Работа над сценарием " Ленинградка Оленька " продолжается кому интересно это потом прочитать пишите на мой адрес sany - pozdeev@mail.ru. Пока могу дать почитать отрывки кому не терпится, так же был бы рад каким нибудь фактам и сведениям из жизни Ольги.
Не знаю,какие видео в интернете вы смотрели,--их тут множество...Но я смотрел видео спектакля,где всё целиком--и сцена,как Витька вылезает из чердака на крышу,и название спектакля не срезано,--оно синими буквами написано:"Синяя ворона".А качество?...Да нормальное качество для советских лент того времени,есть и хуже гораздо.
Анука - естественно и мне понравилась, есть хоть на что взглянуть, хоть на ножки. Да, в начале что-то срезано, но, вероятно, лишь название спектакля, так как титры с ролями и прочими сведениями поставлены в финал. В данном вопросе нужен человек, который видел спектакль в 1980-е.
Ну, не знаю... Мне в Сети попалась копия, в которой выпало кое-что из начала (когда Витька на крышу залез). Да и в самом начале спектакля в сохранившихся частях изображение и звук плывут. Потом всё более-менее устаканивается. Видимо, мне попалась отцифровка, сделанная со старой кассеты.
Так что специально никто ничего не вырезал, просто качество отвратительное. Впрочем, повторюсь, на персонажах Ольги это не сказалось.
Кстати, из четырёх женских образов Ольги в "Синей вороне" больше всего понравились две - Анука (естественно) и собственно Анна Секретарёва. Анетта и Нюшка меня пугали (хотя они тоже сыграны замечательно).
№143 Марк Кириллов
№ 142 Синеман (Карелия)
Лично мне Ольга больше всего нравится в "Синей вороне". Вот уж там-то она смогла блеснуть по-настоящему, сыграв целых 4 (четыре!) роли. Жаль только, что этот телеспектакль сохранился не полностью и в отвратительном качестве. Но роли Ольги сохранились в нём полностью.
И мне она там очень нравится!Единственная картина,где у Оли настоящий размах для проявления своего таланта!Да ещё и в четырёх совершенно непохожих ролях!Но вы пишете,что спектакль сохранился не полностью...то есть как так?Вроде бы и начало и конец сказки сохранены,и по ходу всех четырёх действий спектакля не возникает впечатления,будто там что-то пропущено...
№ 142 Синеман (Карелия)
Если под "телевидением" Вы подразумеваете "Первый", "Россию" и НТВ, то Вы и не дождётесь. А по другим каналам показывают "Клаву" и очень даже часто.
Лично мне Ольга больше всего нравится в "Синей вороне". Вот уж там-то она смогла блеснуть по-настоящему, сыграв целых 4 (четыре!) роли. Жаль только, что этот телеспектакль сохранился не полностью и в отвратительном качестве. Но роли Ольги сохранились в нём полностью.
Может и печально все это, но вместе с памятью поколения нашего, уйдут в просторы беспамятства образы Оленьки и ее героинь. "Послушанный разговор" знают только поклонники ее творчества. "Шапку Мономаха" и "Синюю ворону" еще несколько десятков любителей детского кино, сказок и книг Радия Погодина. А "Клаву..." я даже не вспомню, чтобы показывали по телевидению в постсоветское время. Спектакли с ее участием: один вот есть в частной коллекции Реалистки. Так что бесценны не споры, а наша память. И пусть ей там будет хорошо.
