№27 Бойников Александр
Русская литература вновь осиротела. Ушёл из жизни Валентин Григорьевич Распутин, выдающийся писатель и публицист, создатель острых резонансных рассказов и повестей, ставших вершинами искусства слова и обозначивших векторы духовного развития страны. Перечитайте сегодня «Деньги для Марии», «Последний срок», «Уроки французского», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Век живи – век люби», «Пожар», «Нежданно-негаданно», «Дочь Ивана мать Ивана» и вы увидите, насколько все они созвучны проблемам и поискам сегодняшнего дня. Произведения Валентина Распутина берут за сердце, пробуждают душу жизненной и воспитывающей глубиной, пронзительными уроками доброты, сострадания, совести, правды, ответственности перед собой и обществом, без усвоения которых человек не станет полноценной личностью. Художественным исследованием русского национального характера, воплощением в образах своих героев нравственных ценностей и народной философии, бескомпромиссной борьбой с родовым и историческим беспамятством писатель неустанно работал на настоящее и будущее России.
Валентин Распутин не боялся открыто говорить о духовном надломе нации, о потере людьми собственного лица, о подмене высоких стремлений мелкими и порой низменными интересами, мещанской психологией. «Всё перевернулось с ног на голову, и то, за что держались ещё недавно всем миром, что было общим неписаным законом, твердью земной, превратилось в пережиток, в какую-то ненормальность и чуть ли не в предательство... Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя – стало можно, считалось за позор, за смертный грех – почитается за ловкость и доблесть», – размышляет главный герой повести «Пожар» Иван Петрович Егоров о внедряемой в сознание человека нравственной релятивности, позволяющей легко придать принципу «всё дозволено» вполне законное право на существование.
Боль писателя – это боль за большую и малую Родину, где крестьянина оторвали от земли, лишив чувства хозяина, где исчезают вековые народные обычаи и традиции, где постепенно утрачивается самое дорогое – соборная слиянность человека с миром, с Вселенной, с родом. Последние капли русского исхода, сторожевые рубежи, но и залоги грядущего возрождения, они не должны уйти под воду как Матёра…
«Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста». Живи и помни – почти пастырское слово, лишённое прямолинейной назидательности.
Его до сих пор называют мастером «деревенской прозы». В целом верно, но в то же время творчество Валентина Распутина гораздо шире этих рамок. От сибирских истоков, от изображения деревенского труда и уклада, от речи хранительниц мудрости «старинных старух» его мысль взмывала ввысь – к фундаментальным, вечным мировоззренческим вопросам – соотношению нравственности и прогресса, интересов отдельного человека и государства, преступления и наказания. Вершины писательской философии – рассказ «Нежданно-негаданно» – с сакральным образом-символом идеальной России – и повесть «Дочь Ивана мать Ивана» – о столкновении цивилизаций и возмездии за зло.
Проза Валентина Распутина – чистый, живительный, крепкий русский язык, который по-прежнему служит нашей опорой, надеждой и оружием.
Ушёл Писатель… Остались его книги. Навсегда.
Вечная память!..
О таких..."Какая глыба, какой матерый человечище..." (С)