№34 Наталья-54
Юрия Владимировича давно нет, а память о нем, слава Богу, жива. Конечно, это был, в первую очередь, театральный актер славной ленинградской школы. Но, с другой стороны, были и "Дон Кихот", "Гамлет", "Хроника пикирующего бомбардировщика", "Достояние республики", "Фронт за линией фронта". Светлые фильмы, светлые образы актера, и память наша такая же светлая.
Очень тепло Вы всё сказали, присоединяюсь. Я тоже люблю творчество этого уникального актёра. По мне, лучший Городничий.
Зачем в информаии об актере писать, что он играл в Александринском театре? В то время, когда в нем играл Толубеев, он назывался Ленинградский драматический театр им. А.С.Пушкина. То же самое и с Балтийским домом. Во времена Толубеева он назывался иначе.
Толубеев Юрий Владимирович (1906–1979)
Санчо Панса! Нужен ли другой? А Полоний! Возможен ли другой? Возможен.
Но опять-таки – нужен ли? Впрочем, эксперименты не возбраняются, просто все познается в сравнении. Назвался груздем, – от мухомора не отвертишься. После толубеевского Городничего (к/ф «Ревизор», 1952) очень многие с изрядным скепсисом относятся к нынешним эксцентрическим экспериментам.
Он в юности изменил семейной традиции: мундиру военного предпочёл актерскую гримерку. Молодые годы – учебы и становления – связывали Юрия Толубеева с именитым режиссером Леонидом Вивьеном (Вивьеном де Шатобрианом).
Толубеев учился у него до 1929 года в Ленинградском Техникуме сценических
искусств. Параллельно он служил в Экспериментальном театре В. Всеволодского-Гернгросса и Театре стажеров (Театр ТСИ). Затем актер переходит в вивьеновский Театр актёрского мастерства (с 1931 года – филиал Академической драмы).
Но очень скоро группа молодых и амбициозных самородков, не поладив с режиссером, «пустилась в набег» на родину своего заводилы (будущего «Петра Первого») Николая Симонова. Это был тот самый знаменитый «ленинградский театральный десант» в Самаре. И если Симонова смело можно назвать «десантным батей» и головой рейда, то Василий Меркурьев был его душой, а Юрий Толубеев – сердцем. Самарская драма пребывала тогда в почти броуновском состоянии. Ни толкового режиссера, ни спаянной труппы, ни крепкого, манифестированного репертуара. А тут поистине «могучая кучка». В аккордные сроки гениальные парни из Питера «оснастили корабль», а потом могуче вдохнули в «паруса» новые концептуальные веяния.
На самарской сцене Юрий Толубеев появился в 1932 году и играл сперва небольшие роли машиниста в «Князе Мстиславе Удалом» Иосифа Прута и садовника Глеба в спектакле «Правда – хорошо, а счастье – лучше» Александра Островского. Зато в третий раз буквально взорвал провинциальное затишье «простецкой глубиной» живого и свойского, как местная галерка, Егора Булычова в постановке Симонова. В Самаре он жил со своей мамой на Куйбышева, 98. Надолго задав товарищам-самарцам и курс, и темп, «десант» отбыл восвояси. Так Толубеев вновь воссоединился с труппой учителя (Ленинградский театр драмы имени А. Пушкина), где служил Мельпомене более 35 лет (1942–1978). И лишь последние полтора года, смертельно больной, сыграл пару ролей в БДТ имени М. Горького (ныне Товстоногова). И это походило на «прощай» без бенефиса. Он просто не успел. Рак…
Юрий Толубеев собрал сакральные регалии страны Советов: народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии. А Ленинскую актеру присудили за резко отрицательную роль Вожака в «Оптимистической трагедии». Случай небывалый. Впрочем, он и без них бы на века остался великаном.
И, прежде всего, благодаря кино, где, по счастью, Толубеева снимали разнорядно, активно: «Возвращение Максима», «Шахтеры», «Михайло Ломоносов», «Дон Кихот», «Гамлет», «Авария», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Интервенция», «Мёртвые души»... А в кино у зрителя есть шанс увидеть, насладиться
и сравнить. В театре только: «здесь и сейчас». О пирамиде Юрия Владимировича можно судить даже по одной работе: в фильме «Белинский» именно ему доверили роль гения русской сцены Михаила Щепкина.
Вслед за Щепкиным Толубеев опровергает миф про «незаменимых нет». Да: незаменимых нет, есть недостижимые! Даже если это роль третьего плана, как криминалист дореволюционной школы Доброво из «Достояния республики» (1972) – воплощение человеческого достоинства и высочайшего профессионализма, не кичащегося интеллектом, а органично вписывающего уже тебя, зрителя, в орбиту своего ненавязчивого обаяния.
То обаяние непреходяще – с тех пор оно с тобою раз и навек. Хочется думать, Доброво – это слепок с оригинала, Юрия Толубеева-человека. Он был колоссальным аккумулятором по имени Искусство.
Владимир Плотников "Самарские тайны Российского кино": Дубль 1. Художественное кино: «самарская прописка», 2016.
Юрия Владимировича давно нет, а память о нем, слава Богу, жива. Конечно, это был, в первую очередь, театральный актер славной ленинградской школы. Но, с другой стороны, были и "Дон Кихот", "Гамлет", "Хроника пикирующего бомбардировщика", "Достояние республики", "Фронт за линией фронта". Светлые фильмы, светлые образы актера, и память наша такая же светлая.
Юрий Толубеев - актер плеяды великих ленинградских артистов. Огромный драматический талант, огромный комедийный талант. Для меня Толубеев начался с фильма "Принц и нищий", потом уже были и "Гамлет", и "Дон Кихот", и "Сказки Старого Арбата", и так далее. Я даже не хочу сравнивать, что лучше, что хуже, для меня они все прекрасны. Мы все очень счастливы, что у нас был актер такого обаяния. И мирового уровня талант.
Сейчас посмотрела спектакль "Сказки Старого Арбата" и встретилась там с любимым Юрием Владимировичем Толубеевым! Как же он хорош, вот так и смотрела бы на него с утра до вечера! :) Вспомнила как впервые, я увидела его в спектакле "Ревизор", лет было мне тогда немного, но вот этот человек-артист играющий ревизора так мне понравился! Вот вроде, что в нём хорошего - толстый, совсем не молодой, злой, кричит, но он меня так очаровал, и живет этот образ тихонько во мне, такое дарование, этот Толубеев! ВЕЛИКИЙ АРТИСТ!