Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Божественное вмешательство и прикосновение греха: азиатские лауреаты Каннского кинофестиваля в XXI веке

22 августа
2023 год
 
 
 
 
 
 
1
4
5
7
8
9
10
11
12
15
17
19
20
21
22
24
26
28
 
 
2
3
5
6
7
8
9
11
12
13
16
17
18
19
20
22
23
24
25
26
27
29
 
 
1
2
4
5
6
7
8
9
11
13
14
15
16
17
20
22
23
24
25
26
27
29
30
 
 
 
 
 
1
3
4
7
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
28
29
3
5
6
7
8
9
10
12
14
15
17
20
22
23
26
27
29
30
 
 
 
1
2
6
8
10
11
15
16
17
19
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
3
4
5
7
8
9
10
11
15
16
17
21
24
27
28
29
30
 
1
3
4
5
7
8
9
10
11
12
13
14
16
17
18
21
22
24
26
27
28
29
 
 
 
 
1
3
6
7
8
9
11
12
13
14
15
16
17
18
21
22
23
24
25
27
28
29
30
 
 
 
 
 
 
3
4
5
6
8
9
10
11
12
14
15
16
18
19
22
23
24
27
28
29
 
 
1
2
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
23
24
25
26
28
30
 
 
 
 
1
4
5
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
27
29
Все рубрики

Мнение >>

В российский прокат выходят «Посредники» Хирокадзу Корээды — снятый в Южной Корее фильм одного из ведущих японских режиссеров современности. Год назад картину отметили на Каннском кинофестивале наградой за лучшую мужскую роль и призом экуменического жюри. Мы решили вспомнить ещё 11 фильмов из разных азиатских стран, которые награждали на главном киносмотре Европы.

Иран: «Коммивояжер» (2016)

Призы за лучшую мужскую роль и лучший сценарий
▶️ Смотреть онлайн

Божественное вмешательство и прикосновение греха: азиатские лауреаты Каннского кинофестиваля в XXI веке

Молодые супруги Эмад и Рана (Шахаб Хоссейни и Таране Алидоости) переезжают на новую квартиру. Раньше там жила женщина, про которую мало что известно, но вещи она почему-то не забрала, а соседи поговаривают, что всё здесь не так благополучно, как кажется. Вскоре на Рану кто-то нападает — пока она дома одна, моется в душе (сцена остается за кадром, что создает интригу похлеще хичкоковской). Эмад начинает выяснять, что же случилось, и теряется в пугающих догадках. Асгар Фархади снял напряженное кино, в котором муж поначалу сомневается в верности жены, а зрители почти до конца не понимают, кому в принципе верить. Постепенно «Коммивояжер» достигает размаха античной драмы и удерживает внимание зрителя с помощью, в первую очередь, великолепного сценария и мастерской режиссуры. Фархади создает портрет растерянного перед лицом обстоятельств человека. В мире, где стены жилых домов дают трещины, воздух пропитан недоверием, а государственная комиссия по цензуре вырезает эпизоды из любительского спектакля.

Читать Рецензия на фильм «Коммивояжер»

Ливан: «Капернаум» (2018)

Призы жюри и экуменического жюри
▶️ Смотреть онлайн

Божественное вмешательство и прикосновение греха: азиатские лауреаты Каннского кинофестиваля в XXI веке

Капернаум — древний город греха, пестрящий трущобами, нищетой, беженцами и обманом. Здесь всем правят деньги, а те, у кого их нет, выживают как могут: мальчики начинают работать чуть ли не с младенчества, а девочек выдают замуж лет в десять, потому что дома просто нечего есть. Капернаумом современности оказывается ливанская столица Бейрут, населенная людьми, которые живут в нечеловеческих условиях (их играют преимущественно непрофессиональные актеры, прошедшие через то, что показано на экране). Выросший в трущобах мальчик Зайн (Зайн Эр-Рафъи) отличается от остальных: он понял, где правда, где ложь, что хорошо, а что плохо — даже подаст в суд на родителей, чтобы те перестали рожать детей и множить человеческое страдание. «Капернаум» — кино прямое и довольно однозначное: содержательная составляющая точно важнее художественной. С одной стороны, постановщица Надин Лабаки снимает по-дарденновски гуманистический фильм, с другой — появляется в кадре как адвокат мальчика на суде. Но возможно ли снимать про Капернаум по-другому?

Читать Рецензия на фильм «Каппернаум»

Палестина: «Божественное вмешательство» (2002)

Приз жюри

Божественное вмешательство и прикосновение греха: азиатские лауреаты Каннского кинофестиваля в XXI веке

Дед Мороз убегает от оравы злобных мальчишек. Старики сидят у дороги и смотрят на проезжающие машины. Мужчина изо дня в день выбрасывает мусор на соседский участок. В фильме Элия Сулеймана разговаривают редко — и то неохотно или о ерунде. Говорить о чем-то по-настоящему важном как будто не имеет смысла: всё и так ясно, а жизнь продолжается. Через размеренный ритм и отчужденных героев Сулейман остроумно обнажает бытовую агрессию и повсеместное одиночество, которые скрываются за маской обыденности. Интонация «Божественного вмешательства» отдаленно напомнит работы Роя Андерссона, но вместо скандинавского холода и скептицизма здесь — призрак настоящей любви и мечта о земле обетованной. Элия Сулейман снимает фильм-трансформер, который как минимум одним резко выбивающимся эпизодом удивит каждого — на то это и Божественное вмешательство.

Читать «О бесконечности» — последний фильм Роя Андерссона

Израиль: «Примечание» (2011)

Приз за лучший сценарий

Божественное вмешательство и прикосновение греха: азиатские лауреаты Каннского кинофестиваля в XXI веке

Два профессора всю жизнь посвятили изучению Талмуда. Один (Шломо Бар-Аба) кропотливо роется в манускриптах, держится за устаревшие принципы и десятилетиями ждет признания, но в глазах общественности выглядит неудачником. Второй (Лиор Ашкенази) читает лекции в шести местах за день, следит за трендами современной мировой науки и не понаслышке знает, что такое слава и обожание публики. Хотя профессора называют друг друга «учителями» у обоих фамилия Школьник — ведь это отец и сын, в равной степени не готовые к тому, что приготовит для них реальность. «Примечание» Джозеф Седара отличает крепкий и убедительный сценарий, где иронично и по-своему жестоко выворачиваются отношения двух профессоров Школьников. За весь фильм они толком и не поговорят, но всё время будет думать друг о друге. Соперничество и недопонимание, замалчивания и подозрения столкнутся с воспоминаниями о некогда счастливой семье и попыткой настоящего сострадания. Профессорская среда у Седара выступает своеобразной метафорой общества, где молодые не могут исправить все ошибки, а старики, кажется, не хотят.

Читать 17 пугающих историй и один сериал из Израиля, Ирана, Египта, Пакистана и ОАЭ

Турция: «Зимняя спячка» (2014)

Золотая пальмовая ветвь за лучший фильм и премия ФИПРЕССИ

Божественное вмешательство и прикосновение греха: азиатские лауреаты Каннского кинофестиваля в XXI веке

Любимец Канн турок Нури Бильге Джейлан снял фильм по мотивам рассказов Чехова: цитирует тексты классика русской литературы, размышляет на любимые излюбленные писателем темы и создает героев, подобных персонажам «Дяди Вани» или «Чёрного монаха». Действие перенесено в современную Турцию, и, несмотря на это (а быть, благодаря), Джейлану удается поразительно точно уловить чеховскую интонацию. «Зимняя спячка» — великолепное кино про людей, которые помирают со скуки, пытаются трудится и много говорят друг с другом: в основном, о том, что жизнь, кажется, уже прошла. Подобно тому, как сестры Прозоровы мечтали уехать в Москву, здесь все порываются сбежать от нынешней жизни в Стамбул. Ближе всех к этому окажется Айдын (Халук Бильгинер) — в прошлом актер, а ныне владелец отеля «Отелло». Он планирует оставить Каппадокию до весны и даже приезжает на вокзал, но на поезд так и не садится, не отправляется в Стамбул, а значит, и весна в этом мире тоже не наступит. Всё как у Чехова: человек понимает, что ненавидит свою жизнь, но изменить ничего не может. Остается — эта вечная зимняя спячка и скупые горные пейзажи, глядя на которые хочется то ли выпить турецкого чаю, то ли повеситься.