№140 Реалистка
Вдогонку:
уважаемая Наталья Мартьянова говорит: "...Но всё-таки не соглашусь с тем, что ребёнок всегда играет самого себя. Это так же неверно, как и одинаковое рефлексорное поведение животных, например. Когда нас учили в школе (вспомнилось), что кошки, к примеру, все ведут себя одинаково, на инстинктивном уровне выполняя практически одни и те же действия, присущие их виду. Я, заядлая кошатница, у которой и сейчас живут два шотландца, всегда поражалась, насколько же они разные по повадкам, характеру, привычкам.. "
Простите, но Вы, вероятно, сами того не желая, этой фразой полностью подтвердили мою точку зрения))). Ведь что Вы сказали? Что все кошки имеют разные характеры. Значит, каждая конкретная кошка «играет» саму себя, показывает именно свой характер, верно? И как же это стыкуется с первой фразой из приведённой мной цитаты Вашего поста?... И я как раз именно это и хотела сказать: каждый ребёнок (как и кошка) индивидуален. И не умеет (да и зачем ему?) изображать другого ребёнка. И, следовательно, «играет» всегда самого себя))))
Уважаемая Реалистка! Да, безусловно, ваши примеры очень убедительны. Но. Выходит так, что нет талантливых актёров, не важно, детей или взрослых, которым дано быть актёрами. У которых природное призвание, и, возможно, его надо просто развить. А есть просто хорошие режиссёры, которые слепят ( извините за сленг) из любого человека хорошего актёра. А для чего тогда, простите, существуют в театральных ВУЗах приёмные комиссии? Так это любой придёт и поступит. Если все хорошие режиссёры возьмутся за дело. Не буду спорить больше на эту тему. Правильно привели в пример Колю Бурляева. К талантливым, именно талантливым подросткам, можно причислить как раз Ольгу Озерецковскую, Сергея Шевкуненко и я бы ещё назвала Владислава Галкина, который так убедительно сыграл Гекельбери Финна. А ведь в "Томе Сойере" были и другие дети, а запомнился именно Влад. А режиссёр-то ведь был один. Ну как же так?) вот и получается, что одни ребята запоминаются, а другие нет. Талант, как ни крути, проявляется помимо действий режиссёра. Ему, конечно, честь и хвала за то, что он сумел высмотреть талантливого подростка, и благодаря которому этот талант проявился.
Это моё мнение, я его никому не хочу навязывать. Просто я так считаю.
Вдогонку:
уважаемая Наталья Мартьянова говорит: "...Но всё-таки не соглашусь с тем, что ребёнок всегда играет самого себя. Это так же неверно, как и одинаковое рефлексорное поведение животных, например. Когда нас учили в школе (вспомнилось), что кошки, к примеру, все ведут себя одинаково, на инстинктивном уровне выполняя практически одни и те же действия, присущие их виду. Я, заядлая кошатница, у которой и сейчас живут два шотландца, всегда поражалась, насколько же они разные по повадкам, характеру, привычкам.. "
Простите, но Вы, вероятно, сами того не желая, этой фразой полностью подтвердили мою точку зрения))). Ведь что Вы сказали? Что все кошки имеют разные характеры. Значит, каждая конкретная кошка «играет» саму себя, показывает именно свой характер, верно? И как же это стыкуется с первой фразой из приведённой мной цитаты Вашего поста?... И я как раз именно это и хотела сказать: каждый ребёнок (как и кошка) индивидуален. И не умеет (да и зачем ему?) изображать другого ребёнка. И, следовательно, «играет» всегда самого себя))))
Хотела откланяться — но, вот - не удержалась))).
Причин две.
Первая: уважаемая Наталья Мартьянова! По поводу детей, играющих самих себя. Да, соглашусь с вами. Конечно же, есть примеры необычайно удачных детских ролей в кино, когда ребёнок на удивление точно играет вполне себе взрослые (и разные!) эмоции. Это верно. Но. Не навязывая никому своё мнение, позволю себе, всё же, высказать предположение, что это - заслуга режиссёра, а не внезапно выстреливший актёрский талант восьмилетнего (ну, или около того) ребёнка. Могу объяснить, почему я так считаю.
Во-первых, проработав в разных театрах больше 20 лет, я видела как это делается. Как режиссёр добивается того, чтобы подросток сыграл именно то и так, как режиссёр задумал. Поверьте, это каторжный труд (мультик «Фильм, фильм, фильм!»), но результат поражает. В этом смысле я считаю непревзойдённым режиссёром Бориса Грачевского. Так работать с детьми и главное, чтобы результат был понятен и интересен детям - это талант от Бога...
