Луганский русский драматический театр

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

История театра

Луганский русский драматический театр

Луганский областной русский драматический театр им. П.Б.Луспекаева

Ворошиловградский областной русский драматический театр

Украина, Луганск, Коцюбинского 9-а

theaterluspekaev.com.ua

В мае 1939 года в городе на Лугани начала работу новая театральная труппа.
Ее составили выпускники Ленинградского театрального училища — 32 человека — и 15 актеров с большим опытом и стажем работы, были среди них те, кто начинал в «Шахтерке Донбасса» — 3. Утехина, В. Клопотов, В. Шмукловский.

Возглавил коллектив один из опытнейших мастеров сцены, ученик Ю. Завадского — А. Тункель, главным художником стал В. Айвазян, директором — человек с организационным талантом — К. Перлов.

26 октября 1939 года в помещении Дворца культуры имени В. И. Ленина состоялась премьера и открытие театра.

Был показан спектакль «Павел Греков» Б. Войтехова и Л. Ленча. Это было смелое по тем временам произведение.
И главный режиссер, и исполнители избирали наиболее сложные пути в создании правдивых и жизненных спектаклей, проявляли умение давать социальную характеристику и событию, и герою. В те годы создавался ансамбль, вырабатывался стиль, создавалась своя школа актерской игры. Это были слитность звучащего слова и пантомимы, новаторство в сценографическом, звуковом, световом оформлении, умелое использование достижения техники. Это был синтез многих искусств.

Немногим больше одного сезона проработал театр. Началась Великая Отечественная война…

В сентябре по приказу Комитета по делам искусств УССР театр был расформирован. Однако актеры решили сохранить коллектив. Ему была предоставлена возможность выехать в Узбекистан, где он получил назначение в Наманган. Прибыл на место 5 декабря 1941 года. И сразу приступил к работе.
Спектакли Луганский русский драматический театр давал в помещении бывшего ТЮЗа, в Доме офицеров, в клубе маслозавода. Художественное руководство театра осуществляли режиссеры Е. Гричук и Н. Гайдаров, главный художник И. Алексеев. Выступления продолжались до 8 апреля 1942 года.

3 ноября 1943 года театр получил вызов из освобожденного Луганска.

13 ноября того же года тепло встреченные земляками, они открыли сезон спектаклем «Жди меня».

В творческих поисках еще в 40-е годы театр обрел свое лицо в работе над произведениями классики. Режиссер Н. Гайдаров поставил «Каменный властелин» Леси Украинки (Дон Жуан — А. Романцев, Анна — 3. Утехина), «Марию Стюарт» Ф. Шиллера (Мария — 3. Утехина), А. Ходырев — «Маскарад» М. Лермонтова (Арбенин — А. Ходырев, Нина — Р. Светинская), Г. Нарковский — «Волки и овцы», «На бойком месте» А. Островского, Альховский —«Правда — хорошо, а счастье — лучше». А. Островского.
Зрелым актерским мастерством отличались работы Аренского (Линяев, Грозное), 3. Корн (Купавина, Евгения), Чикалова (Бессудный), Н. Гаргановой (Мурзавецкая). Одаренная актриса Р. Светинская, играя героинь Островского (Олю и Аннушку), поднимала тему горячего сердца, тему человека, для которого невыносимо тяжко в «темном царстве». Совершенно неожиданной, непредсказуемой была она Глафирой в «Волках и овцах». Блистали в «Лесе» Я. Аренский (Аркадий Счастливцев) Г. Каменская (Гурмыжская). В содружестве с художником . Бочаровым режиссер Г. Назарковский увлеченно работал над «Последними» М. Горького. Спектакль принес удачу Я. Аренскому (Иван Коломийцев), Е. Врублевской (Соколова), молодой актрисе Т. Цымбалюк в роли Верочки.

Встреча с классикой оказалась благотворной для театра, начавшийся процесс обновления стилистики театра нашел свое продолжение в творческом процессе 50-х годов — в стремлении найти новые ресурсы выразительности, придающие спектаклям жанровую определенность, сценическую завершенность произведения.

В 1952 году театр возглавляет П. Ветров. С 1937 года после Окончания Ленинградского театрального института Петр Исидорович работает на Украине в театрах Луганска, Донецка, Кировограда. Становится главным режиссером Луганского русского драматического в 1952—1959-м, а в 1963—1968-м — объединенного театра русского и украинского. Его знали как мастера значительных режиссерских работ, в которых он проявил умение читать, чувствовать автора, его стиль, выражать свою гражданскую позицию: «Разлом» Б. Лавренева, «Макар Дубрава» А. Корнейчука, «Ученик дьявола» Б. Шоу, «Последние» М. Горького. Высокого класса и актерские работы П. Ветрова.
Вот с каким творческим багажом, с высоким пониманием воспитательной роли театра, с требованиями студийности в работе, высокой театральной культуры пришел П. Ветров в Луганский театр. Режиссером пригласил А. Коженовского, с которым вместе начинали в ТЮЗе. Директором театра стал И. Шпаковский, его заместителем — Н. Блехер.
В работах режиссера проявилось чувство современности, соблюдались сценическая правда и простота, завершенность как отдельных образов, так и спектакля в целом. Чувствовалось проникновение, углубление в тайники человеческой души, разработки тонкой психологии мизансцен. Каждым спектаклем театр старался откликаться на актуальные проблемы жизни.
С мастерством подлинного художника играл П. Ветров и в современном и классическом репертуаре, всегда оставаясь верным психологическому рисунку и сочным, но не кричащим краскам, создавал полнокровные характеры разных человеческих типов. Романтическая приподнятость, пламенная страстность, действенность — вот на чем основывалось творчество П. Ветрова.
Лаконичность и вместе с тем весомость характеристик придавали его образам емкость и содержательность. Ему была свойственна удивительная поэтичность в сочетании с внешней выразительностью и непременным проникновением в социальную сущность персонажа. Актрисой широкого амплуа, в каждой роли обнаруживающей новые горизонты своих возможностей, выступала Е. Ветрова. Силу чувства, искренность и темперамент, умение предельно заострять напряженность ситуации, вести развитие образа с неослабляющим нарастанием унаследовали от Е. Ветровой Т. Цымбалюк, Э. Позднякова, Л. Синельникова.
От статиста до исполнителя ведущих ролей прошел путь Н. Ращупкин, заняв ведущее положение в труппе. Он играл Звонарева («Порт-Артур»), Ваню («Иван Рыбаков»), Сильвио («Слуга двух господ»), в очередь с П. Ветровым Ричарда, одновременно Петю в «Лесе» и почтмейстера в «Ревизоре», Мишу в водевиле «Три соловья, дом 17» и Костю в комедии «Чужой ребенок».
Активно были заняты в репертуаре А. Захарова, А. Яценко, Б. Гусев, Л. Кушнарев. Пришла в труппу одаренная актриса Н. Чуракова. Свои первые работы сыграли Д. Витченко, Н. Заика, В. Седловский. Они стали актерами ветровской школы, учились создавать характеры в эволюции, видеть перспективу.
В актерском искусстве театра все больше давало о себе знать стремление к углублению образа героя, его обобщению и в то жe время — к конкретизации идейно-философской позиции персонажей. Это была тенденция к укрупнению характеров, событий явлений.
...Осенью 1959 года театр оставил его художественный руководитель П. Ветров. С ним ушли некоторые его единомышленники, последователи, ученики: А. Коженовский, Э. Позднякова, Е. Ветрова, молодые актеры Д. Витченко, А. Губский, А. Дмитриева, Н. Заика.

Сложный период начался в жизни театра после ухода П. Ветрова. Один за другим менялись режиссеры — А. Фомин, С. Шпанов, В. Ненашев.

1 января 1963 года Совет Министров УССР принял постановление об объединении двух областных театров русского и украинского в один Луганский областной драматический театр с двумя труппами — русской и украинской.

Осенью 1963 года в театр возвращается П. Ветров. Вместе с ним возвратились А. Коженовский., Е. Ветрова, Э. Позднякова, Д. Витченко, С. Сиротюк, Н. Заика, А. Дмитриева. Приехал с ним А. Хруничев, Т. Кленова, актер с большим сценически опытом П. Кленов, работавший ранее в Ростове и Мариуполе. Это возвращение приветствовала театральная общественность города, искренне радовались актеры — им так не хватало его, ветровской сердечности, им так нужна была его строгая взыскательность. Вокруг Петра Исидоровича опять сплачивается мощный творческий коллектив, готовый, не зная усталости, работать, чтобы доказать благотворную силу искусства…

Итак, театр покинул, и на этот раз навсегда, его лидер, художественный руководитель П. Ветров. Остался коллектив, им взлелеянный: А. Коженовский, Ф. Максимовский, Э. Позднякова, В. Турин, А. Яценко, Е. Ветрова, Л. Синельникова, Н. Ращупкин, А. Сахаров, Н. Соя. Уже слышались молодые голоса, постигшие секреты «дуэтного» искусства, Д. Витченко и С. Сиротюк. Д. Витченко вступил в пору расцвета — уверенно шел по жизни его Сергей Петров из спектакля «Всем смертям назло» В. Титова, К. Миленко.
Первые, но заметные шаги, сначала в массовках, в эпизодических ролях делал В. Музыка. На программке «Снежной королевы» сохранилась к нему обращенная запись П. Ветрова: «Сначала ворон, а потом в творчестве взлетишь орлом».

Спектаклями «Каменный властелин» и «Мещане» режиссер В. Тимошин окончательно утвердил себя в Луганском театре. В это время произошло знаменательное событие — наконец произошло разделение театра на две труппы — приказом Министерства культуры УССР от 23 октября 1970 года театр был переименован в «Луганский областной музыкально-драматический театр с двумя труппами — украинской и русской». Была обретена творческая свобода, обретена большая мобильность.
Преодолевая, насколько это было возможно, застойные преграды, театр начал более требовательно и взыскательно формировать репертуарную афишу. Желание говорить о жизни, о человеке требовало драматургии масштабной, содержащей художественные обобщения и в то же время эмоциональной, страстной. Уже после московских гастролей стало ясно, что В. Тимошин пришел в театр со своей обоснованной эстетической программой. С необычайным уважением отнесся к труду, вложенному его предшественниками в этот театр, он повел его дальше.
В. Тимошин взял курс на омоложение коллектива. Была приглашена группа актеров из разных учебных заведений. Их сразу заняли в спектаклях. Это — Т. Шинакова,

И. Сиротинская, Е. Коваль, Я. Гранко. Они знали, что входили в коллектив, в котором господствовали не режиссерские изыски, а строгая лаконичная форма, тяготение к глубокому философскому осмыслению идейного содержания произведения. Им было у кого поучиться вдохновенному творчеству.
Обогащение театральной афиши произошло за счет постановки русской классики, в частности пьес А. Островского. Как прежде, для луганчан театр Островского — это театр глубокой мысли, общественных конфликтов, социальной сложных характеров. Два спектакля «Красавец-мужчина» и «Сердце не камень» поставлены В. Тимошиным, третий — «Воспитанница» — А. Коженовским.
В театре, и этого нельзя было не заметить, на среднее и молодое поколение возложили ведущую роль, ибо пришел актер со своим видением мира, современными художественными воззрениями, познанием новых тенденций в исполнительском искусстве. Это понимает художественный руководитель театра, его главный режиссер - Тимошин. Нужно было дать работу всему коллективу, дать возможность посмотреть спектакли гастролирующих театров, поработать с режиссерами разных школ, в том числе зарубежных театров. Тимошин сам ставит «Гибель эскадры» в театре имени Бояна Дановского (Перник, Болгария), а постановочная группа из Болгарии в составе режиссера И. Венкова и художника Л. Петрова осуществляет постановку в Луганске "Вампира".
Среди заметных спектаклей последних лет - спектакль пьесе Педро Кальдерона "С любовью не шутят", "Додо" по пьесе Клайва Пэйтона в постановке известного режиссера Александра Дзекуна (Лауреата Национальной Шевченковской премии 2007 г.), "Третье слово" по пьесе Алехандро Кальдерона "Дикарь", спектакль по пьесе Владимира Гуркина "Саня,Ваня с ними Римас"...
С 2012 года театр носит имя известного актера Павла Лусекаева, который начинал свой творческий путь на луганской сцене.

актеры

Григорий Тесля

1936 - 1942

Яков Аренский

1939 - 1963

Ким Староскольцев

1941 - 1943

Павел Луспекаев

1944 - 1946

Евгения Врублевская

1947 - 1955

Вера Альховская

1949 - 1951

Пётр Ветров

1952 - 1968

Дмитрий Витченко

1955 - 1960
1963 - 2014

Лидия Бурмагина

1959 - 1982

Александра Тананакина

1962 - 1980

Светлана Сиротюк

с 1963

Валентин Тимошин

1968 - 1990

Зоя Бондаренко

1970 - 2012

Александр Бондаренко (II)

1971 - 2009

Валерий Музыка

1972 - 2007

Анатолий Бондаренко

1974 - 1985

Любовь Солодова

1974 - 2004

Галина Топоркова

с 1977

Евгений Кравцов (II)

с 1981

Тарас Чеверноженко

с 1985

Юрий Чернышёв (II)

1990 - 1993

Борис Мартынов

с 1992

Артём Лебедев

2002 - 2009

Роман Брилёв

2007 - 2014

Олег Александров

Виктория Виноградова

Григорий Герчиков

Раиса Годунова

Юрий Горошанский

Иван Дзюба

Татьяна Долбикова

Александр Дубовиченко

Светлана Живанкова

Владимир Заславский

Лина Захарова

Сергей Зуб

Н. Инсаров

Н. Инсаров
Геннадий Кадыков

Клавдия Кобзева

Евгений Коваль

Виктор Кологривый

Зинаида Корн

Филипп Куценко

Игорь Литовкин (II)

Любовь Луган-Славская

Людмила Малина

Владимир Медведенко

Борис Мизюкин

Анатолий Москаленко

Георгий Назарковский

Вера Ольховская

Эсфирь Позднякова

Н. Приймак

Н. Приймак
Анатолий Ревека

Вера Романко

Николай Рулев

Александр Сарпецкий

Раиса Светинская

Евгений Силаев

Ирина Сиротинская (II)

Сергей Солодов

Клавдия Старух

Е. Стоянчук

Е. Стоянчук
Светлана Талалаева

Леонид Терлецкий

Владимир Фурсенко

Валентин Хорохорин

Тамара Цимбалюк

Нина Чипиженко

Т. Шинакова

Т. Шинакова
Анатолий Шпаковский

С. Щёголев

С. Щёголев
Алла Яценко

Алексей Быков

1938 - 1940

Сергей Боярский

1939 - 1940

Николай Гайдаров

с 1943

Пётр Монастырский

1945 - 1948

Роза Воробьева

1948 - 1952

Всеволод Тягушев

1951 - 1952

Евгения Ветрова

1952 - 1959
1963 - 1983

Василий Гурин

1955 - 1958
1961 - 1969

Владимир Куркин

1960 - 1970

Павел Клёнов

1963 - 2014

Олег Баглюков

1968 - 1972

Галина Тимошина

с 1968

Александр Ильин (V)

с 1970

Полина Шкуратова

с 1971

Владимир Орёл

1972 - 1975

Лариса Круглик

с 1974

Владимир Смирнов (V)

1976 - 2019

Валерий Приходкин

с 1978

Наталья Бузиновская

с 1985

Владимир Стуканов

1989 - 1990

Евгения Качанова

с 1991

Евгений Головатюк

2000 - 2009

Валерий Круглик

с 2005

Сергей Евдокимов (II)

2008 - 2014

Владимир Бабич (II)

Н. Гарганова

Н. Гарганова
Е. Гладкая (II)

Е. Гладкая (II)
Тамара Горошанская

А. Гоцулер

А. Гоцулер
Алла Дмитриева (II)

Ирина Драпкина

Н. Еленевский

Н. Еленевский
Николай Заика

Ангелина Захарова

Зинаида Звягина

Тамара Иванько

Михаил Иоффе

Тамара Клёнова

Анатолий Кобяков

Александр Козин

С. Колотий

С. Колотий
Светлана Корниенко (II)

Леонард Кушнарев

Ирина Лосева

Федор Максимовский

Николай Малиновский

Виктор Мекш

Г. Мирвольский

Г. Мирвольский
Ф. Музалевский

Ф. Музалевский
Александр Некряч

Людмила Пенязик

Игорь Попков (III)

Николай Ращупкин

Жанна Ревека

Алексей Романцев

Александр Сазонов (IV)

Александр Сазонов (IV)
Андрей Сахаров (II)

Владимир Седловский

Людмила Синельникова

С. Смолич

С. Смолич
Надежда Соя

Нелли Степанова

И. Стоянчук

И. Стоянчук
Иван Тельнов

Юрий Тыркалов

С. Ходырева

С. Ходырева
Виктор Хруничев

Н. Чикалов

Н. Чикалов
Нила Чуракова

В. Шмукловский

В. Шмукловский
Сергей Шпанов

Сергей Шпанов
Любовь Юрченко

Обсуждение