С двух небольших и мало кем замеченных ролей (в фильмах «Неоплаченный долг» и «Ребята с Канонерского») началась работа в кино театрального актера В. Самойлова. Впрочем, если быть точным, самой первой была роль Мрачного матроса, которую юный студент Одесского театрального училища сыграл в фильме «Голубые дороги», но при окончательном монтаже этот персонаж «выпал» из картины.
Но вот первые большие роли в кино (профессора Северцева в картине «И снова утро», и особенно главная роль — партийного руководителя в картине «Секретарь обкома») привлекли заинтересованное внимание зрителей и критики. В них проявились ценные качества исполнителя — вдумчивое, аналитическое отношение к изображаемому, умение «поверить алгеброй гармонию»,— и в то же время большой темперамент, интуиция, мобилизация и использование всех творческих сил при воплощении образов.
Кого бы ни играл Самойлов — героев сильных, энергичных, активных, добрых или злых, — он всегда подчеркивает их незаурядность, наделяет самобытным интеллектом. Они никогда не действуют по стандарту, в их поступках раскрывается человеческая индивидуальность, черты личности, психологическая сложность, диалектика духа. В большой галерее созданных им героев выделяются такие монументальные работы, как роли Степана Шаумяна и Наримана Нариманова в фильмах Аждара Ибрагимова «26 бакинских комиссаров» и «Звезды , не гаснут». Скупыми, крупными мазками, неброскими, но яркими красками нарисовал он образы замечательных людей, жизнь которых была целиком, без остатка отдана борьбе за дело народа, за торжество великой правды нового мира. В своем четырнадцатом фильме «Крах» (режиссер В. Чеботарев) В. Самойлов сыграл роль Бориса Савинкова. Личность эта сложная, противоречивая. Савинков — незаурядный человек, боровшийся с самодержавием, по-своему любивший родину, — скатился в лагерь махровых врагов революции, политический авантюризм привел его к краху, к преступлению против народа. Но то лучшее, что еще теплилось в нем, позволило ему осознать свою вину... Всю эту сложную гамму чувств с большой и убеждающей силой раскрыл артист. В актерской работе Самойлова явственно ощутимо авторское начало. Он никогда не бывает только исполнителем чужих замыслов, он всегда заново осмысливает их для себя: соглашается или предлагает свою интерпретацию, дополняет ценными деталями, обогащает трактовку образов.
Кинокритик Даль Орлов
29 октября 2022
9 марта 2020
14 ноября 2018