Во-вторых, - исключения подтверждают правила. Да, подросток действительно может сыграть сложную роль, перевоплощаясь и играя взрослые эмоции. Но таких — один на тысячи. Среди наших актёров могу припомнить только одного актёра с таким талантом — Николая Бурляева. И то, на экране он впервые появился в 15-16 лет, не в 10... Но именно поэтому-то режиссёры (практически все) работали с ним впоследствии с огромным трудом. Впрочем, здесь не о нём речь.
Вторая причина того, что я всё-таки опять здесь вылезла, касается Оли мало. Вы упомянули Шевкуненко, как пример того, как хулиган и задира в жизни, сыграл на экране «образец для подражания». Но как же Вы, уважаемая Наталья Мартьянова, хорошо разбираясь в людях (как и все кошатники!), не увидели в образе Миши ( в исполнении Шевкуненко) вот именно те самые его собственные черты характера!? Ту заносчивость, самоуверенность, высокомерие и нагловатость самого Шевкуненко-подростка (ещё один поклон и аплодисменты Синеману за точность оценки и умение глубоко взглянуть!)? Какой же это пример для подражания? Ещё раз прошу прощения, но это — не лидерские качества. Скорее уж - плохо скрываемые замашки, свойственные разве что вожаку малолетних преступников... Кстати, и в фильме, и в книге намёки на эти качества литературного героя, Миши, присутствуют в явном виде. Вспомните эпизод, где друзья Миши «по-пионерски», «по-товарищески» критикуют его за «...элементы вождизма...» в общении с друзьями! Более того, я почти уверена, что Н. Калинин (режиссер «Кортика») как раз и разглядел в подростке Шевкуненко те неприятные черты его характера, которые впоследствии и привели молодого актёра к печальному финалу. И удачно использовал то, что разглядел!
Признаюсь, Вы меня удивили, поскольку именно Шевкуненко я считаю ярчайшим примером того, как угаданные (и показанные в фильме) черты натуры подростка вполне логично нашли своё развитие в натуре взрослого человека...
Вероятно, я слишком активно продавливаю здесь мысль о том, что актёрский талант подростка — ничто без режиссёрского мастерства. Но я действительно так считаю ( и потому считаю гениальным фильм Феллини «Репетиция оркестра»). Вы не согласны? Да, когда актёр мастит, заслужен, признан — одно его присутствие в кадре вызывает восхищение зрителей. И зритель уже идёт «на актёра», а не «на режиссёра». А в начале карьеры? Тем более, в детстве... И в случае с Олей режиссёры увидели и очень удачно использовали на экране личные её качества и внешность. Ведь иначе она и её игра не запомнились бы зрителю, не так ли?
Доведём ситуацию до абсурда. Нет никакого режиссера. Нет фильма. В парке веселятся два десятка подростков. Вы сможете (ну, скажем, за час) определить, кто из них талантлив как актёр, а кто нет? Вашими критериями здесь опять будут внешность подростка, его непринуждённость, раскованность и общительность. Но это же не актёрские качества! Значит, нужен опытный режиссёрский взгляд.
Есть такая расхожая в актерской среде фраза: «ему повезло с режиссером». Именно это, мне кажется, и произошло с Олей. Плюс, разумеется, её прирождённая харизма и обаяние! Ведь даже «полуотрицательная» роль Оли в «Разговоре» вызывает к ней симпатию...)))
С уважением ко всем участникам форума:
Реалистка
№137 Синеман (Карелия)
№ 136 Наталья Мартьянова.
Все кошки разные, и кролики, это как заядлый крольчатник, но вот стать другой, по характеру, кошкой она не может. И Шевкуненко не смог. А сладкоголосая актриса создала у многих иллюзию, при типаже нагловато расхаживающего на экране подростка.
