Такая короткая жизнь, а такой длинный след в памяти многих оставила эта красивая женщина с роскошными, русыми волосами. За что так несправедлива судьба к неординарным людям? ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ТЕБЕ, необыкновенная ЖЕНЩИНА!
№ 233Мое имя эти буквы - Алексей (Ульяновск) 20.02.2015 00:58
По тексту сообщения № 231 Петинов И.В., @e-mail 20.12.2014 00:41 встречается эта цитата о жизни Ирины Метлицкой: "
В супружестве всегда придерживалась правила: чтобы мужчина был счастлив, его надо любить беззаветно и ничего не просить взамен
." По моему, гениальная мысль. Думаю, Ирина Метлицкая была замечательной, умнейшей женщиной, глубоко чувствующей и понимающей женскую и мужскую природу.
Ирина росла целеустремленной и спокойной девочкой и училась в физико-математической спецшколе. Однажды ее в класс заглянул режиссёр Игорь Добролюбов и, увидев высокую школьницу с грустными глазами, пригласил её на съёмки фильма «Расписание на послезавтра». Ирина Метлицкая позже рассказывала в интервью: «Закончила спецшколу в Минске, физико-математическую. Поступила в университет, училась год. Родители хотели, чтобы я была физиком. Я проучилась год, параллельно готовилась в театральный, потому что в 10-м классе я снималась в своем первом фильме «Расписание на послезавтра». Я сбегала с уроков и пропадала на съемках - потому что там Даль, Терехова были... И я так заболела кинематографом».
Эта небольшая роль перевернула всю Ирину жизнь и, даже поступив в 1978 году в минский университет на физический факультет, Ирина не оставляла мечту стать актрисой, и через год, забрав документы, уехала в Москву. В Щукинское училище Ирина поступила сразу. «Ирка была умной, но вовсе не сложной натурой, - вспоминала Елена Казаринова, однокурсница по Щукинскому училищу. - У всех нас в компании были прозвища - Женю Дворжецкого звали Дворжик и Нос, я соответственно Каза, Иру величали Метлой. Но только за глаза - смельчаков попасть под холодный душ ее глаз не находилось. Конечно, мальчишки ходили за ней толпами. Она и Нина Дворжецкая были главными красавицами курса. Но близких подруг у Иры не было, да и кавалеров она предпочитала держать на расстоянии».
Евгений Дворжецкий рассказывал: «Какое-то время я даже был влюблен в нее. Не я один. В училище на нее мужики западали. Когда Метла проходила, творилось нечто. Глаз останавливался сразу. Она даже кокетничала, но ни о какой доступности не могло быть и речи. Удивительно, что при своей красоте Метла была очень деловой. Она начала сниматься очень рано, но как-то так умела устроиться, что у нее никогда не было конфликтов с начальством, все сдавала вовремя. Она входила в кабинет ректора и получала любую подпись. При этом ничего специально такого она не делала: просто ей не могли отказать».
За отличную учебу Ира получала повышенную стипендию, и уже на четвертом курсе была принята в труппу театра «Современник». Ее героини поражали сочетанием жесткого начала и жертвенной сущности. Такова была ее Ольга из фильма «Палач» - мстя за разрушенную любовь, журналистка разряжает в подонка охотничье ружье. Такова была Анна, героиня драмы «Роман «alla russa», лишившая себя права на личное счастье из сострадания к изувеченному человеку. Такова была и княгиня Верховская из исторической драмы «Черная вуаль» - светская львица, ставшая сестрой милосердия в военном госпитале. Такой могла стать ее Анна Каренина - Сергей Соловьев только Ирине прочил эту роль, но сначала на фильм не нашли денег, а потом было уже поздно. Героини Метлицкой были очень разные, но их объединяло одно - они знали подлинную цену любви и умели любить.
«Она очень рано созрела, как актриса, - делилась воспоминаниями Лия Ахеджакова, - Ее все любили в театре, она была легкая, блистательная, красивая и всегда улыбалась. Я никогда не видела ее мрачной, депрессивной, угрюмой. При ней забывалось, что жизнь трудна, хотелось говорить: «Жизнь прекрасна!». Я видела, как начинался ее роман с Сережей, все происходило в театральных коридорчиках, на лестнице. И по тому, как светились два черных Сережкиных глаза, и как лучилась Ира, было ясно, что это не просто романчик. Это был удивительно красивый союз!».
Сережа - это муж актрисы, актер и режиссер Сергей Газаров. Они познакомились с Ириной, когда она только-только пришла в театр, и четырнадцать лет прожили вместе, родив двух сыновей. «Денег не хватало ни на что, - вспоминала Казаринова. - Ира питалась исключительно яблоками и дешевым сыром, утверждая, что это особая диета. Жить в общежитии она не могла: не по-королевски это - драить общую кухню и бегать в халатике и бигудях. И какое-то время прожила в нашей квартире, у нас-то Ирка и оттаяла - никакой звездной болезни, как выяснилось, в ней не было и в помине. Это артистическая натура подталкивала к играм в жизни. А потом появился Сережа Газаров - и Ира стала просто влюбленной, абсолютно земной женщиной».
«Первый день, когда я увидел Иру, мне очень запомнился, - вспоминал Сергей Газаров. – «Современник» поехал на гастроли в Минск, в поезде мне сообщили, что моей партнершей будет молоденькая, хорошенькая актриса из «Щуки». Я подумал: «Ну и пусть будет, коль хорошенькая». Приехали в Минск, устроились в гостинице. Я стою на балконе и вижу - девушка идет по улице. Я сразу понял, что это именно она и так засмотрелся, что чуть с балкона не слетел. А потом мы начали репетировать вместе, и обнаружилось, что Ирина для меня очень родной человек. Я сначала не понимал, как на нее реагировать. Красивых женщин много - но она была не просто красивой женщиной, в ней была тайна, то, о чем мечтает любой мужчина, тайна, которую не удается разгадать, а так хочется, и потому желание быть рядом со временем только возрастает. Обескураженный, я даже у нее спросил: «Я, наверное, не первый человек, который от тебя обалдел, скажи, в чем твой секрет?». Она ответила: «Не надо в этом копаться, если ты узнаешь меня до конца, все очарование рухнет». Мы прожили четырнадцать лет в состоянии абсолютного счастья, а Ира так и осталась для меня тайной».
Когда только рождался этот союз, Ирина жила в маленькой комнатке в коммунальной квартире в Большом Власьевском переулке. Чтобы не беспокоить соседей, Сергею иногда приходилось приходить в гости к Ирине через окно. Однажды бдительные стражи порядка поймали пылкого влюбленного и доставили в милицию. Правда, ознакомившись с ситуацией, сами подсадили к окну. «Удивительно, но холодная и неприступная Ирка оказалась подлинным вулканом, а не уроженец Баку Сережа, - вспоминала Елена Казаринова. - Влюбленная Метлицкая светилась таким счастьем, что могла отогреть кого угодно. Глядя на нее, люди поневоле начинали улыбаться. Ирина и не думала скрывать ни начинавшегося романа, ни потом силу своей любви к мужу».
Их брак был красив и гармоничен, несмотря на кажущиеся значительные различия. Вскоре у них родился сын Никита, а спустя два года - Петр. «Это было удивительно, никто даже не знал, что Ира беременна, - вспоминал Сергей, - В июле мы закрыли сезон в театре, ушли в отпуск, а вернулись в сентябре уже с ребенком. И второй точно так же появился, во время отпуска. Коллеги шутливо спрашивали - в каком универсаме мы покупаем ребятишек?».
«Она как-то умела все делать легко, - говорила Лия Ахеджакова, - и рожала легко, и кормила легко, и успевала семье всю себя отдать, и на репетицию прибежать. У нее было легкое дыхание...»
Олег Табаков, увидев Иру, был очарован: «Она появилась на сцене и ушла, а у меня осталось впечатление, что я атом солнца проглотил».
После девяти лет работы в «Современнике», Метлицкая получила предложение от Романа Виктюка, который попросил Метлицкую сыграть Лолиту. Будучи уже взрослой женщиной с двумя детьми, она сумела сыграть юную девушку - хрупкую, ломкую и в то же время ужасающе противную. Она изображала куклу, как того хотел режиссер, но в то же время дала почувствовать зрителю, что ее героиня куклой не была.
