Наталья Тагиева

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Наталья Тагиева (Nataliya Tağıyeva) фотографии

Тагиева Наталья Валеховна

Nataliya Tağıyeva

24.12.1957 - 16.01.2005

Фильмография: 7 работ в 7 проектах

новое сообщение


Забыли пароль? Регистрация Вернуться назад
Войти через Вконтакте Войти через Яндекс Войти через Mail.ru

Изменить порядок сообщений

обсуждение

  • 12   Петра Тётя   23.12.2023 23:50
    №6 сергей сергеевич дядя
    красивая была женщина. вечная и светлая память.
    а какой психологизм, какое проникновение в роль
    цитироватьсообщить модератору
  • 11   Moderato   11.09.2018 22:41
    Заслуженная артистка Азербайджанской ССР (1988).
    Народная артистка Азербайджана (28 октября 2000).
    По другим данным - родилась в 1954 году.
    цитироватьсообщить модератору
  • 10   Ростов-на -Дону Чалтырь   10.11.2015 23:29
    Моя любимая Наташенька для меня ты в моей памяти всегда жива ты это наше детство и юность с первого по десятый класс так хочется с кем нибудь поговорить о тебе.Я знаю ты меня слышишь мы с тобой и после школы не расставались, помню люблю светлая тебе память .Эльмира Вартанян Кировабад школа 28
    цитироватьсообщить модератору
  • 9   Лёша Волков 1983  (Ярославская обл., Рыбинск)  16.01.2015 01:22
    Вот и прошло уже 10 лет, как ушла из жизни актриса Азербайджанского театра - Наталья Тагиева (Наталья Багирова). Светлая память!
    цитироватьсообщить модератору
  • 6   сергей сергеевич дядя  (соликамск)  24.12.2013 18:38
    красивая была женщина. вечная и светлая память.
    цитироватьсообщить модератору
  • 5   Leyla  (Баку)  24.12.2012 11:13
    Бесподобная характерная актриса. Замечательный, светлый человек. Вечная память...
    цитироватьсообщить модератору
  • 4   Валентина Мусаевна  (Баку)  12.12.2012 17:43
    Уважаемые коллеги, друзья, поклонники театрального искусства!
    Наталья Валеховна Багирова, в замужестве Тагиева, народная артистка Азербайджана, актриса русского драматического театра им.С.Вургуна,родилась 24 декабря 1957 года.
    Убедительная просьба к модераторам. Пожалуйста, сделайте исправления в текстовой информации, заменив отчество и дату рождения. Спасибо за понимание и поддержку.
    Завлит РДТ им.С.Вургуна В.Резникова
    цитироватьсообщить модератору
  • 3   Gayana  (New York)  03.05.2011 20:08
    Я была потрясена, узнав о смерти Наташеньки Багировой. Именно с такой фамилией я искала ее в интернете. Мы жили в соседних домах и дружили с ней, знала брата ее Вахида, часто бывала у них дома , у тети Вали.Учились в одной школе ( # 28 города Гянджи) .Наташа, ещё учась в школе , копировала всех, особенно она любила копировать своего папу.И мы тогда все говорили, что она станет настоящей великой актрисой. Как же жаль, что ее нет.
    цитироватьсообщить модератору
  • 2   Шахла  (Баку)  23.12.2010 11:18
    Ее актерская биография началась на сцене РДТ им. С.Вургуна в конце 70-х годов, когда она сразу после окончания Азербайджанского театрального института пришла в этот театр (тогда она была Наташей Багировой). И до конца своей жизни она была связана с ним. Дистанция от лирических до острокомедийных образов была пройдена ею с божественным знаком талантливости, возраставшей от роли к роли. Сейчас трудно представить, что, к примеру, трепетная, нежная, с огромными, горящими любовью глазами красавица Хумар в спектакле “Шейх Санан” Г.Джавида и “вреднючая” Дотти Одли (ее последняя роль) в спектакле “Театр” М.Фрейна - это одна и та же актриса. Истинная цена таланта была у Натальи Тагиевой на высшей планке художественной значимости (не в пример девальвированному значению понятия “талант” по невысокой “шкале ценностей” у современных “звезд”). Она блистала талантом мастера перевоплощения, даря зрителю минуты и часы истинно комедийного наслаждения.
    Наталья Тагиева - это Луиза (“Восемь любящих женщин”), Китти (“Похороны в Калифорнии”), Настасья Филипповна (“Идиот”), Дойра (“Закат”), Флоренс (“Ловушка”), Хиллари (“Чествование”), Марианна (“Идеальная пара”), Леа (“Азалия”), Мария (“Двенадцатая ночь”), Месьма ханум (“Встретимся на Торговой”), Зиба ханум (“Визирь Ленкоранского ханства”) и еще множество ярких, сочных, колоритных образов.
    Гордая, загадочная красавица Хумар в “Шейхе Санане” и своенравная экспансивная красавица Настасья Филипповна в “Идиоте” - какие разные они были в исполнении Н.Тагиевой. Героиня Ф. Достоевского отличалась в спектакле не только красотой, но и острым, живым умом, силой характера. Н.Тагиева в этом образе будто бы воссоздала всю драматическую биографию молодой женщины, страницы ее трудной и горькой судьбы. Внешняя красота Настасьи Филипповны в исполнении Н.Тагиевой подчеркивалась глубиной внутреннего человеческого содержания ее образа. А вот что писала критика о другой замечательной роли Н.Тагиевой - Зибы ханум в спектакле “Визирь Ленкоранского ханства” М.Ф.Ахундова: “...Звездная роль Н.Тагиевой в этом спектакле стала одним из самых весомых и заметных вкладов в его художественную ценность. Колоритный образ хитрой, вздорной, скандальной, одновременно недалекого ума бабенки будто срисован актрисой “с натуры” хорошо знакомых нам в быту классических истеричных женщин, придающих малопривлекательный облик прекрасной половине человечества. Создавая яркую, откровенную карикатуру, Н.Тагиева не боится “жертвовать” собственной довольно недурной внешностью (что для женщины почти что подвиг) и воплощать в спектакле такое внешнее и внутреннее уродище, что и узнать актрису удается не сразу. Ее Зиба ханум, претендующая на роль первой хозяйки и заправилы дома Визиря, во всех домашних “битвах” терпит поражение (как и бывает со слишком самонадеянными и нахальными людьми). Н.Тагиевой удается во всей полноте и глубине разоблачить свою героиню...”.
    Содержание других комедийных ролей Н.Тагиевой является доказательством ее огромного таланта в мастерстве перевоплощения. Можно ли забыть ее Марианну в спектакле “Идеальная пара” В.Попова, где смена персонажей Н.Тагиевой повергала зрителя в шквалы смеха. Актрисе удавалось с ювелирной точностью подмечать все внешние особенности и психологические оттенки каждого персонажа. Ибо Н.Тагиева мастерски умела перерисовать образ “с натуры” и создать его в ярких, рельефных мазках художественного портрета. Создавалось впечатление, что роли даются Наталье легко, будто она читает их “с листа”, “на ходу” импровизируя, в каждом спектакле обновляя их новыми деталями и штрихами.
    Ее классическая роль Месьмы ханум в спектакле “Встретимся на Торговой”, так же, как и ее пародийные роли (примадонны Ильхамы, Ахмедика, Сары, Тони) в постановках “Все звезды”, “На бис”, “Апофигей”, многочисленных театральных “капустниках”, концертах-праздниках - все это несомненно было днями бодрого, веселого настроения зрителя. Настолько, что в сознании театралов прочно укоренилась мысль о том, что участие Н.Тагиевой в спектакле или концерте - это надежный гарант их успеха.
    Однако... Остались несыгранные роли, сыгранные... осиротели. И будут новые спектакли, но уже без Наташи, будут замены, вводы, но никто не сможет сейчас ответить - встанут ли они в один ряд с ролями Натальи Тагиевой?!
    цитироватьсообщить модератору
  • 1   Шахла  (Баку)  23.12.2010 11:14
    Убеждена, что не только мне, но и остальным они интересны как личности, состоявшиеся в профессии, в общественной сфере, как граждане, чей опыт достоин и подражания, чьи заслуги достойны пристального внимания, всеобщей благодарности, уважения и любви.

    Так было и с актрисой РДТ Натальей Тагиевой, которую много раз в театральном костюме и гриме видела на сцене в ролях разных героинь, восторгаясь ее мастерством и красотой, не замечая в ней ничего земного и прозаического. И когда весть о ее тяжелой болезни взволновала весь город, старалась внушить себе, что такое невозможно, отказываясь, как часто бывает, слушать то, во что никак не хочется верить. Зачем уподобляться любителям вникать в житейские подробности, влезать в чью-то душу, чтобы посплетничать с первым попавшимся, тем более о том, во что мне не хотелось верить…

    Я сидела в библиотеке РДТ, где всегда открытая на помощь, доброжелательная, фанатически преданная театру Тамилла Алиханова подбирала архивные фотографии для моей очередной статьи, когда туда, словно дуновение свежего ветерка вошла Наталья Тагиева. Неожиданно для меня моложавая, в своем не по театральному уютном цветастом сарафане она показалась мне цветущей красавицей с озорными лучиками в огромных грустных глазах. Какая там болезнь – неправда это!

    Она взяла свежие журналы, за которыми «забежала на минутку», а я, поймав себя на крамольной мысли о том, что лишь мельком писала о творчестве актрисы, торопливо обратилась к ней:

    - А давайте встретимся, побеседуем!

    Наташа застенчиво улыбнулась, и я, восприняв это как знак согласия, в который раз попросила Тамиллу ханум подобрать мне в своем богатом запаснике еще одну партию материалов – вырезки из старых газет, фотографии…

    Тамила ханум, конечно же, кое-что нашла… Но очерк я так и не написала… не успела. Скоро после нашей встречи Наташа уехала на операцию, на которую ее собирали все миром, потом, едва восстановив силы, вернулась на работу, чтобы участвовать в сложнейшем по темпу и психологической нагрузке спектакле «Театр» по пьесе М.Фрейна, а потом… ее не стало.

    Сегодня, когда РДТ исполняется 90 лет, театр и общественность азербайджанской столицы с особым трепетом вспоминает гражданские подвиги тех, кто волновал нас своим талантом и обаянием, кого нет с нами, я, как бы выполняя обещание, пытаюсь отдать долг священной памяти одной из лучших наших артисток, к которой жизнь оказалась жестокой… Хотя то, что пишу, будет похоже лишь на скупое жизнеописание, не согретое беседой с глазу на глаз, которая могла бы стать импровизацией, согретой живинкой, спонтанно родившимися вопросами и неординарными ответами, которые у каждого собеседника свои. Увы…

    Родилась она в Гяндже. Отец и мама не имели никакого отношения к театру, но актерские способности дочери заметили сразу. Да и как было их не заметить, если застенчивая девочка то и дело кого-то изображала, разыгрывала сценки из жизни, потрясающе копировала телевизионных героев, меняясь до неузнаваемости.

    А когда пришла в школьный драмкружок, играла так, что и дети, и педагоги не только до слез сочувствовали ее трагическим героиням, но так же, до слез хохотали над ее комическими персонажами…

    - Из тебя выйдет выдающаяся артистка, - прочили Наташе все, кто видел ее выступления, в том числе и сражавшие наповал остроумные и уморительные пародии на всех без исключения, в том числе – на педагогов, завучей и даже директора школы.

    При поддержке мамы Наташа все-таки убедила отца, и, окончив среднюю школу, с легким сердцем отправилась поступать на актерский факультет Азербайджанского государственного института культуры и искусств, где сразу же заметили способности талантливой студентки.

    Серьезная школа на занятиях по актерскому мастерству в классе народной артистки Азербайджана Джаннет Селимовой и других педагогов позволила девушке получить путевку на престижную сцену РДТ. А там молодую выпускницу довольно-таки рано удостоили чести играть сложные роли в знаковых спектаклях текущего, в том числе и классического репертуара, особенно - импонировавших ее индивидуальности героинь великого А.Н.Островского.

    В ее послужном списке уже были искренне, наотмашь исполненные персонажи всегда ярких в этом театре сказочных представлений, была с увлечением сыгранная Устинька в спектакле «Праздничный сон», когда в двадцать шесть лет молодая, практически начинающая актриса получила роль, о которой и помечтать не решаются многие служительницы театра. Ей поручили, скорее, доверили роль Настасьи Филипповны в спектакле «Идиот» по роману Ф.М.Достоевского, который и благодаря ее таланту пользовался настолько большим успехом, что много раз вместе с другими постановками становился участником активно практиковавшихся в те годы гастрольных туров РДТ по городам и республикам СССР.

    Рассказывают, что во время гастролей в Ленинграде, где на спектакли гостей из регионов непременно ходят не только «рядовые» зрители, но и профессиональные театроведы, и где привезенный РДТ «Идиот» был тепло встречен и получил положительные оценки, Наталья, тогда еще носившая фамилию Багирова, несказанно удивила специалистов.

    Когда на следующий день после представления «Идиота» день ставили спектакль «Закат» по И.Бабелю, где Багирова играла перезрелую дебелую девицу с бельмом на глазу, критики то и дело заглядывали в программки с указанием исполнителей «действующих лиц», не веря, что ее играет артистка, только вчера блиставшая в роли Настасьи Филипповны.

    У сидевших в зале естественно возникал вопрос: что может быть общего между некрасивой Двойрой, которая никак не может выйти замуж и устраивает бесконечные истерики, и красавицей, смущавшей покой многих претендентов на ее благосклонность? А ведь таким образом они признавали поистине уникальную врожденную способность азербайджанской актрисы к перевоплощению…

    В 90-е годы вынужденная привлекать публику в опустевший было зал с помощью пародий на злобу дня творческая группа РДТ подготовила много специальных программ, зацепивших зрителей, и Наталья Тагиева тратила много сил на то, чтобы обогащать эти представления особенно яркими номерами. Практически во всех из них она представала абсолютно непохожих не только на себя, но и друг на друга «типов». Тогда стали ее коронными масками узнаваемые и очень веселившие публику шаржированные персонажи - самодовольная режиссер-неудачница «Месьмя ханум»», не от мира сего деревенская красавица «Тоня из Тютюшей» и особенно полюбившийся публике челнок «Ахмедик» , в определенной степени ставшие знаковыми в создавшихся условиях.

    Вряд ли можно было сочувствовать проблемам, рассказать о которых они выходили на сцену, но театр есть театр, и готовый обманываться зритель здесь часто наслаждается просто актерской игрой, которая сама по себе несет заряд положительных эмоций. Вот и Наталья Тагиева создавая своих героев – людей с типичными для времени характеристиками - уже своим обаянием, независимо от содержания почти клоунских реприз, вызывала гомерический хохот в зале, позволяя собиравшимся в нем бакинцам расслабиться в часы непростых в истории страны испытаний.

    Талант, обаяние и профессионализм этой актрисы всегда руководили режиссерами при распределении ролей в новых спектаклях, и сегодня с болью в сердце вспоминаются колоритные личности, которых она играла в поставленных ими спектаклях – в «Шейх Санан» у Дж.Селимовой, «Театр» у А.Шаровского, «Дамы меняют кавалеров» («Кадриль») у Б.Лукинского, «Что угодно» у И.Тагизаде…

    Многострадальная возлюбленная выдающегося восточного шейха и опытная театральная прима, своенравная деревенская домохозяйка и разодетая в парчу и бархат служанка герцогини в шекспировской комедии… И везде органичная, достоверная, искренняя и весьма обаятельная, независимо от тональности и стиля произведения в целом и конкретной роли. Это врожденный талант, это любовь к делу, которое сама выбрала на всю жизнь, и еще нечто необъяснимое словами и предназначенное зрителям в качестве неоценимого подарка.

    Не потому ли Наташа никогда не боялась быть некрасивой, глупой, несуразной? Если того требовала убедительность, она становилась толстой неуклюжей уродиной и даже хромоножкой, чтобы исполняемому ею персонажу зрители верили до конца.

    Как бы специально для Тагиевой написанным воспринимается материал пьесы В.Попова «Идеальная пара» на два действующих лица, рассчитанный на перевоплощение героини.

    В течение двух-трех часов артистке приходится сыграть несколько абсолютно непохожих не только внешне, но по характеру, манерам и даже взглядам женщину. Стараясь официально оформить брак с любящим ее уже ни один год человеком, у которого, как говорится, не хватает пороха сделать решительный шаг, героиня поочередно предстает перед своим возлюбленным в качестве разных клиенток брачного агентства. То она – серьезный научный работник, то - раскрепощенная дама легкого поведения, то заморская иностранка особого менталитета, то восторженно-наивная розовощекая школьница - задача, прямо скажем, сколь непростая, столь и заманчивая для талантливого лицедея…

    Еще в студенческие годы Наташе часто приходилось играть этюды и спектакли в паре с однокурсником, теперь уже народным артистом Азербайджана Мабудом Магеррамовым, да и потом сцена часто объединяла их в спектаклях, вырабатывая какое-то особое доверие друг к другу, даря общий, один на двоих успех у зрителей. Так вот «Идеальная пара» - спектакль на двоих, и все, что там происходит, Тагиева разыгрывает с партнером Мабудом Магеррамовым, но как?

    Конечно, сегодня - увы - словами не сможешь передать ту яркую феерию, тот блеск увлеченности драматургическим материалом, внутренние ресурсы мастера, копившиеся годами во впечатлительной натуре, актрисы, упивавшейся поиском и самозабвенно делившейся находками с окружающими - сколько ни пытайся. Однако же, и памяти достаточно, чтобы оценить все то, что в отпущенное ей время сотворила на азербайджанской сцене заслуженная артистка Наталья Тагиева. Что успела подарить зрителям в Баку и многих городах России, где вместе с РДТ немало гастролировала как участник звездных постановок.

    Добрая ей память и наша благодарность!

    Галина МИКЕЛАДЗЕ
    цитироватьсообщить модератору