Дорогой Эдгар, я обязательно свяжусь с программой Малахова, но - кто помнит Андровскую, Баталова, Баталову, Завадского... кому сейчас, в наш век-волкодав это интересно? ну жила бабушка, умерла, ее похоронили, не поставив табличку на могиле...Вы знаете, может быть, что похоронили и до смерти ухаживали-это может быть уже хорошо и спасибо, а не отдали в интернат... В 30-е годы Андровская играла Мисс Чивли, не помню название спектакля, на него ходила вся Москва, легенда, очень жаль, что не осталось его записи, даже аудио, у нее был очень звонкий голос и звонкий, очень разный смех... а играя Пани Конти. которой стало плохо и которой вызвали скорую и которая все таки умерла , она сама была смертельно больной и ее саму ждала карета скорой помощи, чтобы увезти со спектакля в больницу... сколько таких моментов, которые будут забыты, когда не станет людей, их помнивших и сотрется наша память...Дорогой Эдгар, если у Вас есть время оставьте воспоминания, пройдут годы и они сохранят для потомков их черты, людей, которые жили и которых уже нет, по крайней мере, я пишу по вечерам, правда не знаю куда все это деть - отдам в музей МХАТа ...
Вы знаете надо написать и позвонить Малахову на программу Пусть говорят...Полагаю,это единственный выход в сложившейся ситуации. Фамилия у нее громкая, мама ее народная артистка СССР, кузен ее Алексей Баталов также народный хоть и не общался с ней, но близкая все же родня...Позвоните туда.
Вы обратитесь с этой просьбой к ее наследникам- обьясните им, надеюсь они разумно отнесутся к вашему предложению..По поводу квартиры я ничего не могу сказать, ибо Ольгу Николаевну я не застал уже, когда я родился Светлана с мужем Петром Черновым жили в 4 комнатной квартире, где конечно и жила Ольга Николаевна вместе с ними ( потом Светлана поменяла ее на 2 комнатную уже после смерти супруга) но та ли эта самая квартира, куда они переехали с Огарева я не знаю.. Но судя по всему да. Архив Андровской я знаю точно был у Светланы, который она берегла как зеницу ока, но как она им распорядилась, я не знаю и бабушка моя тоже не знает. Cкорее всего он стал частью всего ее имущества, которое она завещала потомкам Собинова. Сохранился ли он, увы, не знаю. А С Еленой Борисовной Добронравовой дочерью другой легенды Мхата-Бориса Добронравова вы были знакомы? Часто вспоминаю ее. Вы знаете Андровская не забыта.. Часто ведь показывают ее фильмы Медведь, где она блистает с Жаровым и фильмы-спектакли Мхата иногда тоже показывают.. Ольга Андровская из тех, чья легенда переживет их самих, ибо талант ее вне времени, ибо тлену он не подвластен..Вот Светлана- увы забыта.. Мы ведь с вами ее знали поэтому здесь, а так ее карьера в театре не сложилась к сожалению..
Вы знаете, я очень рада , что Вы написали эти слова и поддержали суть вопроса, который я хотела обсудить. Я даже готова сама ей оплатить эту табличку, но... нужно владение могилой. Понимаете, дочь великих артистов, которые почти забыты, женщина, которая проработала около 40 лет в театре достойна иметь табличку на своей могиле. это просто должно быть данностью и не ясно этношение этих людей (милых, получивших квартиру, у которых свои планы и умершая бабушка - это в прошлом), ведь вопрос стоит не очень дорого!
скажите, у меня такой к Вам вопрос - что же все таки стало с архивом Андровской, кто его получил- она вела обширную переписку, имела фотографии с дарственными надписями Шаляпина, Станиславского и пр.? И еще вопрос - изначально примерно с 31 года Андровская жила на улице Огарева, а после смерти мужа просила обмен квартиры, так эта квартира на тверской напротив мэрии и была та квартира, куда она переехала с дочерью в 38-39 году?
Вы правы разумеется, но если уж по честности то никому Светлана Баталова не была нужна на старости лет. Похоронила Ольгу Николаевну,потом мужа и наступило глубокое одиночество. В данном случае жертва только она. То ,как ее похоронили- конечно вызывает неприязнь, но вот почему она мало кого к себе подпускала понять до сих пор не могу. Еще ребенком она казалась мне гордым, милым и добрым человеком, а с годами, как мне потом говорила бабушка, Светлана Николаевна и вовсе стала нелюдимой, замкнулась в себе. Мы все жили в одном доме, на Советской площади (сейчас это Тверская) возле памятника Юрию Долгорукому и бабушка и моя прабабушка общались с Ольгой Николаевной, потом и со Светланой. Я рос у нее на глазах.. И был у них дом правда очень давно. Я с родителими уехал из СССР в Канаду. Баталова была женщиной удивительной культуры -внучка француженки и обрусевшего полунемца полуголландца. Она была тем не менее истинной русской интеллигенткой и то, как ее проводили в последний путь говорит о том, как же она была одинока и всеми забыта..У Елены Борисовны Добронравовой, которую я тоже знал с самого детства к счастью все было иначе.. Она пусть и была одинока но ее в конце жизни окружали заботливые люди..
при чем тут последняя воля? может быть она хотела лежать с надписью около фамилии отца как "его дочь Светлана"? кто звонил кому -никому не интересно, важно как похоронили: по-человечески или нет, смотрите написанный мною текст про стоимость таблички (5000 руб.-вполне приличные) и сравните со стоимостью квартиры, почувствуйте разницу!
Если Светлана Николаевна так решила- это ее право. Такова была ее последняя воля. Баталов ей за последние 20 лет ни разу не позвонил. Светлая ей память.
Дорогие мои, ну смешно читать - бедная Светланочка в урне перевернулась наверное после ее похорон, ее 2-х комнатная квартира досталась деткам Ирочки, которая в свое время рисовала мультфильмы, так они наняли ей старушонку которая таскала Светочку на своих плечах. Я звонила Алешеньке Баталову и говорила ему - подай в суд, верни квартиру в семью, но он все только собирается! посоветуйте грамотного адвоката для суда - за часть квартиры многие согласятся. И почему квартира внукам? Ну чем они хороши - тем что видели тетю Свету 2 раза в месяц от силы? Ну лялякали они вместе с тетей Светой, ну игралась она с ними как с котятками - но это же не повод отдавать квартиру. Нужно. ой как нужно подавать в суд! Нужно вернуть квартиру в родовое семейство!
И потом , была тут недавно на Новодевичьем кладбище, если кому интересно - 2 участок 15 ряд, поворот от могилы Чехова, по какой то причине генерал Лебедь сидит на стуле широко раздвинув ноги, не хватало только выставит его мужское начало, а вот Чехов у нас на отшибе вместе с Гоголем, так вот от Чехова если идти сразу наткнетесь на могилку Севточки Баталовой, так за квартирку ей даже отдельную доску не поставили, вписали на доске что-то про его дочь Светлану! Ну хамы слов нет! какая она дочь Светлана, он умерла в глубокой старости как Светлана Николаевна. Я не поленилась пойти к администрации кладбища и подняла шум, оказалось что новая самая простая доска стоит 2-5000 рублей, так пожалели даже доску! вписали ее за 1000 рублей - ну нет стыда и совести, своим то родственникам доски понаставили около лебедя Мухиной, а чем Света хуже - квартирку забрали, сдают ее вовсю. себе вещи покупают! Где честь и совесть?
В администрации сказали, что ходят обычно две женщины - постарше и лет 35, обе страшные как атомная война. обе в сапогах, причем вроде в рыжих - ну деградация полная, в рыжих сапогах на кладбище идти, это что скачки? еще на лошади бы приехали со своими родственниками!
Вообщем люди, нужно бить в набат писать на телевидение! Света Баталова достойна иметь могильную доску за свою квартиру и баста!
Ирина, вы так страстно отстаиваете свою точку зрения ,поэтому я не буду вам ничего доказывать и приводить аргументы, ведь каждый останется при своей точке зрения. Любите Баталова, восхищайтесь им, перекладывайте все на труднейший характер Светланы. Только у вас позволю себе спросить, в каком непосредственно театре вы работали и в качестве кого? Амбиции у вас, как минимум у человека со званием Народный артист СССР!
№15 Ирина Сафонова
Добрый день, Edgar, способный в точности определить мой потенциал по части аргументов! Вы ошибаетесь: я просто не заходила на эту страницу - не было повода, да и причины тоже не было.
Биться за роли, извините, С.Н. Баталовой не было нужды: она жила в своём мире, своими интересами, наблюдая за коллегами так и с той оценкой, с которой считала возможным это делать. Правда, одна из её последних премьер была в спектакле "Тартюф", и о её занятости в скромной бессловесной роли служанки госпожи Пернель хлопотала сама исполнительницы роли г-жи Пернель А.И. Степанова, всю жизнь дружившая с О.Н. Андровской.
Для Lab из Москвы: степень дарования Ханаевой и Баталовой несопоставимы и не могут находиться в рамках и условиях любого рода. Ни-ког-да Ханаева не просила, не билась и не вымаливала свою занятость в театре: она играла так много и такие замечательные роли (и восхитительно играла), что её и сравнить было не с кем! Кино поздно пришло в жизнь Ханаевой, но она всё, что могла, получила в театре!
Что касается защищаемого Вами характера С.Н. Баталовой, то он был с юности сложным, и, похоже, это было наследственным: прелестная, восхитительная, неповторимая О.Н. Андровская вне сцены была довольно замкнутым, если не угрюмым человеком. Наверное, в случае со Светланой сказалась и наследственность, и то, что горячо любимый Баталовой Пётр Чернов трагически закончил свою жизнь и в театре, и на земле. Она понимала, что он был одарён, что мог бы много сделать, но его сократили из-за малой занятости в спектаклях текущего репертуара, а потом он ТАК заболел, что и вспоминать не хочется. Судя по всему, Баталова "закусила удила", и упрекнуть её в этом нельзя. Потом Чернов ушёл из жизни. Она осталась одна и жила "иголками наружу", не подпуская к себе никого, кроме Татьяны Сергеевны Маховой, которую тоже обижала. В той или иной степени и по определённой причине сблизилась с соседями, но это уже другая история, свойственная нынешней жизни.
Надо сказать, что клан Баталовых был огромным, но утверждать, что они были поддержкой друг другу, я бы не торопилась. В одном и том же доме, в соседних подъездах жили Баталова и её тётка по отцу, работавшая помощником режиссёра (до этого, в "Вишневом саде", в котором Раневской была Книппер-Чехова, она играла Дуняшу). Тётка была женой чудесного режиссёра Виктора Яковлевича Станицына, который занял Светлану в бессловесной роли Приживалки в "На всякого мудреца довольно простоты" и в качестве (простите, если ошибаюсь) фрейлины в "Марии Стюарт". Была она занята в его же восстановлении спектакля "Последние дни" (Пушкин), и в этом случае роль была без слов.
Станицын был сама доброта и открытость любому человеку в театре, его репетиции были праздником для всех, в первую очередь потому, что он утверждал, что "Искусство должно быть радостным". Он никому и никогда не причинил ни малейшей обиды, он был верен тем артистам, с которыми работал, и по мере сил старался расширять этот круг. Неужели Вы думаете, что будь чуть ярче и богаче одарена Баталова, ей бы не нашлось роли с несколько большим количеством слов в спектаклях добрейшего Виктора Яковлевича?
Возвращаясь к общению с Edgar, напомню, что дискуссия началась с пересчёта финансовых затрат, направленных в своё время на А.В. Баталова. И вот именно это самая неприятная составляющая нашего заочного общения.
Да, и аргументов у того, кто не просто проработал в театре уйму лет, но и был в дружеских отношениях (правда, мне очень повезло!) с теми, чьи имена вошли в Историю театра, всегда достанет, дабы отстоять не столько собственную точку зрения, но истинное положение вещей. Правда, не всё, не всегда и не всем многое можно говорить. А посему - удачи Вам, Edgar из Оттавы и Lab из Москвы! На эту страницу я зашла сегодня только потому, что в этот день Светлана Баталова ушла из жизни.
№ 17 Ирина Сафонова
Я вообще не предполагала дискуссии, но сейчас я знала, что вы непременно ответите. Для меня С.Баталова - совершенно посторонний человек. Мне просто случайно пришлось увидеть публикацию, связанную с ее кончиной. Именно поэтому я зашла на ее страницу. Я по человечески посмертно ей посочувствовала, потому как она ровесница близких мне людей. Вы правы, я действительно эмоционально восприняла ее жизнь, представив путь от 1923 до 2011 года на фоне истории ее семьи, среды и страны. Особенно со сложным характером, а, может быть, даже с неприятным. Совсем не параллельные прямые получились с жизнью близких мне людей.
Немощь и заброшенность - не только отсутствие корочки хлеба. Ханаеву вспомнила только потому, что она ее однокурсница, а, как мне помнится, вы не очень лестно отозвались об их курсе.
№16 Lab № 15 Ирина Сафонова (Москва)
Спасибо за Ваш ответ. Я не совсем поняла использованные вами обороты (например, упоминая актерский дар Ханаевой, вы противопоставляете ее Баталовой. При этом жирно выделенная вами фраза производит впечатление, что это тоже противопоставление, хотя в абзаце перед ним вы упомянули, что Баталовой не было нужды биться за роли), но это уже детали. В принципе, я поняла, но не приняла.
Мне финал жизни Баталовой показался настолько чудовищно страшным, что никакими сложностями именно ее характера я не могу объяснить. Зловещим стечением обстоятельств - да, но не характером. Страшно себе представить, как одинокая женщина, потерявшая многое и, вероятно, мысленно предъявляющая за эти потери конкретные счета конкретным людям, в 70 лет встретила 90-е годы. Какая жизнь у нее была! Было от чего еще больше испортиться характеру! Я бы даже сказала, что и рассудку было от чего помутиться! И эти ее безуспешные попытки как-то обезопасить себя в немощной старости! И все-таки наступившая немощь и заброшенность! И финал - некому похоронить! Безразличие - ужасающе! Судьба - сюжет для современной пьесы.
Хоронить должны были те, с кем у Баталовой была прижизненная договоренность, основанная на, как теперь водится, финансовых взаимоотношениях. Вы эмоционально домысливаете и развиваете жизненный сюжет незнакомого Вам человека. Ваше право. Но бесконечно продолжать дискутировать я не смею: если Баталова уже ушла из жизни, то другие участники событий не только происходивших, но и инициированных ею, ещё живы. И судьба Светланы Баталовой вовсе не сюжет для пьесы: немощь и заброшенность (как бы Вам не хотелось представить пустой котелок и сухую корочку хлеба) - плод Вашего воображения. Прошу простить, но далее переливать из пустого в порожнее, грубо говоря, облизывая палочку от съеденного эскимо, давая лишний повод для фантазии, - сомнительное удовольствие. Сожалею, но с моей стороны эта тема закрыта.
Да, а фамилия Евгении Никандровны Ханаевой выделена лишь потому, что Вы с какой-то стати задели и её. Но общение, похоже, превращается в нечто тягучее. А потому и эта тема с моей стороны закрывается. Вариации "на тему" мне представляются мало увлекательными.
№ 15 Ирина Сафонова (Москва)
Спасибо за Ваш ответ. Я не совсем поняла использованные вами обороты (например, упоминая актерский дар Ханаевой, вы противопоставляете ее Баталовой. При этом жирно выделенная вами фраза производит впечатление, что это тоже противопоставление, хотя в абзаце перед ним вы упомянули, что Баталовой не было нужды биться за роли), но это уже детали. В принципе, я поняла, но не приняла.
Мне финал жизни Баталовой показался настолько чудовищно страшным, что никакими сложностями именно ее характера я не могу объяснить. Зловещим стечением обстоятельств - да, но не характером. Страшно себе представить, как одинокая женщина, потерявшая многое и, вероятно, мысленно предъявляющая за эти потери конкретные счета конкретным людям, в 70 лет встретила 90-е годы. Какая жизнь у нее была! Было от чего еще больше испортиться характеру! Я бы даже сказала, что и рассудку было от чего помутиться! И эти ее безуспешные попытки как-то обезопасить себя в немощной старости! И все-таки наступившая немощь и заброшенность! И финал - некому похоронить! Безразличие - ужасающе! Судьба - сюжет для современной пьесы.
№14 Edgar
Спасибо Lab. У Ирины похоже не нашлось аргументов вам ответить.Не зная Светлану Николаевну вы все верно разложили по местам. Я бы отметил еще тот факт, что она совсем не умела биться за себя, за роли, отстаивать свои интересы. Она была в своем серебряном веке. И предпочла карьере все же личное счастье. С мужем -знаменитым актером Петром Черновым они жили счастливо. Но в 1988 году его не стало. И она осталась одна. Театр не был ее защитой, потому как она сделала ставку на семью в свое время, только вот увы детей ей не дал Бог. Я знал ее достаточно, чтобы вспоминать о ней тепло и с горечью от того,что никому она не была нужна на исходе в общем светлой, но не самой счастливой жизни.
Добрый день, Edgar, способный в точности определить мой потенциал по части аргументов! Вы ошибаетесь: я просто не заходила на эту страницу - не было повода, да и причины тоже не было.
Биться за роли, извините, С.Н. Баталовой не было нужды: она жила в своём мире, своими интересами, наблюдая за коллегами так и с той оценкой, с которой считала возможным это делать. Правда, одна из её последних премьер была в спектакле "Тартюф", и о её занятости в скромной бессловесной роли служанки госпожи Пернель хлопотала сама исполнительницы роли г-жи Пернель А.И. Степанова, всю жизнь дружившая с О.Н. Андровской.
Для Lab из Москвы: степень дарования Ханаевой и Баталовой несопоставимы и не могут находиться в рамках и условиях любого рода. Ни-ког-да Ханаева не просила, не билась и не вымаливала свою занятость в театре: она играла так много и такие замечательные роли (и восхитительно играла), что её и сравнить было не с кем! Кино поздно пришло в жизнь Ханаевой, но она всё, что могла, получила в театре!
Что касается защищаемого Вами характера С.Н. Баталовой, то он был с юности сложным, и, похоже, это было наследственным: прелестная, восхитительная, неповторимая О.Н. Андровская вне сцены была довольно замкнутым, если не угрюмым человеком. Наверное, в случае со Светланой сказалась и наследственность, и то, что горячо любимый Баталовой Пётр Чернов трагически закончил свою жизнь и в театре, и на земле. Она понимала, что он был одарён, что мог бы много сделать, но его сократили из-за малой занятости в спектаклях текущего репертуара, а потом он ТАК заболел, что и вспоминать не хочется. Судя по всему, Баталова "закусила удила", и упрекнуть её в этом нельзя. Потом Чернов ушёл из жизни. Она осталась одна и жила "иголками наружу", не подпуская к себе никого, кроме Татьяны Сергеевны Маховой, которую тоже обижала. В той или иной степени и по определённой причине сблизилась с соседями, но это уже другая история, свойственная нынешней жизни.
Надо сказать, что клан Баталовых был огромным, но утверждать, что они были поддержкой друг другу, я бы не торопилась. В одном и том же доме, в соседних подъездах жили Баталова и её тётка по отцу, работавшая помощником режиссёра (до этого, в "Вишневом саде", в котором Раневской была Книппер-Чехова, она играла Дуняшу). Тётка была женой чудесного режиссёра Виктора Яковлевича Станицына, который занял Светлану в бессловесной роли Приживалки в "На всякого мудреца довольно простоты" и в качестве (простите, если ошибаюсь) фрейлины в "Марии Стюарт". Была она занята в его же восстановлении спектакля "Последние дни" (Пушкин), и в этом случае роль была без слов.
Станицын был сама доброта и открытость любому человеку в театре, его репетиции были праздником для всех, в первую очередь потому, что он утверждал, что "Искусство должно быть радостным". Он никому и никогда не причинил ни малейшей обиды, он был верен тем артистам, с которыми работал, и по мере сил старался расширять этот круг. Неужели Вы думаете, что будь чуть ярче и богаче одарена Баталова, ей бы не нашлось роли с несколько большим количеством слов в спектаклях добрейшего Виктора Яковлевича?
Возвращаясь к общению с Edgar, напомню, что дискуссия началась с пересчёта финансовых затрат, направленных в своё время на А.В. Баталова. И вот именно это самая неприятная составляющая нашего заочного общения.
Да, и аргументов у того, кто не просто проработал в театре уйму лет, но и был в дружеских отношениях (правда, мне очень повезло!) с теми, чьи имена вошли в Историю театра, всегда достанет, дабы отстоять не столько собственную точку зрения, но истинное положение вещей. Правда, не всё, не всегда и не всем многое можно говорить. А посему - удачи Вам, Edgar из Оттавы и Lab из Москвы! На эту страницу я зашла сегодня только потому, что в этот день Светлана Баталова ушла из жизни.
Спасибо Lab. У Ирины похоже не нашлось аргументов вам ответить.Не зная Светлану Николаевну вы все верно разложили по местам. Я бы отметил еще тот факт, что она совсем не умела биться за себя, за роли, отстаивать свои интересы. Она была в своем серебряном веке. И предпочла карьере все же личное счастье. С мужем -знаменитым актером Петром Черновым они жили счастливо. Но в 1988 году его не стало. И она осталась одна. Театр не был ее защитой, потому как она сделала ставку на семью в свое время, только вот увы детей ей не дал Бог. Я знал ее достаточно, чтобы вспоминать о ней тепло и с горечью от того,что никому она не была нужна на исходе в общем светлой, но не самой счастливой жизни.