Евгений Дворжецкий рассказывал: «Невероятный случай для красивой актрисы - она была умна. Ее эротизм имел интеллектуальный налет, может быть, поэтому она потрясающе играла героинь Серебряного века. Еще более невероятно для актрисы - она была преданной режиссеру. В свое время ушла из престижного «Современника» за бездомным режиссером Виктюком, таскалась за ним по всем площадкам. Испытала шок, узнав, что он на ее роли вводит других актрис.
- Что же он теряет самых преданных людей? - удивлялась она.
Последний год на нее многие обижались - стала капризной, конфликтует. А она скрывала, что тяжело больна и иногда нервы сдавали. От болезни сильно похудела. И хваталась за абсолютно дежурный комплимент: «Ирка, хорошо выглядишь», как за соломинку. На ее похоронах, говорят, в голос плакали даже сильные мужчины».
«Я видел рождение звезды, - вспоминал Сергей Маковецкий, который играл с Ириной в спектакле «Мадам Баттерфляй». - Это происходило за моей спиной, потому что мой герой все время смотрел в зал. Боковым зрением или даже какими-то нервными окончаниями я чувствовал ее выход на сцену. В этот момент в нее влюблялись все - и мужчины, и женщины - это был выход звезды. А потом она вытворяла немыслимое: болтаясь на перекладине вниз головой, рассыпав свои шикарные волосы по полу, она произносила длинный шокирующий монолог с какой-то хулиганской легкостью и дерзостью. Казалось, ей все давалось легко, без усилий».
За Ириной ухаживали мужчины, но она к этому относилась с вежливой холодностью. Она любила только своего Сережу, который страшно ее ревновал к партнерам по сцене, случайным прохожим, которые бросали на нее восхищенные взгляды, и при желании находил ее в любом конце земного шара. Порой Ирина, уезжая на съемки, сама не знала, в какой гостинице она остановится, но лишь только она пересекала порог номера, раздавался телефонный звонок - звонил Сергей.
Ей завидовали, а мужа записывали чуть ли не в мафиози. «Мы не жили роскошно, - говорил Сергей, - в юности приходилось экономить на всем, и большинство Ириных великолепных нарядов были сшиты и связаны ее собственными руками, даже костюм к свадьбе для меня она сшила сама. У нее были золотые руки, трудно вообразить, что она не умела делать. Меня удивляло, откуда у нее столько сил и энергии».
«То, что это необычная женщина я понял сразу, едва увидев ее на съемочной площадке, - рассказывал актер Андрей Соколов, который снимался с Метлицкой в двух картинах. - Она казалась холодной и сдержанной, но какая страсть, какое глубокое познание жизни и чего-то большего, посланного ей свыше, светилось в ее глазах! Мне кажется, булгаковская Маргарита была именно такой: удивительно, Ириной хотелось любоваться, восхищаться, с ней было приятно общаться, но никогда не возникало желания приударить за ней. И не потому, что рядом был ее муж - Сергей всегда сопровождал ее на съемках. Мне казалось, что такая фамильярность могла бы ее обидеть - то, что между Ирой и Сергеем неземная любовь, было видно невооруженным взглядом».
Метлицкая принимала участие в спектаклях Театра Луны,играла Феодору в спектакле «Византия». Театр всё с большим упорством навязывал актрисе амплуа прекрасной и коварной соблазнительницы.
Киноэкран 1990-х годов открыл Ирину Метлицкую как идеал женственности. Первой заметной киноролью Метлицкой стала учительница в фильме «Куколка», снятом в 1988 году режиссером И.Фридбергом.
Но от многих ролей она отказывалась: «Предлагают (сниматься) очень много. Но я много отказывалась - и раньше и, наверное, даже больше сейчас отказываюсь, потому что сценарии, которые приносятся, мне уже неинтересны. Я читаю; если я какую-то искру вижу в этом сценарии, я пытаюсь поговорить с режиссером, понять: он может вот это хорошее развить? К сожалению, очень часто так бывает: разговариваешь – замечательно понимаем друг друга, просто потрясающе. Как только дело доходит до работы, ты видишь, что человек, оказывается, имел в виду всё совершенно другое. То, что в нашем кинематографе сейчас, это не эротика, это порнография, причем хорошая такая, грубая, примитивная. Это же не эротика, ничего общего. Эротика, в моем представлении, - это когда достаточно одного жеста, но сделанного так, что это рождает эротические эмоции».
Когда молодая, красивая и блистательная Метлицкая в 1995 году вышла на сцену в качестве ведущей Московского кинофестиваля, никому и в голову не приходило, что врачи ей поставили страшный диагноз «острый лейкоз» (рак крови). До последнего момента только самые близкие знали, что Ира смертельно больна – и ее внезапная смерть удивила многих.
«Мы снимались вместе в картине «Черная вуаль», - вспоминал Сергей Маковецкий, - Ирина была весела, без тени утомления делала дубли: только потом я понял, почему она так тщательно гримировалась, чтобы никому и в голову не пришло, что она нездорова». Она не хотела тревожить других своей болезнью, старалась остаться в памяти жизнерадостной и веселой. Ей это удалось, и тем отрезвляюще горче прозвучали на похоронах слова ее матери: «Если бы вы знали, как тяжело умирала моя дочь...»
Александр Прошкин – режиссер фильма «Черная вуаль», рассказывал о Метлицкой: «Живой и естественный, даже я бы сказал смешливый человек. Сейчас уже, когда... анализируя через время, зная, что произошло, я понимаю, что это был человек невероятной внутренней силы. Потому что, вероятно, на нашей картине её настигла болезнь. И если в начале она была очень легким человеком в общении – в группе, с товарищами, - вдруг где-то на середине произошел какой-то сбой. Что-то стало её сильно беспокоить, мучить. Я это начинаю понимать опосредованно. Вдруг она начинала срываться на ком-то. Но тут же брала себя в руки и в работе была идеальна. Представьте себе, если надо было преодолеть физическую боль, – может быть, я не знаю. А выглядело это со стороны такими дамскими капризами. Через два часа, в перерыве съемки, сидела хохотала со всеми. Только если кто-то рядом курил, она очень остро реагировала, чего раньше не было».
Актриса перенесла две операции: Газаров находил лучших европейских онкологов, возил жену в Париж.
- Ты знаешь, - говорила Метлицкая подруге, вернувшись из Франции, - если выживу, из профессии уйду. Хочу другого, мне не хватает в этой жизни чего-то настоящего, духовного… Теперь только по книжкам стараюсь хоть как-то добирать.
«Однажды, - рассказывал Газаров, - когда Ира еще не знала, что больна, она как-то очень внимательно посмотрела на меня и сказала: «А ты знаешь, что ты меня похоронишь?». Я был ошарашен, и попытался все перевести в шутку, но Ира взглядом договорила свою мысль - она умела говорить взглядом. Я увидел, как в этот миг в ее глазах блеснула остановка жизни, словно кто-то сверху ей подсказал будущее: Я все время задаю себе вопрос: «А все ли я для нее сделал?», - и мои ответы ужасны. В вопросах ее лечения я один принимал решение, я получал информацию от врачей, от наших и заграничных, от традиционных и любых других, каких только возможно. Может быть, ее можно было вылечить, но тогда я не знал такого способа. И сейчас не знаю. Для меня день ее смерти стал точкой моей жизни. Меня часто спрашивают, как я это пережил? Я не пережил: это нельзя пережить, это горе живет во мне, меняет свою форму, проявление, но продолжает жить. Время не лечит, мне не стало легче: стало хуже. Но я пытаюсь бороться с этим ради сыновей. Они не должны начинать жизнь с отрицательного заряда - у них впереди большая жизнь».
Ирина Метлицкая умерла 5 июня 1997 года, не дожив ровно 4 месяца до своего 36-летия. «Я не узнала Иру в гробу. - Лена Казаринова, сказав это, расплакалась в голос. - Тонкие кости шириной в несколько сантиметров были обтянуты кожей. На веки ей положили, кажется, килограммы грима - глаза не хотели закрываться. Волшебных золотых волос не было. А характер она проявляла до последнего. Уже не встававшей с постели, ей очень захотелось мороженого. Но еще была пневмония, и ей отказали. Метлицкая из последних сил надменно произнесла: «Я хочу мороженого. Чтобы мухой сгоняли!». Сергей кинулся выполнять. Она съела ложечку и умерла».
Она могла сыграть героинь Бунина, Тургенева, Чехова, Толстого. Но… просто не успела.
Ирина Метлицкая была похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.
В 2007 году об Ирине Метлицкой был снят документальный фильм «Умереть красивой. Ирина Метлицкая».
Текст подготовил Андрей Гончаров
Использованные материалы:
Текст статьи «Ирина Метлицкая. Уходящая натура», авторы: К.Романенкова, Т.Алексеева
Материалы сайта www.press.try.md
Материалы сайта www.kino-teatr.ru
Материалы сайта www.cinemotions.blogspot.com
Материалы сайта Википедия
Роли в театре
Московский театр «Современник»
«Мелкий бес» — Людмила
«Крутой маршрут» — Каролла
«Звёзды на утреннем небе» — Клара
Театр Романа Виктюка
«Мадам Баттерфляй»
«Лолита» по роману Владимира Набокова — Лолита
Московский Театр Луны п/р С.Проханова
«Византия» — Феодора
Роли в кино
1978 — Расписание на послезавтра — Катя Шумейко
1985 — Личное дело судьи Ивановой — учительница литературы
1986 — Не забудьте выключить телевизор — Томка
1986 — Мы веселы, счастливы, талантливы! — официантка
1986 — Выкуп — Мари
1987 — Оглашению не подлежит — Вера
1988 — Радости земные — Алла Филимонова
1988 — Куколка — Елена Михайловна
1990 — Палач — журналистка Ольга
1992 — Танцующие призраки — Наталья Сергеевна
1992 — Мелодрама с покушением на убийство — Тамара Малышева
1992 — Катька и Шиз — Светлана Петровна
1993 — Макаров — Марго
1993 — Шейлок — Порция
1993 — Сотворение Адама — Нина
1993 — Раскол — Землячка, Розалия Самойловна
1994 — Я люблю — Марго
1994 — Роман «Alla russa» — Анна
1994 — Мсье Робина — Прабабушка
1994 — Любовь, предвестие печали — Мария
1995 — Экзерсис N5 (короткометражная новелла киноальманаха Прибытие поезда)
1995 — Чёрная вуаль — Верховская
Мать актрисы Ирины Метлицкой: «Сыновья Иры не смотрят ее фильмы. Не хотят, чтобы кто-то увидел их эмоции...» Комментарии: 41
Одной из самых красивых женщин российского кино исполнилось бы 50 лет [видео]
Большинству зрителей она представлялась женщиной неземной, таинственной. В интервью эта утонченная красавица избегала разговоров о личной жизни. Хотя она у нее складывалась очень удачно - любящий муж, двое сыновей-погодков.
И интересными ролями в кино и на сцене она не была обделена. Но злым роком ей была отпущена короткая жизнь. Ирина Метлицкая ушла из жизни 5 июня 1997 года, не дожив четыре месяца до своего 36-летия... Сгорела от рака крови.
Об Ирине Метлицкой «Комсомолке» рассказала ее мама - Татьяна Павловна Метлицкая.
- Правда, что Ира в детстве была совершенно неартистичной девочкой?
- Да, она вообще не любила, когда на ней сосредоточивали внимание. Была скрытной. Кошкой, которая гуляет сама по себе. Впрочем, ее замкнутость объясняется нашим с ней кочевым образом жизни. Когда я разошлась с мужем, мы с Ирой вынуждены были жить около восьми лет на съемных квартирах.
Никого особо туда не приведешь - ни друзей, ни подружек, и Ира большую часть времени проводила в одиночестве. В школьной самодеятельности не участвовала - ходила в танцевальный кружок, куда я ее записала. В Минске, куда мы переехали из Северодвинска, поступила на физико-математический факультет Белорусского государственного университета. Но, проучившись полгода, неожиданно заявила: «Я еду в Москву учиться на актрису». И со следующего учебного года была студенткой Щукинского училища.
- За Сергея Газарова, известного актера, она вышла замуж еще в студенческие годы...
