Фильм 1
1994
В рамках передачи об актрисе Инне Гулая рассказывается о судьбе ее супруга поэта, сценариста и режиссера Геннадия Шпаликова.
Леонид Филатов: «Когда-то, в начале 70-х годов, вышла картина режиссера Шустера, очень симпатичная картина, которую я видел несколько раз по телевидению, где Инна Гулая играла в паре с замечательным актером Станиславом Любшиным.
Фильм 2
1994
Леонид Филатов: «Многое из того, что составляет историю нашего отечественного кинематографа, в сегодняшней поспешной суматошной жизни предается забвению. Несознательному, наверное. Но, во всяком случае, мы расстаемся с этой памятью легко и просто. К сожалению, культура не передается из поколения в поколение генетически.
Фильм 3
1994
Леонид Филатов: «Вероятно каждую эпоху можно обозначить каким-то количеством имен, лиц, голосов…
И вот, если говорить о том времени, которое совпало с моим отрочеством, с моей юностью, то не могу не вспомнить имя, очень характерное, очень яркое для того времени – это прекрасная русская актриса Ольга Бган.
Фильм 4
1994
Леонид Филатов: «Имя Изольды Извицкой наверное не только одно из самых знаменитых, но и самых загадочных, самых таинственных в отечественном кинематографе.
Едва пришло известие о ее смерти, как тут же возникло огромное количество сплетен, слухов, домыслов, с самыми невероятными подробностями.
Фильм 5
1994
Леонид Филатов: "Когда смотришь фильмы прежних лет, то невольно задаешься вопросом: почему исчез тот или иной артист или актриса? Почему вдруг перестали сниматься? Неожиданно и внезапно – они были живы, они были полны сил, они могли многое сделать. Может чьи-то интриги?
Послевоенное кино.
Фильм 6
1994
Леонид Филатов о Юрии Белове: "В нашей отечественной киноимперии, которая формировалась долгие годы, были свои любимчики, свои пасынки, свои народные герои. К народным героям, наверное, можно отнести таких людей, как Сергей Гурзо, Николай Рыбников, Борис Андреев, Николай Крючков, Пётр Алейников и другие.
Фильм 7
1994
Глава седьмая цикла «Чтобы помнили» - это попытка разом ответить авторам множества писем пришедших в адрес передачи в течение 1994 года, когда передача Леонида Филатова стала выходить в эфир. И Филатов, и участвующие в передаче люди, знавшие тех, о ком рассказывают передачи цикла, подводят итог сказанному.
Фильм 8
1995
Леонид Филатов об Анатолии Солоницыне: "По многочисленным свидетельствам современников, тех людей, которые его хорошо знали, он был мало похож на артиста. Он был скромен, даже застенчив, чурался того, что мы сейчас называем тусовками. Был непритязателен в быту. Скитался всю свою жизнь по, так называемым, «углам», по общежитиям.
Фильм 9
1995
Леонид Филатов о Екатерине Савиновой: "Мы показывали случайным прохожим на улице портрет замечательной русской актрисы Екатерины Савиновой. И вот, удивительная вещь: все, как бы, узнают и... не узнают. Брызжет, как бы, у каждого такая улыбка догадки, мол, я ее, конечно, знаю, знаю... А имени и фамилию вспомнить никто не может.
Фильм 10
1995
Леонид Филатов об Алексее Глазырине: "Военный кинематограф... Прошло время и выяснилось, что у нас было замечательное военное кино. Собственно говоря, это было ясно всегда, но со временем это чувство стало острее. Теперь мы познакомились с достоинствами и недостатками мирового кинематографа и можем об этом судить объективно.
Фильм 11
1995
Леонид Филатов об Олеге Дале:" Принято считать, что чтобы как-то запомниться зрителям, надо много сниматься артисту. Или сниматься в каких-то хороших, запоминающихся картинах. Но иногда бывает и этого недостаточно, чтобы запомниться. И, видимо, надо обладать каким-то особенным таким качеством, чтобы через себя выразить облик всего поколения.
Фильм 12
1995
Леонид Филатов о Юрии Демиче:"Когда мы показывали фотокарточки артистов на улице, никого не вспомнили тогда. И только кто-то вспомнил Юрия Демича.
С Юрием Демичем я познакомился незадолго до его смерти. Тогда, конечно, никто и не знал, что вот-вот случится такая трагедия. Он не производил впечатление человека, который болен или, вообще, человека, с которым может что-то случится нехорошее.
Фильм 13
1996
Леонид Филатов о Сергее Гурзо: "Человек, о котором пойдёт сегодня речь, имел оглушительно громкую славу при жизни и... оглушительно тихо умер. Хотя в стране есть инстанции, люди, которые получают деньги, чтобы сообщать народу о событиях такого рода. Но почему-то они не сочли возможным. Ну, знали, конечно, близкие, знали друзья, но их было очень немного.
Фильм 14
1996
Леонид Филатов о Викторе Михайлове:"Говорят, он прожил счастливую жизнь. Во всяком случае, в этой жизни было много радости, смеха, любви, был и творческий триумф, который длился почти девять лет. К этому триумфу Виктор Михайлов шел долгих пятьдесят лет своей жизни. Пятьдесят лет жизни, прожитых жизнью «Золушки».
Фильм 15
1996
Леонид Филатов о Людмиле Фетисовой:"В год смерти Людмилы Фетисовой появилась статья Натальи Крымовой. Надо сказать, что, вообще, Людмила Фетисова не была избалована прессой, символично даже то обстоятельство, что статья появилась посмертно.
Чуть что – мы вспоминаем Фетисову: надо было назвать актрису, которая нашла себя в современных советских пьесах – мы называли Фетисову;
надо было вспомнить положительные героические образы – вспоминали Фетисову;
появлялись идеи создания самого современного нового театра, идеального театра, где актеры собраны самые лучшие, пьесы правдивые – Фетисову называли, как первую актрису такого театра».
Фильм 16
1996
Леонид Филатов о Юрии Богатыреве: "Юру Богатырева я увидел впервые в Театральном училище имени Щукина, где я учился тогда двумя курсами старше. Но приход нового курса в училище всегда событие, широко обсуждаемое и, по такой давней традиции в студенческой среде, да, в общем, и сами педагоги – они сразу дают такие негласные ярлыки новым студентам.
Фильм 17
1996
Леонид Филатов: «Я, пожалуй, начну эту передачу с далека, такого далека, как мое собственное детство. Дело в том, что отец мой, в свое время, работал в метеорологии, и это было в Средней Азии. Он мотался по пустыне, по Каракум. И однажды я напросился с ним в путешествие, и волею судеб мы оказались в таком городе, как Небетдаг.
Фильм 18
1996
Леонид Филатов: "Ивашов Владимир Сергеевич.
В 1956 году поступил во ВГИК на актёрский факультет;
В 1958 году сыграл главную роль в фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате»;
В 1960 году женился на своей однокурснице Светлане Светличной;
В 1961 году родился сын;
В 1963 году поступил в Театр-студию киноактёра, ушёл из театра вместе с женой в 1993 году;
За 30 лет в театре было сыграно 2 заметных роли;
Последняя съёмка — реклама мебели для кухни;
С 1994 года — рабочий на стройке…
Это не специальный такой драматический сгусток из биографии — это случайно, наугад, выхваченные факты.
Фильм 19
1996
Леонид Филатов: "В 60-е — 70-е годы, когда мы все ещё были единой страной под названием «Советский Союз», в кинематографе появилось такое явление новое, которое называлось «Украинское поэтическое кино». Картины эти стали сразу знаменитыми по всему миру, по всем экранам мира прошли. Это, в первую очередь, «Тени забытых предков», это — «Белая птица с чёрной отметиной» и так далее.
Фильм 20
1996
Леонид Филатов о Леониде Быкове:" Я не встречал человека, лицо которого при упоминании имени этого актера не осветилось бы улыбкой. Спустя некоторое время после его гибели в Киеве появилась картина режиссера Леонида Осыки – она называлась «Которого любили все». Его действительно любили все…
Леонид Быков был таким… антигероем.
Фильм 21
1996
Леонид Филатов о Николае Рыбникове: «Когда весна придёт, не знаю…» — песня из кинофильма «Весна на Заречной улице».
Эта песня была в своё время знаком целого поколения, легендой этого поколения. В нашем кинематографе всегда была масса знаменитейших актёров, но среди них были такие, из ряда вон выходящие.
Фильм 22
1996
Леонид Филатов: "Когда я впервые увидел Всеволода Дмитриевича Сафонова, увидел его, естественно, в кино в пору моей юности – я поразился: до чего же он похож на моего отца. Хотя, в общем, если хорошо вдуматься, то между моим отцом и Всеволодом Сафоновым не было ничего близкого. Но, видимо, таково свойство его обаяния, что он был похож на всех отцов мира сразу.
Фильм 23
1996
Леонид Филатов о Валентине Телегиной: "Если попытаться представить себе мировое кино в лицах, то на кинематограф каждой страны приходится абсолютное, что называется лицо. Ну, скажем, Франция — это Жан Габен. Италия — это, наверное, Марчелло Мастрояни. Польша — конечно Збигнев Цибульский.
Если говорить о русском кино, то в памяти всплывет добрый десяток лиц, одним из которых будет Валентина Телегина…
Валентина Телегина не играла больших ролей.
Фильм 24
1996
Леонид Филатов о Вадиме Спиридонове: "Он пришёл в искусство не сразу, этому предшествовала большая школа жизни. Он поменял огромное количество профессий, прежде чем попал во ВГИК. На курсе он был старше всех…
Может быть самой основательной его работой была работа над ролью Фёдора Савельева в фильме «Вечный зов».
Фильм 25
1996
Леонид Филатов о Станиславе Хитрове: "В 1979 году снимался фильм «Экипаж». Снимался он во многих местах: и в Париже, и в Крыму. В том числе в одном из московских аэропортов. И как-то среди массовки я заметил человека, который показался мне знаком, человек такой живописный, он сразу бросался в глаза всем.
Фильм 26
1996
Леонид Филатов о Людмиле Целиковской: "Принято считать, что у нас в стране меньше всего «звезд», как, скажем, на Западе или в Голливуде. Ну, наверное, это и на самом деле так. Трудно в наших условиях соблюсти все параметры, необходимые для того, чтобы быть «звездой». Это и степень популярности, это и доходы, это и образ жизни.
Фильм 27
1996
Леонид Филатов об Эдмонде Кеосаяне: "Теперь, когда отечественного кино практически уже невозможно увидеть на наших экранах, мы оборачиваемся назад и вспоминаем какой замечательный был у нас кинематограф. Какая была замечательная режиссура – ни одного режиссера, если он был мастер, нельзя было спутать с другим.
Фильм 28
1997
Леонид Филатов об Игоре Озерове: «В адрес программы пришло письмо. Из Павлова Нижегородской области, не знаю — город это или деревня. Пришло письмо, касающееся артиста, который не так давно ушёл от нас: «Всё, что он успел сделать на экране, как говорят, дорогого стоит. Его герои всегда положительные, романтические.
Фильм 29
1997
Леонид Филатов об Александре Кайдановском: «Наверное, невозможно втиснуть в одну маленькую передачу всё, что мы знаем и хотим сказать об этом человеке. Он был и актёр, и режиссёр. И, наверное, писатель. И, наверное, ещё кто-то, о ком мы не знаем. Это была личность настолько яркая и неординарная, что говорить о ней было бы грех в такой маленькой передаче, поэтому ограничимся только одним — Александр Кайдановский, актёр.
Фильм 30
1997
Леонид Филатов о Микаэле Дроздовской: «Когда мы начинали делать передачу о Микаэле Дроздовской, то возникало много вопросов: «А почему именно о Дроздовской? Что уж она была такая великая актриса или знаменитая?»
Нет, она не была великой актрисой и, наверное, не была «знаменитостью». Хотя, когда мы показывали ее фотографию разным людям, в лицо ее узнавали, но вспомнить фамилию не могли.
Фильм 31
1997
Леонид Филатов о Павле Панкове: «Нас часто спрашивают и приходят такие письма: «А почему у вас нет какой-то принципиальной системы? Ну, знаменитые артисты — это понятно, что их надо помнить. А вот почему, как бы: знаменитые, знаменитые и вдруг — раз... и как бы всеми забытый и, может быть, забытый справедливо?»
Ну, во-первых, у нас круг забот шире, чем просто вспомнить определённого человека.
Фильм 32
1997
Леонид Филатов о Сергее Столярове: "На Ваганьковском кладбище рядом с могилой Высоцкого есть могила, которая появилась там еще раньше, чем могила Высоцкого – это могила Сергея Дмитриевича Столярова. И не то, чтобы она пропала в тени могилы Высоцкого, но так получилось, что по времени больше знают Высоцкого, особенно молодое поколение.
Фильм 33
1997
Леонид Филатов о Фрунзике Мкртчяне: "Совсем недавно, когда все мы еще были единой страной под названием «Советский Союз». Когда киевляне могли сниматься в Москве, а москвичи в Киеве. Прибалты – в Грузии. Грузины в Молдовии и еще Бог знает где. Когда не было еще такого дикого понятия, как «лицо кавказской национальности».
Фильм 34
1997
Леонид Филатов о Майе Булгаковой: «Удивительная артистка — она как бы поражала нас не какой-то пронзительностью, глубиной понимания проблемы, настроениями, а какой-то такой постоянной ровной интонацией правды. Иногда уютной, иногда — неуютной. Иногда беспокойной, тревожной, может быть некрасивой правды, но правды.
Фильм 35
1997
Леонид Филатов о Сергее Лукьянове: «Принято считать, что карьера артиста начинается с того момента, когда в его жизнь приходит кино. И в этом смысле карьера Сергея Лукьянова началась довольно поздно – ему было уже около 40 лет, когда его заметил в провинции и пригласил в Москву Рубен Николаевич Симонов в Театр им.
Фильм 36
1997
Леонид Филатов об Алексее Смирнове: «Когда мы начинали делать эту передачу и нас спрашивали, о ком мы делаем передачу – мы говорили: «Об Алексее Смирнове». Подразумевая, что люди сами поймут кто такой, но люди не понимали. Только когда мы очень уж объясняли: «Такой губастый, смешной, большой актер...
Фильм 37
1997
Леонид Филатов о Николае Волкове: «Сегодняшние дети, наверное, не помнят, а точнее говоря, не знают, что был у нас такой фильм, замечательный фильм по книге писателя Лагина — «Старик Хоттабыч». И был такой удивительный русский артист, который, собственно, играл главную роль «старика Хоттабыча», Николай Николаевич Волков.
Фильм 38
1997
Леонид Филатов о Георгии Буркове: «Я знаю, что умру, как все. Что не буду жить вечно — ни в буквальном, ни в переносном смысле. Обидно только, что опыт приходит к старости, когда нету уже тех сил и энергии, что у молодости. И самое грустное в том, что к старости поймёшь, как жить нужно по-настоящему, а возможности переиграть снова жизнь, уже нет» — из дневника Георгия Ивановича Буркова.
Фильм 39
1997
Леонид Филатов о Валентине Владимировой: «Есть актеры, которые всю жизнь играют главные роли, и то, что их помнят – вполне естественно. Есть артисты, которым не выпало сыграть большие роли, но по своему облику и по характеру своего таланта, они надолго остались в народной памяти...
Валентина Харлампиевна Владимирова.
Фильм 40
1998
Леонид Филатов о Вацлаве Дворжецком: «Актер, о котором сегодня пойдет речь, не принадлежит к числу таких уж явных знаменитостей, хотя он снимался много, но у него почти не было главных ролей. Но фамилия, тем не менее, у него знаменитая в нашей стране. Его старший сын был знаменитый в свою пору актер, может быть, самый загадочный актер нашего кино – Владислав Дворжецкий.
Фильм 41
1998
Леонид Филатов о Владимире Высоцком: «Ну, понятно, что название нашей передачи «Чтобы помнили» и имя Владимира Высоцкого — они между собой не очень монтируются. Трудно себе представить, кого бы мы уговаривали в нашей стране, чтобы они помнили о Владимире Высоцком. Но, всё-таки, в этом году Владимиру Высоцкому 60 лет, хотя сознание никак не может согласиться.
Фильм 42
1998
Леонид Филатов о Владиславе Дворжецком: «Принято считать, что актеру должна сопутствовать некая удача, некий случай. Это справедливо. В жизни Владислава Дворжецкого такой случай был. Неожиданно его, молодого человека, пригласили на главную роль, причем сразу в замечательном фильме знаменитых режиссеров Алова и Наумова.
Фильм 43
1998
Леонид Филатов о Ефиме Копеляне: «Голос этого артиста, о котором сегодня пойдет речь, звучал в очень знаменитой картине – «Семнадцать мгновений весны». Хотя сам он на экране не появлялся ни разу. Тем не менее, запомнила его вся страна. Его голос нельзя перепутать ни с кем другим – Ефим Захарович Копелян.
Фильм 44
1998
Леонид Филатов о Юрии Толубееве: «Актер, о котором сегодня пойдет речь, был очень знаменит. Он был, даже, больше, чем актер – за ним вставал целый мир, целая эпоха… Юрий Владимирович Толубеев…
Он работал в одном из лучших театров страны – в ленинградском Театре им. Пушкина, бывшем Александринском театре.
Фильм 45
1998
Леонид Филатов о Юрии Каморном: «Это был кумир города Ленинграда. Сначала театральный артист, потом ушедший в кино. Первый фильм, с которого Каморный стал знаменит, был советско-польский фильм «Зося», где он снимался с известной польской артисткой Полой Раксой. Такой блестящий старт Юрия Каморного предвещал долгую и счастливую жизнь в искусстве.
Фильм 46
1998
Леонид Филатов о Евгении Козыревой: «Долгое время Евгению Козыреву знали, как театральную артистку только, и, главным образом, москвичи. Но наступил момент, когда ее узнала вся страна, весь Советский Союз. Михаил Ильич Ромм, режиссер, мягко говоря «не из последних» в нашем кино, пригласил ее на главную роль в свой фильм «Убийство на улице Данте».
Фильм 47
1998
Леонид Филатов об Алексее Эйбоженко: «Вот уже почти восемнадцать лет прошло с тех пор, как не стало с нами Алексея Эйбоженко. Я был с ним знаком и даже имел счастье с ним работать, кстати, в последней его работе. У меня в ту пору было убеждение, что в Советском Союзе Эйбоженко знают и любят все.
Сейчас принято поругивать 60-тидесятые годы «шестидесятниками» - вот такие-сякие, такие инфантильные, как бы не понимали природу вещей, о жизни тогдашней, «обольщенцы» и так далее.
Фильм 48
1998
Леонид Филатов об Андрее Болтневе: «Когда впервые в Москве состоялась премьера картины Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин», многие были поражены и все спрашивали Германа: «Где ты нашел это лицо?»
На лице его была некая печать рока, что впоследствии и подтвердила его собственная жизнь – Андрей Болтнев.
Фильм 49
1998
Леонид Филатов о Наталье Вилькиной: «Наталья Вилькина... Я не уверен, что все зрители, сидящие у телевизора, скажут; «Эта та самая, которая и так далее...». Вряд ли. Думаю, что это имя знали при жизни Натальи немногие. Дело в том, что она была театральной актрисой, в первую очередь. Замечательной актрисой – любой спектакль с ее участием в Москве был событием.
Фильм 50
1998
Леонид Филатов об этой серии и Ролане Быкове: «Пять лет исполнилось с того дня, когда первый выпуск нашей передачи вышел в эфир. Надо сказать, что дата не очень радостная, ибо за все эти годы число печальных героев нашей передачи не убавилось, а наоборот...
Жил среди нас человек, гениальный человек: актёр, режиссёр и писатель.
Фильм 51
1998
Леонид Филатов о Борисе Новикове: «В нашем кино очень много любимых народом артистов. Но были, и есть, актёры, которые являют собой, как бы некий код, некую модель национального русского характера. Таким был актёр Борис Кузьмич Новиков.
В газете «Комсомольская правда» за 8 августа 1997 года в рубрике «Судьба» появилась такая статья — «Загремим под фанфары!», повторяла за Борисом Новиковым вся страна.
Фильм 52
1999
Леонид Филатов о Владимире Дружникове: «Владимир Дружников... Пик его славы в кино пришелся на юность поколения наших родителей, хотя и мы, следующее поколение, успели застать его на экране. Он царил на экране в течение многих лет. Играл горделивых красавцев, был любимцем женщин, не одного поколения.
Фильм 53
1999
Леонид Филатов о Леониде Маркове: «Леонид Марков был знаменит не только в России, но и, в былые времена, во всем Советском Союзе. Знали его, в основном, по кино. У него были хорошие фильмы, хорошие роли. Но не было, видимо, такой роли, где он мог бы предстать перед зрителем «в полный рост», что называется, во всем масштабе своего дарования.
Фильм 54
1999
Леонид Филатов о Руфине Нифонтовой: «Руфина Нифонтова была ослепительно красивой и очень талантливой актрисой. Кинематограф не обходил ее своим вниманием, и она была знаменита на весь Советский Союз.
У меня очень небольшой опыт общения с Нифонтовой – мы снимались в кино с ней только однажды вместе.
Фильм 55
1999
Леонид Филатов о Люсьене Овчинниковой: «Совсем ещё недавно была в нашем кино и нашем театре (я говорю «была», к сожалению, потому что этой актрисы недавно не стало) артистка. Удивительная артистка с редким для России именем «Люсьена», зато с очень привычным для России отчеством «Ивановна» и очень нередкой фамилией «Овчинникова».
Фильм 56
1999
Леонид Филатов об Иване Лапикове: «Бывает так, что артист играет всю жизнь, снимается в кино, я имею ввиду. Роль за ролью, одна главнее другой. Картин тьма-тьмущая… Никто не помнит, ни в лицо, ни по имени.
А бывает только одна картина, которая сразу делает человека знаменитым, причем на такую страну, как Советский Союз.
Фильм 57
1999
Леонид Филатов о Виталии Доронине: «Вот герой нашей передачи – он был блистательным, выдающимся актером. Известным, в особенности, в Москве, поскольку играл в двух московских театрах.
Но знаменитым по-настоящему, на всю страну, он стал после одного-единственного фильма. Простая картина, весьма скромная: «Свадьба с приданым», где он играл роль некоего Курочкина.
Фильм 58
1999
Леонид Филатов о Елене Майоровой: «Когда уходит из жизни человек знаменитый, общественно значимый, человек пожилой, то есть знакомый людям нескольких поколений — тяжело. Но позднее в голову приходят такие отрезвляющие мысли: жизнь человека конечна, потом это человек всё-таки кое-что сделал, как-то запомнился.
Фильм 59
1999
Леонид Филатов об Андрее Попове: «Наша передача называется «Чтобы помнили». Про Андрея Алексеевича Попова, выдающегося артиста, нельзя сказать, что его забыли. Его помнят: есть и телепередачи, и в высказываниях наших деятелей искусства постоянно мелькает его имя. Но я думаю, что такой яркой личности, как Андрей Попов, не грех лишний раз поклониться и нам.
Фильм 60
1999
Леонид Филатов о Владимире Басове: «В нашем кинематографе у меня, как вероятно у всех, у многих, есть любимые лица. Есть особенно любимые. Такими были для меня Евстигнеев, Леонов, Смоктуновский. Таким же был для меня и Владимир Павлович Басов.
Большинство, в общем, у нас в стране знают его, как актёра, блистательного актёра.
Фильм 61
1999
Леонид Филатов о Юрии Пузырёве: «Когда-то, много лет назад, учась в школе, а надо сказать, что я в ту пору был «страшный киноман», не пропускал ничего из того, что выходило на экраны в ту пору. Я поглядел картину нашего производства под названием «По ту сторону». Ну, казалось бы, картина, как картина, ничего выдающегося в ней не было, но она произвела на меня какое-то оглушительное впечатление.
Фильм 62
2000
Леонид Филатов об Игоре Нефедове: «Несколько лет назад у меня дома раздался звонок. Незнакомый молодой голос сказал: «Вы не хотели бы сделать передачу об Игоре?». Я говорю: «Каком Игоре?» «Об Игоре Нефедове». Ну, понятно было, что как бы спрашивать о том, что случилось, было бы дико – сам характер звонка уже говорил обо всем.
Фильм 63
2000
Леонид Филатов о Николае Гриценко: «Когда мы начинали свою передачу «Чтобы помнили», мы думали: а какой же принцип положить в основу? О ком говорить? Не просто же «об умерших актёрах»? Это, в общем-то, идея тоже неплохая, но невыполнима до конца, она, как бы, вечная — всю жизнь будут уходить люди из жизни.
Фильм 64
2000
Леонид Филатов о Глебе Стриженове: «Он был актёром запоминающимся, значительным и очень выразительным. Я не знал Глеба Стриженова в жизни, ни разу не виделся с ним. Знал его только по кино, как миллионы людей. И помню первый раз, когда я увидел его на экране (не помню фильма, и я даже не знал, что фамилия актёра, которого я вижу Стриженов), но помню впечатление, которое произвело его лицо.
Фильм 65
2000
Леонид Филатов о Вадиме Бероеве: «Этого актера давно уже нет на Земле – 27 лет, как его не стало. Он умер молодым, ему было всего 35 лет. Играл он много, но был актером, главным образом, театральным. Хорошим актером, его работы всегда имели успех. Снимался в кино, но как-то до поры так, не очень внятно.
Фильм 66
2000
Леонид Филатов: «В 40-е - 50-е годы нашего кино – это особый период. Это был период необычайной любви к кино у людей, у зрителей. Всех актеров знали наизусть, собирали альбомы с их изображениями. Артистов любили и не только любили – обожали! Ими дорожили, им верили. Знали даже не только тех, которые исполняют главные роли – это, как бы, понятно.
Фильм 67
2000
Леонид Филатов о Георгии Юматове: «Несколько лет назад Москву облетела страшная весть: артист Георгий Юматов убил человека. Об этом писали газеты, говорили по радио, по телевидению. И, казалось бы, всё уже ясно, уже все юристы сделали выводы, было признание самого Юматова, а, всё-таки, что-то мешало в это поверить, душа не соглашалась.
Фильм 68
2000
Леонид Филатов об Олеге Борисове: «Когда мы говорим или слышим слово «гений», нам, как правило, представляется некий «моцарт»: такой человек легкий, ненатужный, у которого все происходит, как бы, само собой, без напряжения. Олег Иванович Борисов был гений, но гений особый, не легкий гений. Я бы, даже, сказал гений трудовой.
Фильм 69
2000
Леонид Филатов об Александре Демьяненко: «Он был очень знаменитым актёром: много снимался в кино, много играл в театре, на телевидении, на радио, его знали все. Но главная роль, по которой его запомнила страна (тогда еще Советский Союз) — это была роль легендарного «Шурика» из картины Гайдая.
Люди близкие к нему говорили, что он был человеком, не совпадавшим со своим экранным образом.
Фильм 70
2001
Леонид Филатов: «Я очень люблю картину «С вечера до полудня», была такая история о начинавшей распадаться семье. Но наша «семья», рабочая киногруппа, была очень сплоченной. И возглавлял эту «семью», рабочую, как и игровую, наш «патриарх» - Всеволод Васильевич Санаев.
Ну, конечно, были какие-то паузы, были праздные разговоры между работой.
Фильм 71
2001
Леонид Филатов о Николае Сергееве: «Однажды, когда мы снимали на Ваганьковском кладбище, я иду по аллее центральной и, как будто кто-то толкает меня в бок, я поворачиваюсь и вижу серый гранитный столбик, плита могильная, на ней знакомое до боли лицо. Не нужно даже было подходить ближе, чтобы понять, что на ней изображён Николай Васильевич Сергеев.
Фильм 72
2001
Леонид Филатов о Викторе Авдюшко: «Это был выдающийся актер – говорю так и примите мою точку зрения. Говорю так, потому что знаю: так думают многие авторитетные люди нашей профессии.
Он снялся в десятках фильмов. Из них были и знаменитые фильмы, к примеру, «Мир входящему».
Удивительное дело: славы у него не было.
Фильм 73
2001
Леонид Филатов о Борисе Андрееве: «Говорить о великом артисте – дело трудное. Потому что трудно выбрать верный тон. Легко впасть в такую былинную, эпохальную интонацию, такой пафос. Произносить эпитеты, которые много раз уже говорили до тебя. И не сказать ничего…
Об актере, которого мы сегодня вспоминаем, трудно сказать что-нибудь новое.
Фильм 74
2001
Леонид Филатов об Анатолии Ромашине: «Мы снимались с Толей в нескольких фильмах, но не могу сказать, что мы с ним были близкими друзьями, скорее хорошими знакомыми. Но общались много, часто, в течение длительного времени.
Надо сказать: во все времена его жизни он выглядел одинаково, то есть какие-то перемены были, видимо, но вообще был красавец, спортивный человек, лёгкий, не зануда, и вообще производил впечатление удачливого, уверенного в себе человека.
Фильм 75
2001
Леонид Филатов: «Этот актёр много снимался в кино, много и успешно работал в театре. Он работал в одном из московских театров, ныне очень знаменитом театре «ЛЕНКОМ» более 50-ти лет.
У него были поклонники, его знали и любили. Но мне всё время казалось, что слава его, ну, скажем так, более скромна, чем скажем, у Смоктуновского, у Евстигнеева, у Леонова.
Фильм №76
2001
Леонид Филатов: «Это был актер знаменитый и незнаменитый. Знаменитый, потому что снимался много и, все кто ходили в кино, знали его в лицо. Незнаменитый, потому что снимался в неглавных ролях, в эпизодах, и поэтому фамилию его помнили не все.
Для меня это всегда было родное лицо, и много лет я следил за ним на экране, хотя не был с ним знаком: никогда не видел его ни в жизни, ни на сцене, только в кино.
Фильм 77
2001
Леонид Филатов: «Когда мы только начинали передачу «Чтобы помнили», и «влезали» в разные биографии, в разные судьбы, то выяснилась одна жуткая закономерность, она, видимо, касается в первую очередь комедийных актеров: чем талантливей, чем ярче веселит актер на экране, тем у самого у него более невеселая судьба.
Фильм 78
2001
Леонид Филатов об Олеге Жакове: «Он был звездой своего времени, хотя тогда, в те времена, такого термина не было в ходу. И будь он жив сейчас, его вряд ли устроило такое утверждение, что он «звезда», потому что он был невероятно, неправдоподобно скромным человеком. Как-то принято считать, что среди актеров нет больших скромников.
Фильм 79
2001
Леонид Филатов об Иннокентии Смоктуновском: «Формула гениальности непостижима. О нём уже написано столько статей, монографий, книг. Отсняты уже километры плёнки документальных кадров. Кажется — ничего уже не прибавишь.
Наверное, ещё будет написано, и ещё будет сказано много слов. Но это уже ничего не меняет, ибо никто не скажет о нём лучше и больше, чем сказал он о себе сам в кино и театре.
Фильм 80
2002
Леонид Филатов о Федоре Никитине: «Когда на экраны вышла картина, замечательная картина Николая Губенко «И жизнь, и слезы, и любовь», где наш герой был в одной из главных ролей, очень многие просто ахнули: «Как?! Он еще жив?!!» И было чему удивляться – просто наш герой был еще звездой немого кино.
Фильм 81
2002
Леонид Филатов о Леониде Дьячкове: «Этот артист много работал в театре, много снимался в кино, причем не проходные роли, а главные, большие, заметные. Почему-то пресса не баловала его своим вниманием при жизни и даже сама его ужасная смерть не вызвала в прессе никакого особого переполоха.
Но его творческая судьба, все сыгранные им роли (очень непростая судьба, потому что он любил театр и кино, особенно театр — любовь не была всегда взаимной) и в особенности его личная судьба, трагическая судьба, заслуживают того, чтобы мы всё-таки о нем помнили, как можно дольше.
Фильм 82
2002
Леонид Филатов о Ростиславе Плятте: «Об этом артисте можно говорить бесконечно. Можно говорить слова в самых превосходных степенях: «Выдающийся. Великий. Гениальный». Но сегодня эти слова говорят по отношению к каждому второму. И, практически, от частого употребления, они утратили первоначальный смысл.
Фильм 83
2002
Леонид Филатов о Михаиле Глузском: «С Михаилом Андреевичем Глузским я встретился в 1978 году, очень давно. Это было начало моей кинокарьеры, фильм Константина Худякова «Иванцов. Петров. Сидоров...» - первая моя большая картина. И, конечно, я нервничал, потому что первый фильм, тем более такой партнер, такого калибра, как Глузский.
Фильм 84
2002
Леонид Филатов о Юрии Волынцеве: «Когда после школы я приехал из провинции в Москву и поступил в театральное училище имени Щукина при Театре Вахтангова, я имел какое-то представление, правда, поверхностное очень, о жизни московских театров.
Например, я знал, что в Театре Вахтангова работают такие знаменитые люди, как Михаил Ульянов, Василий Лановой, Юрий Яковлев, Юлия Борисова.
Фильм 85
2002
Леонид Филатов о Виталии Соломине: «Бывают актеры, которые очень быстро становятся любимыми для миллионов людей. Бывают актеры, таких уже единицы, которые становятся для миллионов людей родными – таким был Виталий Соломин.
Кто-то сказал: «Есть люди, от ухода которых шатается мир». Вот, я думаю, что в ту минуту, когда пришло известие о смерти Виталия Соломина, миллионы людей в России, да и не только в России, почувствовали некий толчок.
Фильм 86
2002
Леонид Филатов об Алле Балтер: «Она была очень красивой женщиной и это отмечали все. Её муж, знаменитый актёр Эммануил Виторган, рассказывал, как она обижалась, когда после спектакля вместо комплиментов по поводу исполненной роли ей говорили: «Какая Вы красивая». Но что может сказать поклонник, оказавшись нос к носу с предметом своего обожания? Естественно, первое, что приходило в голову, первое, что бросалось в глаза, очевидное: «Какая Вы красивая».
Фильм 87
2002
Леонид Филатов: «Впервые я увидел этого человека в 1965 году, в театральном училище имени Щукина, куда поступал на актерский факультет. И с той поры мы виделись с ним довольно часто: и в жизни, и на съемочной площадке. Он был незнаменитым актером, но был, что называется «довольно известен». Снимался много: и в кино, и на телевидении.
Фильм 88
2002
Леонид Филатов: «Она немного снималась в кино, не то, что… я видел роли, мне казалось неяркие, невыигрышные, несопоставимые с ее актерским масштабом. Но она по этому поводу не горевала – она была человек разносторонний: писала рассказы, пьесы. Но главным делом, главным местом ее жизни был ее родной театр, театр «Современник».
Фильм 89
2002
Леонид Филатов о Владимире Кенигсоне: «В пору моей далекой юности я жил далеко от Москвы, в провинции, на окраине Советского Союза, в городе Ашхабаде. Надо сказать: не пропускал ни одной картины – вот все, что выходило на экран, я смотрел. От и до. И однажды я посмотрел картину, которая называлась «Огненные версты», режиссера Самсона Самсонова, которая произвела на меня чрезвычайное впечатление.
Фильм 90
2002
Леонид Филатов о Марии Виноградовой: "Героиня нашей сегодняшней передачи относилась к такому типу актеров, которые назывались «лицо из народа». То есть, были в нашем кино актеры, которые в разные периоды нашей истории, что называется, отражали лицо нашего народа, олицетворяли его. И типом человеческим, и лицом, и характером.
Фильм 91
2002
Леонид Филатов о Владимире Самойлове: «Я никогда не видел этого актёра на сцене в театре. Ну, как-то не пришлось. Зато с юности, с большой заинтересованностью смотрел его в кино. Особенно в его ранних картинах: «Свадьба в Малиновке», «И снова утро», где он был такой молодцеватый, бравый, мужской. Мне казалось, что он очень недоступный человек, не подпускающий к себе близко.
Фильм 92
2002
Леонид Филатов о Софье Пилявской: «Последнее время стало модным писать в некрологах: «Ушел последний классик… Ушел последний гений». Почему «последний»? Чего такой угрюмый взгляд на будущее?
Но есть люди, к которым применимо слово «последний». Таким, как героиня нашего сегодняшнего повествования.
Фильм 93
2002
Леонид Филатов: «В юности, живя еще в городе Ашхабаде, я как-то по телевидению увидел артиста, который, как мне показалось, замечательно читал басни. Какую басню, и как фамилия артиста, я тогда не знал, не запомнил. Но каждая басня, в общем, она предполагает какой-то процент ехидства, а лицо человека, исполняющего эту басню, было настолько добродушным, настолько милым, настолько располагающим и уютным, что это совершенно не вязалось с обличительным пафосом басни.
Фильм 94
2002
Леонид Филатов о Романе Ткачуке: «Есть такие актерские лица, которые сопровождают нас по жизни в течение многих лет, и становятся чем-то вроде детали, подробности вашего бытия. И когда вдруг такое лицо исчезает из поля вашего зрения, возникает такой легкий досадливый вопрос: чего-то долго не было видно, где он вообще? И только много времени спустя, начинаешь ощущать острую нехватку этого человека в своей жизни и понимать, что, оказывается, он не так уж мало значил для тебя.
Фильм 95
2002
Леонид Филатов о Викторе Хохрякове: «Герой сегодняшней передачи - выдающийся актер, который много работал в кино и театре. Но, вот, мы перелопатили кучу материала: разных рецензий, разных воспоминаний о нем и, честно говоря, какой-то определённой биографии я не уловил, потому что в одной газете – одно, в другой – другое.
Фильм 96
2003
Леонид Филатов об Ольге Викландт: «Я долгое время не мог понять почему, вот так, интересует частная жизнь артиста? Казалось бы – вот он. Он делает это, это и это: в театре, в кино. Чего ещё? А потом, работая на нашей программе, я понял, что это, в общем, может, желание не низменное. А, может, это желание знать контекст судьбы человека, знать людей, которые были рядом с ним, которые так или иначе проливают свет и на его личность.
Фильм 97
2003
Леонид Филатов о Марии Мироновой: «Пожалуй, не было в Советском Союзе человека, который бы не знал фамилии нашей сегодняшней героини. Она была родоначальницей блистательной актерской фамилии. У нее был сын, который со временем, стал знаменитейшим артистом, может быть, даже более знаменитым, чем она сама (или не менее любимым).
Фильм 98
2003
Леонид Филатов о Николае Ерёменко: «В конце 70-х годов (точно я не вспомню) случилось так, что в городе Ялта оказались две съёмочные группы из Москвы. Одна из них представляла фильм «Экипаж», другая — «Пираты ХХ века». Жили мы в отеле «Интурист» и внизу, в фойе, в этом отеле было кафе под названием «Последний шанс», что означало, что оно работало сильно после полуночи.
Фильм 99
2003
Леонид Филатов о Вере Марецкой: «Этот фильм («Член правительства») сделал её знаменитой. Она была артисткой и театра, и кино – много снималась и много играла в театре. Большая часть её жизни прошла в Театре им. Моссовета. Она была «примой», хотя в ту пору в этом театре играли и Фаина Георгиевна Раневская, и Любовь Петровна Орлова.
Фильм 100
2003
Леонид Филатов об Андрее Ростоцком: «Он закончил ВГИК, актёрский факультет, курс Сергея Бондарчука. В одном из интервью он сказал: «Я не ставлю перед собой задачу прославиться. Я хочу просто работать в кино: актёром, осветителем, трюкачом, кем угодно». Видимо, это была не бравада такая, не кокетство актёрское обычное, потому что снимался он много (достаточно много), занимался режиссурой в кино.
Фильм 101
2003
Леонид Филатов о Петре Глебове: «В кинематографе есть такое понятие: «актер одной роли» - это означает, что все остальное, что он делал, кроме этой роли, все, как-то, не осталось в памяти у народа. Одна эта роль долгие годы делала его знаменитым.
Вот Борис Бабочкин, например, который сыграл Чапаева, и с тех пор остался «Чапаевым на все времена».
Фильм 102
2003
Леонид Филатов об Юрии Гребенщикове: «Когда (тому уже много лет) на сцене Театра им. Станиславского появился спектакль в постановке Анатолия Васильева «Взрослая дочь молодого человека», который имел бешеный успех в Москве, ко мне прибежал мой приятель с круглыми глазами и сказал: «Ты не представляешь, как похожий на тебя артист играет в этом спектакле.
Фильм 103
2003
Леонид Филатов: «Герой нашей сегодняшней передачи не был оценен в театре, где он служил, ни количественно, ни качественно. Сказать, что телефон охрип от звонков со студий с приглашениями? Тоже нет. Так вот – как жил, так и жил.
И так, видимо, продолжалось всю его жизнь. Какая-то странная у него была судьба: снимался в кино, играл в театре.
Фильм 104
2003
Леонид Филатов о Вере Орловой: «Она была одна из самых популярных артисток послевоенного театра и кино. Хотя, конечно, в славе она не могла сравниться со своей знаменитой однофамилицей. Но ее любили. За ее киноработы, за театральные работы. Голос ее был знаменитее, чем ее лицо, потому что долгое время она вела радиопередачу «С добрым утром!» Передача по популярности своей была ни с чем несравнима.
Фильм 105
2003
Леонид Филатов о Владимире Белокурове: «В одной из статей про нашего сегодняшнего героя я вдруг встретил слово «роскошный». Мне показалось – диковато, несколько несуразно. А потом, дочитав статью до конца, я понял смысл: «роскошный» - это «широкий», актер широких возможностей. Человек, владеющий многими актерскими приемами, способный из любой роли сделать фейерверк.
Фильм 106
2003
Леонид Филатов о Готлибе Ронинсоне: «Прожив долгую жизнь, он считал себя человеком невезучим и, вроде бы, на первый взгляд, для этого были основания. Он не играл больших ролей, практически никогда. Играл роли крохотные, либо эпизоды, и в театре, и в кино. Но это с одной стороны, а с другой стороны он работал в Театре на Таганке под началом Любимова много лет.
Фильм 107
2003
Леонид Филатов о Льве Свердлине: «Первым учителем у него был Мейерхольд. Он взял его в театр сразу в двух качествах: как артиста и… бутафора. Долгие годы он играл какие-то пустяковые роли, крошечные эпизодики, в которых заметить его было нельзя. Настоящий большой актерский успех к нему пришел в спектакле «Лес» в роли Счастливцева.
Фильм 108
2003
Леонид Филатов о Борисе Ливанове: «В пору наивысшего расцвета МХАТа в труппе Московского художественного театра было очень много талантливых людей, которых впоследствии назовут «Великими», или «Гениями». Но даже на их фоне он был одной из самых ярких звёзд. Он не пропадал ни на каком фоне: его и в толпе-то можно было выделить из тыщи, нельзя было пройти равнодушно, потому что был высокий, с породистым лицом, саркастическим голосом, победительной повадкой.
Фильм 109
2003
Леонид Филатов об Александре Фатюшине: «Мы были знакомы с ним много лет, но не дружили, как, ни странно, потому что он был человек очень годный для дружбы, очень надежный человек. Но так случилось: мы были люди разного возраста, я был чуть старше (в ту пору это имело значение); мы играли в разных театрах; не встречались никогда на съемочной площадке; как-то общих тем для разговоров у нас не было.
Фильм 110
2003
Леонид Филатов о Борисе Тенине: «Когда-то, в детстве, я видел его в «Человеке с ружьём» в Иване Шадрине, но потом я видел много картин с его участием. И мне казалось, что он такой насмешливый, острый, колючий человек. Я никогда в жизни (до определённой поры) не видел. Но будучи уже членом Секретариата Союза кинематографистов, я был в составе группы, которая поехала к нему домой поздравлять его с каким-то юбилеем, сейчас уже не помню (Примечание: скорее всего это было в марте 1990 года, 23 марта Борису Тенину исполнилось 85 лет).
Фильм 111
2003
Леонид Филатов об Андрее Миронове: «Он работал, что называется «на износ» - в кино и театре, почти без антрактов, без перерывов. Поэтому неудивительно, что за такую короткую жизнь», скажем «такую недлинную жизнь», он успел так много. В профессиональной среде в последние годы уже появились такие злобные шепотки, мол «надоел», «примелькался», «повторяется», «заштамповался» и так далее.
Фильм 112
2003
Леонид Филатов: «Замечательно, что наши молодые сегодня знают кто такие Брюс Уиллис, Аль Пачино или Мэрил Стрип – это люди достойные, чтобы их знали во всем мире и не только у них на родине. Но только плохо, что наши не знают своих. Они не знают и не хотят
Пушкин сказал, в свое время: «Мы, русские, ленивы и нелюбопытны».
Фильм 113
2003
Леонид Филатов о Борисе Бабочкине: «Об этом актере принято говорить: «Актер одной роли». Он сыграл роль Чапаева и на всю жизнь остался Чапаевым. Почему так принято говорить? Потому что однажды сказанное нам свойственно повторять без конца. И это становится «общественным мнением» со временем. Понятно, что речь идет о Борисе Бабочкине.
Фильм 114
2003
Леонид Ярмольник о Леониде Филатове: «Когда в 1980 году случилось так, что не стало Владимира Семеновича Высоцкого, Леонид Алексеевич Филатов написал четыре строчки, может лучшее, что написано на смерть поэта Высоцкого. Но не тогда, не сейчас, я не думал, что мне больше всего захочется произнести эти четыре строчки, потому что не стало самого Леонида Алексеевича:
Он замолчал.
22 июня 2022
19 мая 2022
4 июля 2020