№6 Вл. Кузнецов. Это не кино о буднях умирающего завода имени Лихачева.
Очень хорошо, что завод умер. Я работал на ЗИЛе, и видел эту жуть советских времён.
Загаженная территория, пропитавшийся запахом мазута воздух, вьетнамцы и стройбатовцы во вредных цехах, отравления спиртом, самоубийства на рабочих местах, повальная пьянка в дни получки и аванса, депрессуха и чернуха. Никакой "Сталкер" не идёт в сравнение.
А теперь выстраивается хороший жилой квартал. И слава Богу!
По поводу «Последнего лимузина»
Не верьте тому, что о нем говорят. Это не кино о буднях умирающего завода имени Лихачева. И не кино о создании последнего правительственного лимузина, оказавшегося невостребованным. Это картина о прозябающей стране, где люди обречены на выживание в условиях, лишенных человеческого достоинства. Это картина об утраченной истории и потерянном смысле бытия целой страны и народа, ее населяющего. Это кино о людях, предоставленных теперь самим себе и вынужденных в одиночку отстаивать смысл своего существования. Это, наконец, картина об утраченном достоинстве человеческого труда, которое остается недостижимым, несмотря на все усилия. И если говорить о доминирующем чувстве при просмотре этой картины, это будет именно чувство утраты – утраты всего, что некогда наполняло жизнь целой страны и людей, в ней живущих.
Что же тогда остается? Что мы находим или способны обрести в той безотрадной картине человеческого бытия, которая предстает перед нами в «Последнем лимузине»? Совсем, казалось бы, немного, а вернее сказать, почти все – самого человека, оказавшегося лицом к лицу со своей собственной судьбой и отстаивающего бесспорную ценность своего существования!
По существу, это не вполне документальное кино, хотя оно и построено на исключительно документальном материале. Здесь мы имеем дело с авторской интерпретацией реальности. Неожиданный ракурс в ее отображении режиссер находит через животных. Собаки, кошки – они здесь повсюду; голуби, порхающие по цеху. Все они сосуществуют здесь наравне с человеком, и, делая животных равным и существенным элементом заводского пространства, режиссер как бы низводит это пространство на уровень иррационального, что оказывается поразительно адекватным экзистенциальному состоянию сегодняшнего ЗИЛа и нашего времени вообще. Мы словно попадаем в некий потусторонний мир, настолько абсурдный и лишенный человеческого измерения, что животные оказываются в нем его единственным мерилом, его единственным оживотворяющим началом и даже его единственным оправданием. Не случайно «Последний лимузин» вызывает аллюзии с «Солярисом» и «Сталкером» Тарковского. Однако, в отличие от фильмов Тарковского, «Последний лимузин» представляет нам мир не вымышленный, а вполне реальный, отчего выразительность этой картины становится даже сильнее, являясь достоверной и художественной одновременно.
Талант измеряется глубиной сердца, и надо было прочувствовать этот мир настолько (говорят, что фильм снимался три года), чтобы в реальной обстановке заводского быта найти столь емкую метафорическую деталь. Примечательно, что даже заказанный правительственный лимузин не выходит из пространства этой иррациональности. Мы с некоторым запозданием сознаем это, после того как по окончании сборки машины, при коллективном фотографировании, вдруг невесть откуда появляется в кадре рыжий кот, неспешно подходит к лимузину и кладет на него лапы, потягиваясь и как бы предрешая бессмысленность его создания, о чем, хохоча, никто из создателей лимузина, да и мы сами, еще не подозреваем.
Картина получилась довольно гротескная, хотя сам гротеск в ней не наигранный, а лишь подмеченный режиссером в реальной заводской обстановке. Мы вновь и вновь убеждаемся в том, что право людей на человеческое отношение, на человеческие условия труда, их потребность в пользе и достоинстве своего труда в этом абсурдном мире, лишенном человечности, не взыскуются и остаются без удовлетворения. Не знаю, сознательно или нет, но режиссер фильма указывает здесь на коренную черту нашего времени – невостребованность народных сил, которая, на мой взгляд, гораздо вернее объясняет причину нашей нынешней экономической стагнации, чем что-либо другое.
«Последний лимузин» дарит нам глубокое переживание за судьбу страны. Щемящее чувство утраты, которое остается по окончании фильма, связывается даже не столько с концом завода, который (конец) можно было бы воспринять как естественный – в свете конца Детройта, например, – или объяснить сменой экономической формации, которой в нашей стране никого не удивишь. Но нет, это чувство утраты связывается с чем-то более важным, что происходит сегодня и о чем с такой беспощадной прямотой свидетельствует «Последний лимузин», а именно, – с обесценением жизни, убыванием из нее того, что прежде эту жизнь наполняло и дарило нам чувство нашей общности и принадлежности к родной земле – с убыванием любви.
Но как бы там ни было, «Последний лимузин» останется документальным свидетельством нашей безочарованной эпохи.
.
... А чем восхищаться то?! Что фильм поставлен грамотно, профессионально - это да, но люди то заводские, они просто выживают, как и все, - кому охота жить, есть, веселиться - это решает проблему занятости. Ну, молодцы, особенно руководство, сумело приспособиться, реализоваться, не заглохнуть, так и продолжайте, на пользу себе же!
.
Фильм оставил неизгладимое впечатление. Больно, горько и обидно.
"Больно" - общее слово, которое объединяет наши отзывы. Согласна с комментариями Вадима Абдрашитова. Страна потеряла этих людей, и эта потеря невосполнима.
Спасибо Дарье за фильм. Спасибо каналу Культура за то, что его показали.
Посмотрел по "Культуре" с комментарием замечательного Вадима Абдрашитова . Больно смотреть как часть истории и , как минимум , место работы тысяч людей ( многие из которых в пред и пенсионном возрасте ) разрушено и власти не нужно . Профессионально снятый фильм - не оставил равнодушным . Жаль , что умерла автор фильма .
Такого потрясения после просмотра фильма я давно не испытывала… Больно и обидно за людей - профессионалов и энтузиастов, радеющих за своё дело, которым запросто плюнули в душу. Срез российской жизни.