Синеман, вот эти самые кошки по характеру как раз и разные. У них похожие инстинкты, да, но ведут они себя настолько по-разному, что просто диву даёшься. Я не хочу сейчас приводить примеры, в конце концов не о них речь. На счёт Сергея Шевкуненко. Его лидерские качества помогли ему убедительно сыграть пионерского вожака, безусловно. Но мы-то говорили о другом. Шла речь, что ребёнок выносит свой характер на экран, и режиссёру достаточно найти подходящего для роли подростка, с похожим типажом и характером, чтобы эта самая роль удалась. Но здесь-то как раз и происходит несостыковка. Ведь Сергей, не будучи в жизни положительным героем, вынес этот образ на экран, да ещё и так убедительно, что просто, если не знать, какой он был в жизни, и что с ним потом произошло, можно подумать, что Сергей Шевкуненко - образец всех добродетелей. И так сыграть ему, безусловно, помог талант и неуёмная харизма. Вот это я имела в виду, когда писала Реалистке, что не все дети просто милые "няшки", и каждый из них, по сути, играет в кино самого себя.
Реалистка, с удовольствием прочла вашу точку зрения. Умные, интересные доводы. Есть правда в ваших словах на счёт удачно выбранных детских типажей режиссёрами. Но всё-таки не соглашусь с тем, что ребёнок всегда играет самого себя. Это так же неверно, как и одинаковое рефлексорное поведение животных, например. Когда нас учили в школе (вспомнилось), что кошки, к примеру, все ведут себя одинаково, на инстинктивном уровне выполняя практически одни и те же действия, присущие их виду. Я, заядлая кошатница, у которой и сейчас живут два шотландца, всегда поражалась, насколько же они разные по повадкам, характеру, привычкам...
Но я отвлеклась, извините. Так вот, на счёт игры детей. Умные дети и одарённые, всегда понимают, что и как они должны сыграть. Возможно, конечно, с наивностью, присущей их возрасту. Что хочет от них режиссёр. И не всегда это совпадает с их собственным характером. Яркий тому пример - Сергей Шевкуненко, одарённый паренёк, прекрасно сыгравший Мишку Полякова в "Кортике", по фильму - правильный, добропорядочный пионерский вожак, ну просто пример для подражания подростков, в жизни был сущим дьяволёнком. Задирой, хулиганом, отрицательным героем, доставлявшим немало хлопот не только своей матери, но и окружающим. И мы все знаем, кем в последствии стал этот человек, и как он закончил.
Я ещё раз повторюсь, что меня лично Оля Озерецковская поразила как раз своей игрой, умелым перевоплощением в ту же Клаву, например. Ей удалось точно передать характер героини - дерзость, самомнение, и даже кокетство. Возможно, Оля была такой и в жизни. Но ведь речь сейчас не об этом. В "Синей вороне" у Оли вообще четыре роли, четыре разных характера. И она справилась с передачей каждого образа на отлично. Мы-то зрители, смотрим на экран и оцениваем игру актёра, неважно - ребёнка или взрослого, - нравится он нам на экране или нет. Олина игра цепляла. А другие дети, даже удачно подобранные режиссёром под образы, просто вызывали одобрение.
А на счёт моих слов про "зависть к чужому таланту" или "неприязнь" я уже писала, что действительно создавалось такое впечатление после прочитанного. Не буду кривить душой. Но я сразу оговорилась, что, возможно, просто не так вас поняла. И буду рада, если ошибалась.
А про Ольгу Озерецковскую, талантливую актрису, мы вспомним ещё не раз добрым словом. Память о ней жива, так же, как и фильмы с её участием, которые мы пересматриваем и с удовольствием здесь обсуждаем.
№ 134 Реалистка (СПб).
Огромное спасибо за ответ. Не буду больше доставать вопросами. Вы во многом правы. Дети в кино играют в персонаже себя, и самый яркий пример Шевкуненко в "Кортике". Но в этом часто виноваты не дети, а режиссеры, шедшие по самому простому пути, подобрать характер ребенка под характер персонажа. Может это и правильно. Но исключения бывают. Правда я только два припомнил. Я, например, ничего плохого не скажу об Александре Лисютиной, в "Бриллиантовой руке" посидевшей на руках у Никулина, когда знаменитую фразу говорит Клара Румянова. На ее страничке эпитеты: "ТАЛАНТИЩЕ", "Таких как ты - единицы", "Маленькое Большое Чудо". Я только за, но побыть на руках актера несколько минут, ну никак не роль в фильме. Наверное поэтому в мультфильмах персонажи озвучивают профессиональные актеры, там необходимо творчество в создании образа. Я, кроме Юли Космачевой, озвучившей Солнечный лучик (Мальчик и Лучик) и Натальи Защипиной (Цветик-Семицветик) никого с ходу не припомню. Спектакль интересно посмотреть, но как его выкладывать, тут нужны не мы, поболтать, а знающий это дело человек. С глубочайшим уважением к Вам и Великому городу, который жители Карелии считают настоящей столицей. Город несравненной Лидии Клемент, спевшей песню "Карелия". Всех благ Вам.
В общем, реакция форума оказалась предсказуемой)))) Я замахнулась на святое. Собственно, я не права - со своим уставом в чужой монастырь не лезут. Никто меня за язык не тянул, могла и помолчать "в тряпочку"... Попробую ответить на пару вопросов и дать немного информации, а за сим – откланяюсь.
Во-первых: Оля, к сожалению, в других спектаклях кроме "Слепые" и "И между ними происходит следующий разговор..." участия не принимала. Кстати, у меня есть оцифрованная запись ранней версии этого спектакля. Правда, запись мутная и не профессионально снятая. К тому же это та версия спектакля, где Оля играет не главную роль, а роль очень "второго" плана. Но всё-таки... Могу выложить, если подскажете, как...
Во-вторых: "завуалированная неприязнь", "зависть к чужому таланту"... - хм, да, мои слова действительно можно было так ошибочно интерпретировать. Но, мне кажется, я уже попробовала объяснить суть своего первого комментария. Видимо, не получилось. Попробую ещё раз.
Разберёмся в терминологии. Что такое актёрская игра? Может, искренняя, заставляющая сопереживать? Нет, тут даже не это сопереживание важно. Сопереживать можно и игре бездарного актёра, умело поданного талантливым режиссёром (актёр сидит, молчит и изображает, что плачет, и мы плачем вместе с ним, поскольку сопереживаем ситуации). Важно умение ПЕРЕВОПЛОЩАТЬСЯ. Это и есть мерило таланта актёра.
Но! Ребёнок ( и почти всегда — подросток) играть не умеет, у него всё - на основе собственного характера и эмоций. Я пытаюсь здесь сформулировать одну очень простую мысль: во всех фильмах Оля играла САМУ СЕБЯ. Умаляет ли это как-то её талант? Ни в коей мере. Это естественно! Но о таланте актёра можно говорить лишь «во времени» и «в ролях». Разных! РАЗНОХАРАКТЕРНЫХ!
Уважаемый Синеман! Снимаю перед Вами шляпу — Вы, похоже, поняли меня, в том смысле, что - и режиссер, и зрители увидели, оценили и полюбили вот тот самый Олин образ - «...Наши!», средняя Клава и т.д. То есть — саму Олю, её характер, живость, задор и, простите, «ямочки на щеках» ( не могла удержаться и не повторить то, за упоминание чего я получила здесь большинство пинков))))). А для фильма «Подслушанный разговор» более выразительным был бы другой типаж. Ну, не более выразительным. Более логичным, убедительным. Но сыграла Оля. Нет, не сыграла. Прожила. Показала. Себя. Ольгу Озерецковскую.
Когда говорят «он прожил роль, а не сыграл», имеют в виду, что актёр настолько мастерски вжился в роль, что зритель не отделяет его от экранного персонажа. Подросток этого не умеет. Вспомните ЛЮБЫЕ роли ЛЮБЫХ подростков в кино, и вы согласитесь со мной. Подросток всегда показывает в роли - самого себя. Поэтому его не переиграть — он естественен. Кто-то зажат и тускл, кто-то застенчив и робок, а кто-то смел и уверен в себе. Но это — не актерские качества, а черты характера подростка (речь только них). И задача режиссёра — разглядеть эти качества подростка и выгодно представить их на экране.
По-настоящему, Оля как актриса стала раскрывать себя только со спектакля «И между ними».... Но его, как и последующих «Слепых», почти никто не видел — я имею в виду широкую публику. И когда я говорила, что здесь, на этом форуме, «ноль объективности» в оценке олиных актерских и личностных качеств, я, разумеется, ни в коем случае не имела в виду, что форумчане кривят душой, в чём заподозрил меня уважаемый Дмитрий Иванов. Просто для оценки актерского таланта нужно больше материала, чем два фильма и телеспектакль. Разумеется, разговор об актёре такого, подросткового возраста.... А какая тут может быть объективность? Только — понравилось-не-понравилось, запомнилось-не-запомнилось. К актёрскому таланту это не имеет отношения. И Оле, к величайшему сожалению, Бог не дал времени для новых ролей...
Уважаемая Наталья Мартьянова! Вы пишете, что рядом с Олей играли и другие подростки, а запомнилась именно она. И прекрасно! Значит, типаж Ольги Вам понравился больше других!) Хотя, меня, например, персонаж Полуяна в этом фильме «зацепил» весьма и весьма. Фактически, он и есть главный герой фильма. И Полуян тогда и был таким, как его герой — резким, иногда до жесткости, решительным и последовательным. Но в таком фильме не может быть пяти главных ролей, кому-то надо потесниться. И это решает — режиссер. Я, например, совершенно не представляю, как Ольга могла бы сыграть в этом фильме («Разговор») роль Ольги Агаповой (Риту Изотову). Это СОВЕРШЕННО не её типаж. У неё просто не получилось бы. И что? Ольга Озерецковская — плохая актриса? Нет, конечно! Просто режиссер сначала представил типаж, а потом нашел подростка, наиболее близкого к этому типажу по собственному характеру.
Между прочим, Оля часто вспоминала период съёмок «Разговора...» Говорила, что обстановка была весёлая, непринуждённая, все прекрасно дружили и общались после съёмочного дня все вместе, танцевали, немного пили вино, пели и гуляли по городу))). Особенно тепло отзывалась о Лёше Полуяне.
К чему я про всё это? На мой взгляд, Оля сыграла слишком мало, чтобы можно было (объективно) оценивать её талант. Только её личное обаяние, внешность и.... (да-да, ямочки!)))))). Кстати, пресловутое «сю-сю-сю», которым меня тоже здесь попинали — это к слову об объективности оценок, но я никого не хотела обидеть или «покоробить».... Запомнились яркие эпизоды в фильме? Прекрасно.
Теперь по поводу «зависти к чужому таланту» и «личной неприязни». Честно говоря, никогда не опускалась до подобного. Но если кому-то это видится в моих словах — оправдываться не буду. Вольно каждому создавать своё мнение. Хотите считать меня шипящей подколодной злопыхательницей? Да Бога ради!))) Никогда не кривила душой, и сейчас не собираюсь.
О личной жизни. Никаких намёков (к уважаемой Наталье Мартьяновой). Я свято верю в то, что личная жизнь актера должна быть закрыта от зрителя. Это моё глубочайшее убеждение. И не потому, что я считаю, будто каждый актёр должен обязательно иметь «скелет в шкафу» - не сразу принимается и то, что экранный «мачо» в быту — тряпка и подкаблучник. И наоборот , экранная Золушка - в жизни глушит портвейн стаканами и материт соседей. Всего этого зритель не должен знать, таковы правила игры...
Ещё раз прошу прощения у тех, кого «покоробила» и обидела. Да, сказала то, что думаю. Не надо было? Извините, тогда — прощаюсь!)))
Оле — светлая память...