Евгения Кемарская

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Евгения Кемарская фотографии

Кемарская Евгения Анатольевна

09.09.1929 - 08.12.2023

Фильмография: 5 работ в 5 проектах

биография

Родилась 9 сентября 1929 года в городе Артемовск (ныне - Донецкой области) Украинской ССР.

Театральный режиссер, актриса.
Заслуженная артистка РСФСР (4.05.1981).

Племянница народной артистки РСФСР Надежды Кемарской (1899—1984).

Окончила Одесское театральное училище и ГИТИС им. А. Луначарского (режиссерский факультет).

Работала главным режиссером Ногинского областного драматического театра в 1963-1988 годах. Ставила спектакли в Москве, Санкт-Петербурге, Калуге, Белгороде, Ашхабаде, Чехословакии.
В Московском театре им. Гоголя в 1997-2012 годах была режиссером-постановщиком.

Ушла из жизни 8 декабря 2023 года.

театральные работы

Режиссер спектаклей: "Иванов", "Записная книжка Тригорина", "Долетим до Милана", "Марлени", "Безобразная Эльза", "Мое преступление", "Черное молоко", "Нечаянный свидетель" А. Арбузова (1981, постановка И. Владимирова, Ленинградский театр им. Ленсовета).

Режиссер-постановщик спектаклей: "Семь жизней Вл. И. Немировича-Данченко" (МХАТ им. А. П. Чехова), "Твой образ милый и далекий" (Дом-музей К. С. Станиславского), "Вечер несерьезного рассказа" (Театральная группа А. Шевлякова).

призы и награды

Кавалер ордена “Знак Почета”.

театр

фотографии

публикации

  • Еще звучит ее мелодия
  • “Мэри, Мэри - чудеса, Мэри едет в небеса”, - задорно пела шестилетняя Женя Кемарская, становясь на табурет и воображая из себя Любовь Орлову.

    Евгения Анатольевна родилась в городе Артемовск Донецкой области, но вскоре семья переехала в Одессу. Война забросила школьницу в Стерлитамак. В тот же башкирский город было эвакуировано Рижское пехотное училище. Там и началась, если так можно сказать, актерская карьера Жени Кемарской. Девочка ходила в танцевальный и драматический кружки, открытые при Доме офицеров, и с удовольствием выступала. Она вдохновенно играла Рашель (“Васса Железнова”), удачно перевоплощалась в шпионку (водевиль “06”) и пела в джазе. А ее неподражаемый Гриша Луценко из рассказа Вадима Полякова вызывал у солдат море восторгов и эмоций.

    Сцена манила Женю еще и потому, что перед глазами был блистательный пример ее тети, народной артистки РСФСР Надежды Кемарской, которую В. И. Немирович-Данченко взял в труппу с третьего курса консерватории. Словом, к моменту окончания школы Евгения уже почти не сомневалась, что станет актрисой, и всячески сопротивлялась желанию родителей-медиков направить ее учиться на врача.

    Вернувшись из эвакуации в Одессу, Женя поступила в университет на филфак, но одновременно была принята в музыкальное училище( по классу фортепьяно), Одесское театральное училище и в консерваторию на вокальный факультет. Учиться начала в университете и в училище, а спустя год окончательно выбрала театральный факультет.

    Первый сезон в Одесском театре Советской Армии отмечен ее прекрасными работами. Кемарская сыграла Катю Татаринову в “Двух капитанах”, Сашеньку в “Живом трупе” и другие роли.

    Все шло своим чередом. Но молодой актрисе не сиделось на месте. Как-то спонтанно, просто за компанию, она решается вместе с группой выпускников ехать в Москву поступать в ГИТИС (ныне – РАТИ) на режиссерский факультет. Вскоре перед Евгенией встает вопрос, где учиться. Ведь ее принимают и в Школу–студию МХАТа, и в Щукинское театральное училище и, наконец, в ГИТИС. Выбор пал на третье учебное заведение. Главным образом потому, что на режиссуру попасть было сложно: победителям завидовали, говорили: “крупно повезло”. Своего, сознательного, решения у нашей героини тогда не было. Кемарская называет это случаем, определившим всю ее дальнейшую судьбу.

    Чтобы состояться в искусстве, по мнению Немировича-Данченко, требуется три компонента: талант, труд и удача. Незаурядные способности Е. Кемарской признавали все. Работу, всегда непростую, всегда неподъемную, судьба подбрасывала Евгении неустанно, словно в печку дрова. А удача находила ее сама. Эта капризная птица ее полюбила.

    После окончания режиссерского факультета ГИТИСа Евгения получила весьма лестное предложение – стать ассистенткой своего учителя Ю. Завадского, но отказалась:

    - Нет, Юрий Александрович, это не для меня. Я хочу ставить четыре спектакля в сезон, а не один в четыре года, как одна из ваших ассистенток.

    В другой момент, когда после аспирантуры появился выбор: стать педагогом Школы-студии МХАТа или занять должность главного режиссера одного из областных театров, Кемарская, естественно, склонилась к тому, что труднее.

    - Мне казалось, что работу актрисы и режиссерский поиск я смогу совмещать, - признается Евгения Анатольевна. - Но все изменилось, когда в 1963 году, в возрасте 34 лет, я неожиданно стала главным режиссером областного Ногинского драматического театра. Тогда я поняла, что если стану думать о себе, как об актрисе, то буду отнимать счастье у своих коллег-актрис. Поэтому я выходила на сцену только в случае производственной необходимости.

    Большая цель, как говорил тот же Завадский, рождает большую энергию. Проработав в Ногинском театре 30 лет и 25 из них - главным режиссером, Е. Кемарская поставила более 60 спектаклей. Безупречный вкус и тонкая режиссерская интуиция помогали ей в любые времена находить в драматургии актуальные пьесы. Причем внутреннее чутье не позволяло идти на компромиссы, слепо подстраиваясь под вкусы публики. Даже за спектакли, поставленные к съездам и юбилейным датам, Кемарской сегодня не стыдно, потому что она отдавала предпочтение лучшим произведениям того времени. Такие спектакли, как “Святая святых” И. Друцэ, “В списках не значился” Б. Васильева, “Заседание парткома” А. Гельмана и другие были награждены дипломами фестиваля “Золотая осень”.

    Все это не могло не радовать режиссера. Но более целостное ощущение счастья возникало от прикосновения к классике, особенно к чеховскому наследию. Еще в дипломных спектаклях Евгения Кемарская играла Нину Заречную в “Чайке” и Ольгу в “Трех сестрах”. Безусловными режиссерскими удачами и, так сказать этапными работами, можно считать спектакли “Кукольный дом”, “Васса Железнова”, “Бесприданница”, “Орфей спускается в ад”, а также ее “Платонова”, поставленного по пьесе А. Чехова “Безотцовщина”. Среди творческих побед, завоеванных на других сценах, нужно, прежде всего, назвать спектакли, поставленные в Чехословакии (“Валентин и Валентина”) в Калуге (“Энергичные люди”) и в Москве со студентами Щепкинского училища (“Лошадь Пржевальского”).

    В сердцах театралов со стажем до сих пор жива ностальгия по тому Ногинскому драмтеатру, который тревожил и утешал, отвлекал от бед и заставлял думать. Если зрители помнят Кемарскую, то актеры тем более трудно переживают разлуку с режиссером.

    “Вы – наша мелодия”, - так назвали они одно из писем, обращенное к ней. И дальше никаких дежурных фраз, одни признания, одна поэзия: “…по театру гуляла любовь, похожая на прекрасную мелодию. Мелодия эта еще звучит в нас. Мы еще стараемся жить по законам доброжелательности и тепла, оставленным нам, как дорогой подарок. Мелодия еще звучит, но инструменты со временем портятся. Надо бы приехать, настроить их. Мы Вас всегда ждем. Ваши “дети” - ногинские актеры.”

    Режиссер Кемарская убеждена, что в театр надо приходить на всю жизнь, а не скакать с места на место, добиваясь только какой-то своей славы и не делая ничего для людей, с которыми ты работаешь. Ведь главный режиссер должен предвидеть и выстраивать жизнь театра на многие годы.

    Целая эпоха прошла перед глазами заслуженной артистки России, кавалера ордена “Знак почета” Евгении Кемарской. Но любой позавидует ее интересу к жизни. Не утрачен шарм. Не утрачено так важное для режиссера чувство времени. Цельный и динамичный рисунок ее спектаклей наполнен музыкой сегодняшнего дня и заставляет по-новому воспринимать известные сюжеты. Восемь лет во МХАТе идет ее спектакль “Семь жизней Немировича-Данченко”, созданный по письмам и дневникам Владимира Ивановича и его современников. Третий сезон живет спектакль “Твой образ милый и далекий”, основанный на переписке А. П. Чехова и О. Л. Книппер. Он с успехом шел на российских сценах, а также в Германии, США, на престижном фестивале в Баден-Вайлере в Австрии. В прошлом году с молодой актрисой театра и кино Юлией Тарховой Евгения Анатольевна поставила моноспектакль “Несерьезные рассказы”.

    В ближайшие планы режиссера входит постановка спектакля к 60-летию Великой Победы.

    Ногинские театралы поздравляют Евгению Анатольевну с 75-летием и желают счастья, здоровья и новых творческих достижений!

    Зульфия ОКОРОКОВА

    11.09.2004

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение