Лейла вошла в мою кинопамять красавицей Гюльчехрой из очаровательного музыкального фильма "Аршин мал алан". Фильм в тот год стал , как сейчас говорят, хитом, источником позитивного настроения для всех советских кинозрителей. Имя Гюльчехра стало самым популярным в исламских семьях для новорождённых девочек.
Сегодня, так совпало, я посмотрела фильм 1941 года "Сабухи", в котором роль Тубу-ханум, очаровательной азербайджанки, ставшей женой мыслителя, поэта и писателя Мирзы Ахундова, исполнила Лейла Бадирбейли (Джаванширова). Не сразу поняла, что это актриса, известная мне, как Гюльчехра. Но сразу моё внимание было приковано к ней. Славную, милую, нежную девушку, женщину сыграла актриса. Выразительной мимикой обладает Лейла. Чувства ярко, пронзительно передаются ею без слов. Не зная сюжета фильма, с беспокойством следила за ходом обострения обстоятельств, искренне переживая за судьбу героини.... Сбросившая с себя чадру, она была под угрозой стать жертвой фанатиков....
И ещё один фильм подарил неожиданно мне сегодня встречу с актрисой. Это эпическо-исторический фильм 1960 года "Кёр-оглы". Нигяр — вторая главная роль в фильмографии Лейлы. Фильм доставил удовольствие. как и игра всего актёрского состава. И снова мимика играет большую роль в развитии образа. Её осуждение мерзких поступков отца быстро сменяется гневом и достигает открытого протеста. Союз с Кёр-оглы соединяет не только их сердца, но и ставит их в один ряд борцов за свободу и счастье народа.
С грустью узнала, что актрисы давно нет в живых... Годы, годы....
Светлая память очаровательной Лейле...
Надеюсь, память о ней чтут и на её Родине.
У нас в доме была пластинка с песнями из к/ф "Аршин мал алан" в исполнении Рашида Бейбутова. Папа часто напевал строки из этих песен, особенно запомнила: "Деньги есть? Выйду я!" Студенткой впервые увидела фильм "Аршин мал алан" в кинотеатре,а в 80-е в Сочи посмотрела фильм "Кер-оглы". Впечатление от фильмов яркое, незабываемое. Светлая память красавице-актрисе!
Видела фильм "Аршин мал алан" в детстве или юности, уже даже и не помню, но он мне очень понравился. Прекрасная лирическая музыкальная история . Помню, мы потом долго все напевали эти строки. Мне жаль,что Молодое поколение не знакомо хотя бы с лучшими фильмами Азербайджана, Грузии, Армении. Рада, что увидела на главной странице милое лицо Гюльчехры. Шахла очень умно, изящно построенными фразами (ниже) обрисовала облик увядших изящества и красоты. Но до чего же бездушно.! Ради самолюбования так "красиво" отхлестать ушедшую. Очень опечалена известием о смерти актрисы. Сохраню в душе образ прекрасной Гюльчехры Надеюсь еще посмотреть этот с нынешней точки зрения наивненький, но такой милый фильм.
Сталинская премия второй степени (1946) — за исполнение роли Гюльчехры в фильме «Аршин мал алан» (1945)
Государственная премия Азербайджанской ССР имени Мирза Фатали Ахундова (1972).
народная артистка Азербайджанской ССР (1959)
Драматические страницы творческой жизни актрисы раскрылись с неоспоримым фактом утери ее сценической, физической формы в конце 60-70-х годов. Закончился этап нежной “азербайджанской красавицы”, и зрелая, не в меру располневшая актриса уже не всегда тянула на роли героинь драматических, лирических, динамичных и пластичных. Все меньше ее включали в спектакли 70-х годов, и лишь кинокамера избирательно фиксировала нужные “планы” внешнего облика актрисы. Критика стала не столь благожелательной к творчеству Л.Бедирбейли, а порой и вовсе обходила ее роли молчанием.
