Владимир Самойлов

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Владимир Самойлов фотографии

Самойлов Владимир Яковлевич

15.03.1924 - 08.09.1999

Фильмография: 123 работы в 122 проектах

Участник Великой Отечественной войныУчастник Великой Отечественной войны

биография

Родился 15 марта 1924 года в Одессе.

Заслуженный артист РСФСР (14.08.1957).
Народный артист РСФСР (17.01.1966).
Народный артист Азербайджанской ССР (1974).
Народный артист СССР (8.08.1984).

С детства отличался большим темпераментом, завидным упрямством, желанием заниматься интересными вещами. Все планы перепутала война.
Участник Великой Отечественной войны.
Еще до окончания Одесского государственного театрального училища (1948) его приглашают на работу в Одесский театр Советской Армии. Молодого артиста замечают и приглашают стать актёром Одесского русского драматического театра имени А. В. Иванова (1948-1951), потом — актёром Кемеровского областного драматического театра имени А. В. Луначарского (1951-1958), и, наконец — актёром Горьковского областного драматического театра имени Горького (1958-1968).

С 1959 года начал сниматься в кино.

Во время гастролей театра в Москве в 1968 году Владимир Самойлов произвёл сенсацию в роли Ричарда III в спектакле по Шекспиру и сразу же получает приглашение в несколько театральных трупп Москвы и Ленинграда. Выбор актёра падает на Москву. В 1968 году Владимир Самойлов был принят в труппу Московского академического театра имени Владимира Маяковского, где и играл большую часть жизни.
Сыграл в театре около 250 ролей, в кино — более 100. Но широкой публике был больше известен как киноактёр, так как лучшие его роли пришлись на времена, когда Москва была объята театральным бумом, билетов в театр практически нельзя было достать. И всё же участие Владимира Самойлова в таких знаменитых постановках, как "Таланты и поклонники", "Беседы с Сократом" не только украсило репертуар театра в то время, но и позволило этим спектаклям войти в историю российского театра.
Каждая роль, сыгранная Владимиром Самойловым, становилась значительным событием в театральной жизни столицы. Московский театр имени Гоголя стал последним творческим пристанищем актёра.

Скончался в Москве 8 сентября 1999 года, репетируя роль, о которой мечтал на протяжении последнего десятилетия, — короля Лира в трагедии Шекспира.
Похоронен рядом с женой — актрисой Надеждой Самойловой (1923-1999) в Москве на Ваганьковском кладбище, участок № 24.

Сын — артист Александр Владимирович Самойлов, родился 29 октября 1952 года в Кемерово, женат. Жена Ирина — артистка. В династии Самойловых подрастает уже третье поколение артистов: 10-летний Володя — старший сын Александра, сыграл внука Веры в телесериале «Две судьбы». Младшие сыновья Константин и Аркадий занимаются акробатическим рок-н-роллом.

театральные работы

Кемеровский театр:
Оскар — «Сын рыбака», 1958
В. И. Ленин — «Грозовой год»
В. И. Ленин — «Кремлёвские куранты»

Горьковский театр драмы:
Доктор Вернер — «Юпитер смеётся», 1959
В. И. Ленин — «Вьюга», 1967
Он — «Четвёртый» К. М. Симонова
Ричард III — «Ричард III» Шекспира, 1964
Сатин — «На дне» М. Горького, 1967
«Братья Ершовы» (1959), «Дачники» (1965)

Московский театр имени Маяковского:
Великатов — «Таланты и поклонники» А. Островского, 1969
Коперник — «Конец книги шестой» Я. Брошкевича, 1969
Добротин — «Мария» А. Салынского, 1970
Мартин Гроу — «Три минуты Мартина Гроу» Г. Боровика, 1971
Журавлев — «Неопубликованный репортаж» Р. Ибрагимбекова, 1974
Горчаков — «Проводы» И. Дворецкого, 1975
Анит — «Беседы с Сократом» Э. Радзинского, 1975
Он — «Старомодная комедия» А. Н. Арбузова, 1975
Корзухин — «Бег» М. А. Булгакова, 1978
Тудор Мокану — «Праздник души» И. Друцэ, 1979
Веллер Мартин — «Игра в джин» Д. Кобурна, 1981
Табунов — «Смотрите, кто пришёл» В. Арро, 1982
Федор Харитонов — «Закон зимовки» Б. Горбатова, 1984
Ермолаев — «Летят перелётные птицы» А. Галина, 1986
«Родственники» (1974), «Жизнь Клима Самгина» (1981)

Театр им. Н. Гоголя
Тайрон — «Долгий день уходит в ночь» Ю. О'Нила (1995)
«Вернись, малютка Шеба» (1995) и «Иванов» (1997)

призы и награды

Государственная премия СССР за исполнение роли Павла Емельяновича Батарцева в фильме «Премия» (1976).
Государственная премия СССР за исполнение роли Василия Ивановича Базарова в фильме «Отцы и дети» (1986).
Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского за исполнение роли Добротина в спектакле «Мария» А. Д. Салынского (1972).
Орден Отечественной войны II степени (1985).
Премия III-го Всесоюзного кинофестиваля "За лучший комедийный ансамбль" в фильме "Свадьба в Малиновке" (вместе с актерами З. Фёдоровой, М. Водяным и М. Пуговкиным) (Ленинград, 1968).
Медаль «В память 850-летия Москвы»

фрагменты: «Как вас теперь называть?». Отрывок

театр

фотографии

публикации

  • «Спутник кинозрителя», июнь 1974 года
  • С двух небольших и мало кем замеченных ролей (в фильмах «Неоплаченный долг» и «Ребята с Канонерского») началась работа в кино театрального актера В. Самойлова. Впрочем, если быть точным, самой первой была роль Мрачного матроса, которую юный студент Одесского театрального училища сыграл в фильме «Голубые дороги», но при окончательном монтаже этот персонаж «выпал» из картины.

    Но вот первые большие роли в кино (профессора Северцева в картине «И снова утро», и особенно главная роль — партийного руководителя в картине «Секретарь обкома») привлекли заинтересованное внимание зрителей и критики. В них проявились ценные качества исполнителя — вдумчивое, аналитическое отношение к изображаемому, умение «поверить алгеброй гармонию»,— и в то же время большой темперамент, интуиция, мобилизация и использование всех творческих сил при воплощении образов.

    Кого бы ни играл Самойлов — героев сильных, энергичных, активных, добрых или злых, — он всегда подчеркивает их незаурядность, наделяет самобытным интеллектом. Они никогда не действуют по стандарту, в их поступках раскрывается человеческая индивидуальность, черты личности, психологическая сложность, диалектика духа. В большой галерее созданных им героев выделяются такие монументальные работы, как роли Степана Шаумяна и Наримана Нариманова в фильмах Аждара Ибрагимова «26 бакинских комиссаров» и «Звезды , не гаснут». Скупыми, крупными мазками, неброскими, но яркими красками нарисовал он образы замечательных людей, жизнь которых была целиком, без остатка отдана борьбе за дело народа, за торжество великой правды нового мира. В своем четырнадцатом фильме «Крах» (режиссер В. Чеботарев) В. Самойлов сыграл роль Бориса Савинкова. Личность эта сложная, противоречивая. Савинков — незаурядный человек, боровшийся с самодержавием, по-своему любивший родину, — скатился в лагерь махровых врагов революции, политический авантюризм привел его к краху, к преступлению против народа. Но то лучшее, что еще теплилось в нем, позволило ему осознать свою вину... Всю эту сложную гамму чувств с большой и убеждающей силой раскрыл артист. В актерской работе Самойлова явственно ощутимо авторское начало. Он никогда не бывает только исполнителем чужих замыслов, он всегда заново осмысливает их для себя: соглашается или предлагает свою интерпретацию, дополняет ценными деталями, обогащает трактовку образов.

    Кинокритик Даль Орлов

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости