ее курса в Вахтанговском училище в советском кинематографе зажглась только одна звезда — Людмила Целиковская.
Из воспоминаний Алёны, дочери В. Архангельской и А. Галича:
«Говорили, что на ее курсе две красотки: Люся Целиковская и Валя Архангельская. Они были даже похожи между собой — тип Дины Дурбин русского разлива, и это обстоятельство сыграло роковую роль: две «Дурбин» не могли быть одновременно востребованы в советском кинематографе. Звездой стала Целиковская.»
Валентина обладала удивительным талантом, даже не актерским, а скорее женским. Где бы она ни жила - в родном Краснодаре, в Москве или потом в Иркутске, - рядом с ней всегда появлялись мужчины, которые впоследствии становились знаменитыми. В Вахтанговское училище ее готовил земляк Михаил Львовский. Он тоже поступал, но в Литературный институт. Позже, став известным поэтом, сценаристом, Львовский вспомнил историю своей безответной любви к Вале Архангельской и посвятил ей фильм "В моей смерти прошу винить Клаву К." Актриса, сыгравшая главную героиню, даже внешне похожа на Валю в детстве и юности. Да и мальчик-разлучник, возникший в финале, очень смахивал на Александра Галича. Когда Валентина вышла за него замуж, Львовский с подругой детства поссорился, и в итоге написанный им замечательный романс "На Тихорецкую состав отправится" перестал предназначаться Валентине.
Галич. Встреча
Из воспоминаний Алёны, дочери В. Архангельской и А. Галича:
«Папа играл Аркадия, а мама — Женю в спектакле «Парень из нашего города». Они сразу влюбились друг в друга. Смешно сказать, что оба были комсоргами. Поехали в загс на автобусе, всю дорогу целовались и даже не заметили, как пропал чемоданчик с документами и карточками. Поэтому расписались только в Москве. Когда у мамы на пятом месяце беременности стал болеть живот, решили, что аппендицит. А потом выяснилось, что это я.»
Выпускница 1941 года, после училища Валентина служила в Театре имени Вахтангова, пока не началась война. С Александром Гинзбургом (Галичем он стал в 1948-м) она познакомилась в том же 1941-м в Средней Азии, в эвакуации — во фронтовом молодежном театре, которым руководили Плучек и Арбузов. Галич, тогда подававший надежды молодой актер, играл Аркадия, Валентина — Женю в спектакле "Парень из нашего города".
Расписались влюбленные в Москве, в 1942-м, — в перерыве между поездками с театром на фронт. В 1944-м труппу расформировали. Молодое семейство вернулось в Москву, где поселилось на Малой Бронной, в квартире Гинзбургов. Вскоре родилась дочь Александра.
Москва – Иркутск
В конце войны у Гинзбургов не было ни своего жилья, ни работы, ни денег: Галича, который ушел со сцены и начал писать пьесы, не ставили, артистку Архангельскую не слишком зазывали в театр. А она мечтала о главных ролях и аплодисментах. Провинция казалась тогда совсем не такой страшной, как сейчас, и Валентина решила попытать счастья подальше от столицы. Договаривались, что Галич тоже приедет в Иркутск и будет работать в театре завлитом.
Мать Галича активно отговаривала сына от переезда в Сибирь и вызывала невестку в столицу, обещая помочь деньгами. Но Валентина Дмитриевна решила не возвращаться - в Иркутске она добилась роли примы, а чем встретит Москва, было неизвестно.
Разбитое сердце Гайдая
Хотя Иркутск и называли провинцией, Валентина Архангельская Иркутский драматический театр выбрала не случайно — в первые послевоенные годы он считался лучшим не только за Уралом, но и в стране.
Весьма бурно складывалась не только профессиональная, но и личная жизнь актрисы. Дочь Архангельской, Алена, впервые приехав в Иркутск в возрасте трёх с половиной лет, сразу попала в руки к Леониду Гайдаю. Будущий король комедии тогда был совсем молодым и работал в театре, где Архангельская занимала положение примы.
«Леню, как я его называла, я просто обожала, — вспоминает Алена. — У него, начинающего актера, была куча свободного времени, которое он целиком посвящал мне. Леня со мной нянчился, всюду таскал за собой, учил элементарной грамоте, дарил книжки с картинками.»
Алена помнит, как впервые увидела их с мамой на сцене — на репетиции пьесы Константина Симонова "Под каштанами Праги", где у Валентины была главная роль, Гайдай играл ее младшего брата.
По словам Алены, Гайдай безумно любил Архангельскую. В Иркутском драматическом и сегодня не скрывают, что их связывал роман. Правда, продлился он недолго. Во-первых, Гайдай был моложе Валентины Дмитриевны на два года. А во-вторых, актриса встретила в Иркутске человека, за которого во второй раз вышла замуж и с которым прожила потом до самой его смерти, — Юрия Аверина.
В память об этом романтическом увлечении Гайдая зрителям остались фильмы большого мастера: именно Архангельская (так утверждает ее дочь) посоветовала Леониду Иовичу бросить Иркутск, сцену, актерство и уехать в Москву — учиться на режиссера.
Расставание
Когда в 1977 году пришло известие о гибели Александра Галича в Париже, Валентина Дмитриевна горько разрыдалась у телефонной трубки, удивив даже родных. «Ни за что не стану читать Сашкины стихи», — до этого громко фыркала женщина перед знакомыми. А сама берегла как зеницу ока его письма, не дала растащить архив - хранила долгие годы. Среди многих пожелтевших страничек — записка, однажды оставленная Галичем на кухонном столе: «Родненький мой! Я ушел по делам. Буду скоро. Твой Саша». Ниже приписка: «Ты меня очень любишь? Да? Я очень».
Дела будущего диссидента Галича налаживались: театры начали охотно принимать его пьесы (уже была написана знаменитая "Вас вызывает Таймыр"). Послевоенная жизнь вошла в свою обычную столичную колею. Когда Валентина неожиданно появилась в Москве, узнала — у мужа другая. Она потребовала развода. Несмотря на то что Галич не соглашался, Валентина настаивала. Она вернулась в Иркутск. Еще несколько лет Галич и Архангельская не разводились, а когда развелись, больше никогда не виделись.
Второе замужество
Позже и Архангельская, и Галич нашли для себя людей, идеально подходивших им в житейском плане. Для Валентины Дмитриевны опорой стал Юрий Аверин - понимал жену с полуслова. Добродушный, терпеливый, он стойко выносил длинные монологи-поучения, которые она так любила. Тоже актер, они вместе играли в Иркутске. Потом уехали в Брянск, в драматический театр. Там Аверина заметил Игорь Ильинский. Восхищенный его фактурой, игрой, талантом, мэтр позвал актера в Москву, в Малый театр. Жила пара в одной квартире с семьей молодого Евгения Матвеева, которого в то же время пригласили в Малый. Там же служила Валентина Архангельская.
Юрия Аверина снимали в кино. Самая известная его роль — в фильме Сергея Бондарчука «Судьба человека» по Шолохову: Юрий Иванович сыграл Мюллера, первого в нашем кинематографе. А еще его звали в Голливуд, на роль Пьера Безухова...