Актриса всегда добросовестно и упорно работала над ролями, но, как видим, своя роль подходила ей не всегда. Она никогда не была вечно “бурлящим вулканом”. Особый ореол женской красоты всегда окружал Л.Бедирбейли, и именно это сделало ее легендарной. Обаятельной, женственной, привлекательной она осталась до самых последних дней жизни (1999), но в человеческой памяти она и по сей день является в образе нежной красавицы Гюльчохры из фильма “Аршин мал алан”, очаровавшей миллионы зрителей от Востока до Запада.
Творчество Л.Бедирбейли совпало с “золотым веком” азербайджанского театра 40-70-х годов, когда на его сцене одновременно творили выдающиеся личности национального театрального искусства сразу нескольких поколений. Важно то, что в эстетическом плане мастерство и одаренность каждого влияли благотворной и созидающей силой на другого, заряжали положительной энергией. Творческое слияние, гармония давали высокий художественный результат, и роль Л.Бедирбейли в этом результате была весьма значительной. Во всяком случае, в 50-60-е годы в азербайджанском театре Л.Бедирбейли была не просто “красивой актрисой”, а создающей и глубоко драматические образы, индивидуально творческого самовыражения. Это были разнохарактерные роли в репертуаре национальной и зарубежной драматургии.
И в кино в эти годы Л.Бедирбейли была также одной из самых востребованных актрис: постановщиков фильмов привлекала не только ее яркая внешность, но и внутренний драматизм ее актерской природы. Она часто снималась в фильмах 50-70-х годов разных азербайджанских режиссеров, но... сказать, что она была “своей” актрисой какого-то из них - нет веского основания. Разными были и ее кинообразы: Халида (“Ее большое сердце”, 1957), Нигяр (“Кероглы”, 1960), Зарнигяр (“Кура неукротимая”, 1969), Мать (“В один прекрасный день”, 1977), Шахрабану ханум (“Дервиш взрывает Париж”, 1978) и другие. Разными по одной важной и, возможно, единственной причине: “накатывался” художественный стереотип, штамп “красивой женщины”, за которым многие режиссеры не могли (а может быть и не хотели) высвободить по-настоящему творческую душу актрисы. Дело в том, что ее природная индивидуальность не отличалась в определенном смысле особой эмоциональностью, динамизмом, чувственностью, как у иных актеров, в которых эти творческие качества, как говорится, “брызжут через край”. Вспомогательные средства рождения образа были необходимы актрисе почти всегда, и не у всех режиссеров (как в кино, так и в театре) хватало на это терпения и умения.
Зависимость актрисы от режиссерской воли напрямую сказывалась на конечном результате создаваемого образа. Иногда небольшая роль выходила у нее более глубокой и психологически заостренной, нежели большая, драматургически полная текстовая основа другой роли. Для сравнения: не очень выразительной, одноцветной была роль героической Нигяр (“Кероглы”), а небольшая по объему роль Халиды в фильме “Ее большое сердце” получилась яркой, психологически углубленной в раскрытии образа смелой и решительной женщины. И в театральных постановках проявлялась та же зависимость: разными по художественной выразительности были романтические, поэтические роли Оливии и Дездемоны в шекспировских спектаклях. Волевая, принципиальная Алмас в одноименной пьесе Дж.Джаббарлы и малоинтересный образ такой же волевой и смелой Гюльнар в пьесе “Вагиф” С.Вургуна были плодом творческого труда одной и той же актрисы - Л.Бедирбейли. В ее творческих успехах была немалая заслуга и выдающихся театральных режиссеров - Адиля Искендерова, Мехти Мамедова, Тофика Кязимова. Именно в кязимовском спектакле “Ложь” (1965) по пьесе С.Рахмана она сыграла одну из лучших своих театральных ролей - Шелале, племянницы “черной старухи” Тарлан ханум. В ярких, эмоциональных и тонких психологических красках Лейла Бедирбейли раскрывала, обнажала перерождение души скромной, застенчивой девушки Шелале в хитрую, наглую, безжалостную мошенницу, обобравшую трех своих мужей “до нитки”. Это была подлинная история нравственного падения молодой женщины под тлетворным влиянием тетушки Тарлан, и Л.Бедирбейли была предельно убедительна в этом образе, а главное, в его художественной правде и значимости.