№6 Плотников Владимир
Папанов – парадокс. Не так и много было ролей Личностей - если по сценарию. И тогда Ролями делал их Лично он. Итог чудесен: все маленькие отрицательные, а правильнее - трагифарсовые, роли Папанова излучают здоровый позитив. Человек с абсолютно с положительной аурой. Даже явно немузыкальный его басок – бесценное украшение звукового фона любого фильма с его участием. Этот хрипловатый голос лечит смехом через годы и расстояния.
В самом деле, есть ли в истории другой прецедент, когда бы закадровый вопль в пару слов стал всенародным позывным для всех возрастов, моментально выстраивая в памяти целый мир, где смешались сказка, басня и даже эпос? «НУ, ПОГОДИ!» - и всё всем ясно. И даже Государственная премия – наградой.
И даже речевые «безобразия» Папанова - продукт намеренной хирургии нормальной артикуляции – воспринимаются как чисто папановские неологизмы, замечательные находки, без которых непредставима не только классика кино, но и наш бытовой «жаргон»: «Кулубника… Туалэт… Турма». «Фикция йечи», для другого чраватая карьерным крахом Папановм была превращена в кувалду счастья, подарок фортуны.
Его эпизодические Лелик («Бриллиантовая рука») и тесть-солдафон («Берегись автомобиля») – не самые ли ударные и сочные оплеухи любимых кинокомедий, вышибающие всеобщий смех?
Не ради ли искусства Анатолия Дмитриевича с удовольствием и предвкушением пересматриваешь и не самые удачные картины?
А каков социальный разброс его «лиц»? Политзэк («Холодное лето 54-го»), хороший чиновник («Время желаний»), плохой чиновник («Порожний рейс» и мн.др.), инженер («Инженер Графтио»), собаковод («Дача»), ветеран-десантник («Белорусский вокзал»), батька-анархист Ангел («Адъютант его превосходительства»), комбриг Серпилин («Живые и мертвые»), врач («Дети Дон Кихота»). Галерея необъятна - воистину папановская «человеческая комедия».
Завиден и классический букет: гоголевский Городничий сразу в двух постановках: от театра Сатиры и от Гайдая, шекспировский Фальстаф, ильфопетровский Киса («12 стульев» Захарова) и Лоханкин («Золотой Теленок» Швейцера), чеховский Самойленко («Плохой хороший человек»)…
У Анатолия Папанова сложился один из лучших творческих дуэтов. С Андреем Мироновым. Они и ушли друг за другом.
А ведь при внешней крепости Папанова – зритель рассчитывал на долгий век. Ему б и сейчас было лишь 85. Ну, что ж, Будет больше, много больше. По крайней мере, до тех пор, пока «Ну, погоди» что-то да скажет детям наших детей.
Немного поправлю. Фильм где Папанов сыграл политзэка (последняя его роль в кино) назывался "Холодное лето
53-го", в комедии "Дача" Папанов играл не собаковода (этого персонажа играл В.Басов), а микрогравера, работавшего с зёрнами, которые в конце концов склевали зашедшие в дом куры, в "Белорусском вокзале" его персонаж - ветеран Дубинский не десантник, а связист.
В остальном разделяю ваш комент полностью! А "Ну, погоди!" - это работа Анатолия Дмитриевича вообще на века! Ещё не одно поколение на этом мультике должно вырасти.