Зайцава, Л. Калі знойдзены пункт гледжання / Л. Зайцава // Мастацтва Беларусі. - 1984. - № 10
«Абуза» (аўтар сцэнарыя К. Губарэвiч, рэжысёр-пастаноўшчык Я. Грыбау, аператары-пастаноўшчыкi Т. Логiнава, А. Рудзь, мастакi-пастаноўшчыкi В. Кубараў, У. Дзяменцьеў, кампазiтар С. Картэс) – гiсторыя пра дзяўчынку- дашкольнiцу Волю (Ю. Касмачова), яе зусiм яшчэ маладога бацьку (Я. Нiкiцiн), якiя жывуць удваiх, пра цяжкасцi, якiя ўзнiкаюць у гэтай маленькай сямʼi з-за рашэння бацькi ажанiцца з «цёткай Светай», якую Воля не любiць. Такую «цётку Свету», як у фiльме, палюбiць сапраўды цяжка. Актрыса М. Шыманская некалькi фарсiруе iнфантыльнасць, эгаiстычнасць сваёй гераiнi, але iнакш нелюбоў Волi да Светы выглядала б не па-дзiцячаму бязлiтаснай. Размова ж iдзе не проста пра дзiцячы капрыз, i Воля не супраць жанiцьбы бацькi наогул. Гэтая камерная, але, як бачым, даволi складаная, а для яе ўдзельнiкаў i балючая гiсторыя паказана дастаткова далiкатна, тонка, з шчымлiвай i трошкi сумнай iнтанацыяй, паколькi яна не мае шчаслiвага фiналу. Усё ж надзеяй на будучыню гучыць фiнальны званок у кватэру.
На мой погляд, успрымаць гэтую стужку часам перашкаджае пэўная прыхiльнасць аўтараў да паказу некалькi незвычайнага асяроддзя, дзе адбываецца дзеянне: стары драўляны дом з вонкавай лесвiцай, на якой дзецi разыгрываюць iмправiзаваны спектакль пад яўна катрынкавую музыку, кватэра са старой мэбляй. Вiдаць, аўтараў прываблiвае стылiстыка рэтра, што ў гэтым выпадку зʼяўляецца самамэтай, таксама як i, напрыклад, планы з адбiткамi ў люстэрку. Такая самамэтнасць некаторых мастацкiх прыёмаў, пазбаўленых змястоўнага абгрунтавання, стварае ўражанне выяўленчай «шматслоўнасцi». Можна, праўда, зразумець рэжысёра, якi хоча зрабiць стужку больш выразнай, «насычанай». Але, вiдаць, майстэрства i ў разумным самаабмежаваннi.
«Обуза» (автор сценария К. Губаревич, режиссер-постановщик Е. Грибов, операторы-постановщики Т. Логинова, А. Рудь, художники-постановщики В. Кубарев, В. Дементьев, композитор С. Кортес) - история про девочку-дошкольницу Волю (Ю. Космачева), ее совсем еще молодого отца (Я. Никитин), которые живут вдвоем, о трудности, возникающей в этой маленькой семье из-за решения отца жениться на «тете Свете», которую Оля не любит. Такую «тетю Свету», как в фильме, полюбить действительно трудно. Актриса М. Шиманская несколько форсирует инфантильность, эгоистичность своей героини, но иначе нелюбовь Воли до Светы выглядела бы не по-детскому беспощадной. Речь ведь идет не просто о детском капризе, и Воля не против женитьбы отца вообще. Эта камерная, но, как видим, довольно сложная, а для ее участников и болезненная история показана достаточно деликатно, тонко, с щемящей и немножко грустной интонацией, поскольку она не имеет счастливого финала. Все же надеждой на будущее звучит финальный звонок в квартиру.
На мой взгляд, воспринимать эту ленту иногда препятствует определенная приверженность авторов к показу несколько необычной среды, где происходит действие: старый деревянный дом с наружной лестницей, на которой дети разыгрывают импровизированный спектакль на явно катрынкавую (шарманочную) музыку, квартира со старой мебелью. Видимо, авторов привлекает стилистика ретро, что в этом случае является самоцелью, также как и, например, планы с оттисками в зеркале. Такая самобытность некоторых художественных приемов, лишенных содержательного обоснования, создает впечатление
изобразительной «лоскутности». Можно, правда, понять режиссера, который хочет сделать ленту более выразительной, «насыщенной». Но, видимо, мастерство и в здравом самоограничении.
В журнале "Мастацтва Беларусі" рецензии давались пачками. Поэтому они малоиформативны, так как в статье каждому фильму доставалось не более двух-трех коротких абзацев.
Для избежания неточностей даю оригинал и мой перевод к ней.
Фральцова, Н. Пераадоленне інерцыі / Н. Фральцова // Мастацтва Беларусі. - 1985. - № 4. - С. 49-51.
У «Абузе» Я. Грыбава з гэтага пункту гледжання не маюць жыццёвага сэнсу стылiстычныя пошукi ў сферы пераадольвання героем самога сябе. Таму што яго канфлiкт вычэрпваецца сiтуацыяй, якую рэжысёр успрыняў як належнае. За экранным iснаваннем няма тлумачэння таго псiхалагiчнага стану, у якiм знаходзiцца герой, няма матыву яго ўчынкаў. Спачатку ён проста сустракаецца са Святланай, потым вырашае ажанiцца з ёю, насуперак жаданню сваёй маленькай дачкi. Нягледзячы на гэтую перашкоду, ён усё ж дамагаецца свайго. Насуперак задуме драматурга сiтуацыя выклiкае пачуццё нейкай няёмкасцi за эгаiстычныя iмкненнi дарослых.
В «Обузе» Я. Грибова с этой точки зрения не имеют жизненного смысла стилистические поиски в сфере преодоления героем самого себя. Потому что его конфликт исчерпывается ситуацией, которую режиссер воспринял как должное. За экранным существованием нет объяснений того психологического состояния, в котором находится герой, нет мотива его поступков. Сначала он просто встречается со Светланой, потом решает на ней жениться, вопреки желанию своей маленькой дочки. Несмотря на это препятствие, он все же добивается своего. Вопреки замыслу драматурга ситуация вызывает чувство какой-то неловкости за эгоистичные стремления взрослых.
№ 107 Андрей Носков,
Автор статьи на Википедии взял эти сведения с данной странички пост №30, а автор поста указал на один из форумов. Однако тому нет подтверждения ни в интервью мамы, ни в сообщениях газет за декабрь 2000 г. Я же здесь стараюсь помещать газетные статьи и подтвержденные факты. В начале мая постараюсь выложить здесь полный текст последнего интервью Юли "Юльский период", фотокопию которого мне прислали из Национальной библиотеки республики Беларусь. Есть еще две маленьких рецензии на фильм "Обуза". Они на белорусском языке, перевожу, но есть не совсем понятные обороты.
На Радиус FM проходила беседа с Татьяной Владимировной и Петром Елфимовым. Так как участники предлагали после беседы ехать на матч БАТЭ – Барселона, то она датируется 28 сентября 2011 г. Аудиозапись ее есть в интернете, на сайте этой радиостанции. В ходе беседы упоминалось о работе с группой «Три кита» и дочери Юлии Полине. Тот фрагмент беседы. Переписал на слух.
Петр Елфимов: Три Кита. Это такое замечательное трио: Кирилл Ермаков, Полина Космачева и Екатерина Жарина. Вокальное трио.
Татьяна Космачева: Это молодые совсем еще ребята, им по 14-15 лет, они очень славные красивые.
Ведущая Тамара Лисицкая: А можно вопрос. Полина Космачева…?
Петр Елфимов: Да, да, та самая Полина Космачева.
Ведущая Тамара Лисицкая: Что-то знакомое здесь. Можем ли мы узнать немножко больше об этой юной исполнительнице.
Петр Елфимов: Юная исполнительница, ходит в гимназию № 42 в 9 класс.
Ведущая Тамара Лисицкая? В общем то это непосредственно член семьи?
Татьяна и Петр: Да, непосредственный член семьи.
Поскольку здесь убрали более раннюю запись, напомню, что дочь Юлии Апполинария родилась 19 ноября 1996 г. В беседе упоминалось, что все три исполнителя группы обучались в музыкальной школе.
№ 100 julig (Москва)
Я статью Вам отправил. Напишите что оно дошло и у меня не было сомнений в этом.
У меня возникает такое чувство, что в интернете я на одном видео Юлю видел, но ее показывают на доли секунды и не успеваешь уловить образ лица без замедленной съемки. Попробую вечером это видео снова найти и указать ссылочку.
И снова минчане оказали посильную помощь в поиске. Работники национальной библиотеки республики Беларусь выслали электронную копию последнего интервью Юли, часть которого я здесь ранее выкладывал (Юльский период). В статье была и черно-белая фотография ее встречи с Николаем Караченцовым. Качество увы невысокое. Я отправил это фото на сайт, чтобы поставили на данной страничке. Подождем несколько дней, а на выходных оставлю свой электронный адрес. julig (Москва), пришлете на него свой электронный адрес я вышлю саму статью с данной фотографией.
Синеман слезно прошу поглядеть в этом списке есть ли фильм Кто сегодня отсутствует?я уже отчаялся найти хоть какие то следы этого фильма,год выпуска(1988)режиссер Юрий Хащеватский.Или если можно кинуть ссылку,очень прошу.
А пока будем искать сведения по первому фильму Юли "Обуза".
Из национальной библиотеки республики Беларусь пришла ссылка на белорусском языке. Библиографическое издание:
Все Белорусские фильмы. Каталог-справочник. Минск "Белорусская навука", т. I, 1996г.; т. II, 2000г.
В нем к описанию фильма есть библиография.
Зайцава, Л. Калі знойдзены пункт гледжання / Л. Зайцава // Мастацтва Беларусі. - 1984. - № 10. - С. 39-47 ( о фильме на с. 40).
Крупеня, Я. Тры прэм"еры / Я. Крупеня // Мін. праўда. - 1983. - 27 ліст.
Фральцова, Н. Пераадоленне інерцыі / Н. Фральцова // Мастацтва Беларусі. - 1985. - № 4. - С. 49-51.
Еще бы сами тексты достать.