Павел Клёнов

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Павел Клёнов фотографии

Клёнов Павел Никитович

20.09.1924 - 20.09.2014

Фильмография: 4 работы в 4 проектах

биография

20 сентября 1924, село Княжево, Тамбовская губерния, РСФСР, СССР — 20 сентября 2014, Луганск, УНР

Народный артист Украинской ССР (1973).

Окончил Ростовскую-на-Дону театральную студию в 1946 году.

Трудовую деятельность начал в 1944 году артистом вспомогательного состава Ростовского государственного академического театра им. М.Горького. С 1947 года был переведен на должность артиста этого театра. С 1951 по 1955 годы работал в драматическом театре Советской Армии Дальневосточного Военного округа. С 1955 по 1960 годы – артист Ростовского государственного театра комедии.

В 1960 - 1963 годы – артист Донецкого областного русского драматического театра (Мариуполь), а с 1963 года – артист Луганского областного русского драматического театра им. Павла Луспекаева.
В Луганском театре, где, как режиссер, осуществил постановку 30 спектаклей, к 25 из которых сделал музыкальное оформление.

театральные работы

Булычев (”Егор Булычев и друг ие” М. Горького)
Бессеменов (”Мещане” М. Горького)
Командор (”Каменный властелин” Л. Украинки)
Будулай (”Цыган” М.Провоторова по А. Калинину)
Вышневский (”Доходное место” А. Островского)
Фирс (”Вишневый сад” А. Чехова)
Гуляев (”Наедине со всеми” А. Гельмана)
Вукол (”На бойком месте” А. Островского)
Иван Малов (”Смешной день” В. Покровского)
Маттиас Клаузен (”Перед заходом солнца" Г. Гауптмана)
Прибытков (”Последняя жертва” А. Островского)

Режиссер:
”Костер” С. Алешина
”На бойком месте” А. Островского
”Наследство” А. Софронова
”А поутру они проснулись” В. Шукшина
”Последний срок” В. Распутина
”Верните бабушку” В. Мхитаряна
”Загнанная лошадь” Ф. Саган
”Он пришел” Дж. Б. Пристли
”Осенние скрипки” И. Сургучева

призы и награды

В 1971 году был награжден орденом Октябрьской революции, в 1985 – орденом Отечественной войны I степени и Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета Украинской ССР.
Почётный гражданин города Луганска (2009).

театр

фотографии

публикации

  • Народный артист Украины П.Кленов: «Сегодня демократия напрочь перепутана со вседозволенностью…»
  • Павла Никитовича Кленова луганчанам представлять не нужно. Фронтовик, Народный артист Украины, Почетный гражданин города — вместе с областным русским драматическим театром, где прослужил почти 50 лет, он прошел немало: становление, расцвет, упадок, надежды, разочарования… На его счету — более 200 ролей, постановка нескольких десятков спектаклей, к большинству которых он написал и музыку. Удивительно, но Мастер и сегодня, в свои без малого 88, продолжает выходить на сцену.

    И все же главное — в другом. Кленов — не просто один из создателей и корифеев луганского театра. Он — живая история: не только театра — города, области, страны… Человек, имеющий моральное право судить о прошлом и настоящем, понимающий, что из того и другого имеет непреходящую, истинную ценность. В театре, жизни, человеческих отношениях…

    На сцену — с танцплощадки

    — Павел Никитович, о театре мечтали с детства?

    — Да что вы! Я – продукт советской власти. Появился на заре (в 1924 году) и дожил до конца ее существования (о нем немного жалею и по сию пору). Конечно, я, как и другие мальчишки того времени, воспитывался на Чапаеве. Мы играли в Чапаева – по-настоящему, еще не зная анекдотов, которые позже родились от не очень хороших людей. По нескольку раз ходили в кинотеатр, и все время надеялись: на следующем сеансе он обязательно доплывет. Никакой артистической деятельности у меня, естественно, даже в мыслях не было — я мечтал быть военным.

    И все, вроде, складывалось. В июне 1942 года я окончил полковую школу младших командиров в Москве и попал в действующую армию. Кстати, забавный эпизод, связанный с моим будущим актерством, случился именно тогда. Я был запевалой, играл на гитаре, хотя свободного времени было мало – война шла. Как-то к нам на фронт приехала агитбригада, и ребята похвастались: у нас тоже есть свой артист – Паша Кленов. В общем, меня пригласили в эту армейскую агитбригаду. Пришлось идти к командиру полка, чтобы он решил этот вопрос. Разговор с ним я запомнил на всю жизнь. В ответ на свою просьбу услышал: «Ты что (трам-тарарам!), приехал воевать или на балалайке играть? Кругом, в подразделение, марш!». На этом моя артистическая карьера тогда и прекратилась, так и не начавшись.

    В августе 1943-го в бою на Смоленском направлении я получил тяжелое осколочное минное ранение и «загремел» в госпиталь в город Горький. А после выздоровления приговор врачей был однозначен — годен к нестроевой службе. В общем, меня демобилизовали, и моя военная карьера на том оборвалась.

    Когда вернулся в Ростов, встал вопрос, что дальше делать. Отец хотел, чтобы я поступал в строительный техникум (он сам был строителем). Но не случилось — в дело вступил Его Величество Случай. Однажды мы с друзьями пошли в Первомайский сад на танцы. И пошел дождь: какие же пляски? А напротив танцплощадки был театр имени Горького. Один из моих приятелей предложил туда зайти: говорят, какой-то новый артист приехал. Мы и зашли. Шел спектакль «Без вины виноватые», на сцену вышел артист, игравший роль Незнамова (тогда я еще не знал, что это был Александр Анатольевич Никитин). Но таких Незнамовых больше за всю жизнь не видел — ни в театре, ни в кино. Он поразил меня настолько, что я подумал: да мне бы только текст дали, я выйду и тоже так сыграю — настолько Никитин был правдив, обаятелен и заразителен.

    На следующий день, по совету друзей, я отправился в театр. Меня попросили подготовить басню, стихотворение, что-то из прозы: я так обрадовался, что никаких сочинений писать не надо. Поскольку очень любил и люблю Горького, взял отрывок из «Челкаша» и какую-то басню. Прочитал все, а потом захотел показать еще сцену из фильма «Два бойца». Я — большой поклонник Марка Бернеса, всегда «работал» под него, и сценку из «Двух бойцов» сыграл, естественно, тоже под Марка Наумовича. Но если у великого актера это было не натянуто, то я со своим южным выговором и «приблатненными» интонациями выглядел, наверное, смешно. Но, к счастью, члены комиссии поняли, что я просто кусок глины, из которого можно что-то вылепить. Главный режиссер театра Иван Ефремов велел зачислить меня в театральную студию, в свою группу. В тот же день я впервые попал и на репетицию массовых сцен в спектакле «Ехали казаки» (у меня там была роль третьего казака с текстом из одного слова: «Э-эх!»).

    — Сложно было одновременно учиться и работать?

    — Физически — да. Но я очень благодарен документальной студии при Ростовском театре им. Горького, где учился три года — это был первый и последний ее выпуск. Она многое мне дала — гораздо больше, чем дал бы любой театральный институт. С 8 утра до обеда у нас были теоретические занятия, с 14.00 до 16.00 — репетиции массовых сцен, вечером — спектакль. Домой я попадал к часу ночи. Но когда к нам приезжали из Москвы молодые артисты, окончившие театральные вузы, мы по сравнению с ними были опытными. Конечно, денег, чтобы платить нам стипендию, у театра не было, поэтому все мы были зачислены во вспомогательный состав. Получали по 200 рублей с «хвостиком» (в то время, когда булка хлеба стоила 100-150) — копейки. Но зато уже на втором курсе мне доверили одну из центральных ролей в пьесе «Победители» — шофера Минутки (которого на киноэкране, кстати, сыграл мой любимый Бернес). Затем последовала роль Васи Купчика в «Талантах и поклонниках». Когда уходил со сцены, мне вдруг впервые в жизни зааплодировали. Передать мое состояние после спектакля невозможно: когда ехал в трамвае домой, казалось, что все на меня смотрят – слава пришла. С таких эмоций и начался для меня театр.

    Учиться пришлось очень многому — в том числе и дисциплине, которая тогда была в театре железной (даже в сравнение не идет с нынешней). К примеру, в спектакле «На дне» я в массовке играл мальчишку, который, сидя на заборе, подначивал дерущихся. А напротив в саду гремела музыка, товарищи с девочками танцевали. И однажды я решил: да кто заметит, если уйду? И попросил одного из коллег меня заменить. На следующий день состоялось общее собрание коллектива. Главным режиссером театра тогда был Григорий Евсеевич Леондор (прекрасный актер и режиссер, блестяще образованный человек). На собрании он сказал, что один из начинающих ребят посмел уйти со спектакля, но при этом даже не назвал мою фамилию — таким высоким был уровень культуры. А Никитин меня тут же успокоил: тебе, конечно, выговор объявят, но зато теперь все будут знать, кто такой Паша Кленов.

    В театральной студии я встретил и свою любовь — Тамару Снопикову, с которой мы прожили всю жизнь.

    Сахалин с «Продолжением»

    — До приезда в Луганск вам с женой пришлось помотаться по стране?

    — В Ростове мы работали до 1951-го, а затем попали на остров Сахалин. Прослужили там театре Советской Армии четыре с небольшим года. Труппа была достаточно сильной, в основном актеры из Москвы и Ленинграда. Мы гастролировали по Курильской гряде, бывали на таких островах, где жили 15-20 человек (все военные), их и на карте-то не было. Интересно, что тогда даже название театра пытались сохранить в тайне — когда мы приехали, полковник из политотдела спросил: вы знаете, где будете работать? Здесь нет армии, вы приехали в драмтеатр — обслуживать рыбаков. Но мы же видели, что там были громадные войска, занимавшие весь Сахалин, Курильскую гряду, Камчатку и бухту Проведения. От кого пытались «засекретиться» – непонятно.

    Потом этот театр расформировали, я вернулся в Ростов и стал работать в театре комедии. А в 1959 году к нам приехал новый главный режиссер — Петр Исидорович Ветров. Он впервые поставил пьесу Михаила Шатрова «Продолжение». У меня там была одна из очень немногих моих отрицательных ролей – прораба Котова: с гитарой, выпивкой, женщинами. В пьесе была тройка отрицательных персонажей — начальник стройки, прораб и его «телохранитель». Так эта троица «забила» все светлое, что было в спектакле. И это, конечно, «аукнулось». К тому времени пьесу собрались ставить в Московском театре Ленинского комсомола, и когда мы отыграли всего несколько спектаклей, из Москвы пришел приказ — прекратить показ «Продолжения» до особого распоряжения. Позже Михаил Шатров сказал Ветрову: настоящую премьеру своей пьесы я видел только в Ростове. А у меня до сих пор хранится программка, где рукой великого драматурга написано: «Здорово!».

    «Случайная» любовь на полвека

    — Спектакль закрыли, но дружба с Ветровым осталась? Ведь именно он в начале 60-х пригласил Вас в Луганск?

    — Именно так. Но до этого мы 3 года вместе проработали в Сталинском областном драматическом театре г. Жданова (сегодня — Мариуполь). Тоже сильная была труппа — на гастролях в Киевском театре оперетты мы два месяца играли, столько ни один театр не выдерживал. Но, увы, начались «негаразды». Как раз в это время Ветрова пригласили главным режиссером в Луганск, и он позвал меня с собой. Сказать по правде, я немного скис: не знал Луганска, никогда в нем не был. И представить тогда не мог, насколько здесь задержусь — в будущем году отмечу 50-летний юбилей работы в Луганском областном русском драматическом театре

    Здесь я поставил я около 30-ти спектаклей, сыграл массу ролей. Не все они однозначны. Из всех моих спектаклей могу назвать лишь 5-7, которые мне не стыдно показать в любом городе бывшего Советского Союза, потому что уверен: что-то в них есть. Это «Варшавская мелодия», «Последний срок», «Осенние скрипки», «Верните бабушку» (в репертуаре театра он 10 лет), «Наследство» (этот спектакль показывался на луганской сцене 400 с лишним раз). В среднем же каждый из этих спектаклей прошел 100-200 раз — для нынешнего времени это нонсенс. Может, в столичных театрах спектакли столько держатся, у нас — нет.

    — Почему же Вы даете им столь скромную оценку?

    — Так воспитан. То же — с ролями. Даже самые любимые из них всегда оценивал и на худсовете, и на собраниях театра как «удовлетворительные». Понимаете, есть категория режиссеров и актеров, которые говорят о себе: приходите, посмотрите, я такой спектакль поставил — это гениально! Но я превыше всего ценю в творческом работнике скромность. И все большие артисты (с которыми я никоим образом себя не сравниваю, только беру с них пример) были именно такими. Это сейчас звезд в театре, в кино и особенно на эстраде — больше, чем на небе. Произнести слова «великий», «гениальный» — все равно, что поздороваться. А великих и гениальных не должно и не может быть много — это «штучный товар».

    — И все-таки, были любимые роли?

    — Конечно. Но любимые они не потому, что я очень доволен, как сыграл, а потому, что они «легли на душу», что-то затронули в ней — в самой глубине. Это Бессеменов в горьковских «Мещанах», Булычев в спектакле «Егор Булычев и другие», журналист Бланко в «Интервью в Буэнос-Айресе», Командор в «Каменном хозяине» Леси Украинки, роли в спектаклях «Варшавская мелодия», «Проснись и пой», «Наследство».

    Не очень доволен я ролью Эзопа («Лиса и виноград» Г. Фейнгарда) – сам собой недоволен, хотя спектакль был неплохой.

    А вообще практически всю свою актерскую жизнь я был «положительным» героем. Играл секретарей парткомов, директоров заводов. Что касается «партийной карьеры», то в театре я прошел ее всю — от секретаря первичной парторганизации до Генерального секретаря. Дважды играл И.В.Сталина: еще молодым — в пьесе Щеглова «Побег» и позже — в «Дальше... дальше... дальше!» Шатрова.

    Сейчас я занят в театре немного — в спектаклях «Дядюшкин сон», «Поздняя любовь» и «Кабала святош», которые идут очень редко. Кроме того, играю эпизодические роли в «Яме», «Таксисте» и «Хануме»...

    Беседовала Марина Савинова, "ОстроВ Лугань"

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение