В этом году даже не шумели и пафоса не наблюдалось. В новостях упомянули, где-то собрание провели, кого-то наградили...
Было бы гораздо лучше, вместо собраний и награждений, просто показать, скажем, по 1-му каналу (или ещё какому-либо, федеральному), вот этот самый документальный телефильм - "На стихи Пушкина"... Или, например, те записи, где Пушкина читает И. Смоктуновский... Но, куда уж там... Классическая русская литература (в прочтении наших великих артистов)нынче на ТВ в роли абсолютного изгоя - с неё ведь "бабки не отобъёшь"...((
Как-то незаметно прошёл в этом году очередной День Рождения Александра Сергеевича... И так почему-то всегда происходит - на юбилеях мы шумим, заходимся в пафосе, а затем - практически тишина...
Этот документальный фильм давно уже появился в Сети, есть и кадры из него, и обложка, вроде бы, тоже есть. А здесь, ничего нет - пусто и глухо...((( Можно ли поместить на главную страницу постер, а так же кадры?
Знаете ли, Vasiliy, мне думается что это не только от того, что голос у Олега Ивановича более привычный неискушённому уху, и не потому, что он, как это делают артисты, проигрывает романс как роль, а потому, именно, что не играет. Затасканные по школьным хрестоматиям стихи, зазубренные до оскомины - именно у него полны жизнью и тревогой. У Лемешева этого не услышишь. А романс "Я вас любил" у великолепного Козловского каков? Лирика и только. А Даль? Как холодно - мороз по коже - его исполнение, насколько иным чудится чувство продиктовавшее эти строки поэту. Это горечь и насмешка над собой, над собой. И нет уже никаких нежных чувств, конечно. Даль многое исполняет не так, как я привык слышать. Едва ли не каждое стихотворение для меня было открытием и в фильме и в моно спектакле "На седине с тобою, брат".
А слышали ли вы спектакль "Микеланджело"? Меня необыкновенно потряс этот спектакль. Роль Олега Ивановича наполнена невероятной глубиной и силой, ему удалось, на мой взгляд, во всей полноте раскрыть явление, которое называют "мятежным духом".
Вот когда правда искусства становится дороже правды жизни.
Мне в этом фильме, помимо чтения стихотворений и исполнения романсов, очень нравится сама атмосфера места, где всё это снималось - села Михайловского. Старинные картины, свечи в канделябрах, предметы утвари той эпохи, дуэльные пистолеты и сабли на стенах... Красота, для которой слов не найти просто.
В общем и целом можно сказать, что всё должно быть на своих местах - академическое, назовём его так, исполнение - в филармонии, оперном театре, а в этом фильме - только голос Даля. Его голос - сама музыка и убедится в этом не сложно, если слушать внимательно. Всё в нём как в симфонии - и тончайшее изменение настроения, и бесконечные смены состояний, палитра которых оказывается порой столь разнообразна, столь тонко передана, что дух захватывает. Плюс ко всему, глубинное понимание поэтического текста - доступное только Поэту....
Когда говоришь о любимом артисте, трудно быть объективным. Но с этим человеком невозможна объективность - он слишком близок - всю жизнь глаза в глаза - с первых сказок просмотренных в детстве и до последнего магнитофонного моноспектакля...
Да, я пожалуй, погорячился, когда "прошёлся" по романсам в целом, так сказать. Лемешев в самом деле, очень неплохо исполнил этот романс, "Я помню чудное мгновенье". В своём предыдущем сообщении я имел в виду романсы с женским вокалом - вот от них как-то портится, на мой взгляд, общая картина фильма. Всё-таки такие песни и такой голос - на любителя, я считаю. Тяжело воспринимать такой запредельно высокий женский голос. Ещё один минус заключается в том, что некоторые слова порой невозможно расслышать из-за такой манеры пения (к мужским "поставленным" голосам это тоже относится), всё "сливается" в одну цельную "голосовую вибрацию", и теряется собственно, сам смысл произведения... Другое дело - романсы, исполненные Далем. У него не "поставленный", природный голос - и все слова звучат чётко и ясно, и в то же время, задушевно и с чувством.
Вы совершенно правы, Vasiliy. Очень уважаю Лемешева - прекрасный голос. Но "Зимний вечер" предпочитаю в исполнении Олега Ивановича. Это что-то за гранью времени - этот домик, гитара, негромкий голос переполненный светлой печалью, воспоминанием, желанием вернуться туда, куда нет возврата - так мог бы петь сам Пушкин. Ни один оперный певец не достигнет такой глубины исполнения - у них безупречность звучания превалирует над чувством.
Недавно удалось раздобыть этот фильм - сразу же разрезал, все романсы выбросил. Получилось, конечно, халтурно - хотелось бы сохранить все кадры - но это задача не для любителей. И всё же не смотря на это получилось просто прекрасно, пусть всего семнадцать минут, но зато каких!