- Можно сказать, она в Сергее растворилась. Ей важнее было, что она жена и мать, а не актриса. В супружестве всегда придерживалась правила: чтобы мужчина был счастлив, его надо любить беззаветно и ничего не просить взамен. Мальчишки давно живут самостоятельной жизнью: старший Никита окончил Высшую школу экономики и работает финансистом, а Петя в Америке пробует себя в качестве саксофониста.
- Они наверняка очень остро восприняли ранний уход матери...
Ирина Метлицкая.
Ирина Метлицкая.
- Конечно. Восьмилетний Петя цеплялся за юбки всех наших знакомых женщин. И к первой своей учительнице всегда притулялся - смотришь, а он уже повис на ней ручонками. Ему особенно не хватало матери. Но никто из внуков не любит открыто вспоминать и говорить об Ире. Они даже фильмы с ее участием стесняются смотреть - чтобы никто не видел их эмоций. Все держат в себе.
- А Газаров потом женился?
- У него сейчас очень хорошая семья - растет пятилетний мальчик. Мне порой кажется, что нынешняя жена Лена ему больше подходит, чем Ира. Она более самодостаточная, энергичная. Ира же полностью была подчинена Сергею. Но, спасибо Газарову, он бережно хранит дочь в памяти: ему ее не хватает. Он даже мне иногда признается: «У меня часто появляется желание назвать Лену Ирой...»
- В 90-е ваша дочь была подающей надежды актрисой. Сейчас она бы приобрела звездный статус - стала бы знаменитостью?
- Известность стороной ее и на взлете карьеры не обошла. Но к ролям Ира подходила избирательно - в сериалах, обеспечивающих популярность, точно участвовать отказалась бы. Она мечтала играть загадочных женщин начала XX века, современные огламуренные красотки были ей не по духу. Много красивых женщин на свете, но Ира сразу обращала внимание на себя своим взглядом. Я с самого ее детства поражалась, сколько мудрости и глубины заключено в ее глазах...
К картинке: Роль прекрасной мстительницы в фильме «Палач» - одна из самых известных в фильмографии актрисы.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО: Ирина МЕТЛИЦКАЯ
Родилась в 1961 году в Северодвинске. С детства собиралась заниматься естественными науками, но в 17 лет сыграла в фильме «Расписание на послезавтра» и решила стать актрисой. Снималась в картинах «Личное дело судьи Ивановой», «Палач», «Катька и Шиз», «Куколка», «Макаров», «Черная вуаль». Была претенденткой на роль Анны Карениной в фильме Сергея Соловьева (роль в итоге через много лет сыграла Татьяна Друбич). Играла в «Современнике» и Театре Романа Виктюка (у последнего она исполнила роль набоковской Лолиты).
СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Роман Виктюк - об Ирине Метлицкой: «Ее признали профнепригодной, а я взял ее в свой театр»
Накануне юбилея актрисы «Комсомолка» пообщалась с известным режиссером ( читайте подробности)
Витвицкая В.А., Миронов до народного СССР просто не дожил, его обычно под пятидесятилетний юбилей давали, и театральному актеру светило гораздо быстрее, чем киношному. А когда актер был успешен и в кино и в театре, тут уж....
Звания не знаю, а Госпремии дают посмертно: Борисову Украина присудила в 1995 за "Зайцев", а Солоницыну за "Остановился поезд", но тот просто не успел ее получить. А Олега Борисова уже пять лет как не было в живых к моменту присуждения высокой государственной награды. Оскар еще дают посмертно, так что все бывает, но если премия может быть очень кстати семье умершего актера, то звание - просто приятный момент для близких и поклонников. Хотя и с горечью, все нужно делать вовремя.
В советское время чехарда с распределением званий тоже была ещё та. Дело в том, что тогда звания давали ощутимые льготы, а теперь это просто вопрос престижа. Но и тогда , если за актёра было кому "похлопотать", он мог получить звание быстро. А кто-то играл главные роли и в кино,и в театре, а до звания так и не дослужился.Например, Андрей Миронов умер народным артистом РСФСР, до народного СССР он так и не дожил. Про Олега Даля и Владимира Высоцкого уже говорили.