Читать Рецензия на фильм «Зимняя спячка»

Казахстан: «Айка» (2018)

Приз за лучшую женскую роль
▶️ Смотреть онлайн

Божественное вмешательство и прикосновение греха: азиатские лауреаты Каннского кинофестиваля в XXI веке

Мигрантка из Кыргызстана Айка (Самал Еслямова) уже год нелегально живет в Москве, получает копейки на тяжелейших работах, ночует в одной квартире с десятками таких же бедолаг и не может выбраться из чудовищных долгов. В этой реальности нет места состраданию и любви, есть только унижение и мрак. Остальное – иллюзии об открытии швейного бизнеса, Москве как «городе возможностей» или нашем наконец-таки бессословном обществе. Вместе с тем это история нежданного, нежеланного и трагичного материнства — настоящего чуда, которое жестокий мир в два счета способен отобрать. Сергей Дворцевой показывает непарадную столицу и говорит о том, что принято игнорировать, и помещает в кадр людей, которых многие даже не замечают. Страшно и больно осознавать, что это кино про улицы, по которым ты ходишь, и про общество, частью которого являешься. Чудо, что теперь у нас есть такое честное и страшное кино.

Читать Рецензия на фильм «Айка»

Филиппины: «Бойня» (2009)

Приз за лучшую режиссуру

Божественное вмешательство и прикосновение греха: азиатские лауреаты Каннского кинофестиваля в XXI веке

На столичных улицах у режиссера Брильянте Мендосы смешивается высокое и низкое: католицизм (повсюду виднеются иконы и надписи «Иисус — это путь к правде жизни») и мир земных наслаждений (в основном, разврат и запрещенные вещества). Герои фильма тоже существуют в парадигме двойственности: наркозависимую секс-работницу все называют Мадонной (Мария Исабель Лопес), а 20-летний студент-криминалист Пепинг (Коко Мартин) окажется соучастником страшного преступления. Юноше предстоит путешествие, в котором он должен увидеть настоящую жестокость и познать подлинный страх. Реальность, всё время принимающая разные формы, покажет самую неприглядную, чудовищную сторону, и это станет для Пеппинга своеобразным обрядом инициации, необходимым для вступления во взрослую жизнь. Главное, чтобы волосы от страха не поседели и сердце от увиденного не остановилось.

Смотреть онлайн «Время дьявола» Лава Диаса — филиппинского адепта медленного кино

Таиланд: «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» (2010)

Золотая пальмовая ветвь за лучший фильм

Божественное вмешательство и прикосновение греха: азиатские лауреаты Каннского кинофестиваля в XXI веке

Наверное, самый известный фильм одного из главных представителей так называемого медленного кино Апичатпонга Вирасетакула. Потрясающе лаконичный сценарий, поразительный звук, тонкая естественность происходящего и паузы, в которых заключено всё очарование бытия. А ещё удивительный мир, где люди могут говорить с сомами и возвращаться домой после смерти. «Дядюшка Бунми» буквально вырастает из буддистской философии и зарослей тайских джунглей, но и европейская культура здесь присутствует: от Источника вечной молодости до «Фотоувеличения» Микеланджело Антониони. Кино Вирасетакула похоже на мистерию, которая нечеловеческим языком говорит о вечности, умирании, безостановочном ходе времени и «тех, кого мы слышали, когда ещё были молоды».

Читать Рецензия на фильм «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни»

Китай: «Прикосновение греха» (2013)

Приз за лучший сценарий

Божественное вмешательство и прикосновение греха: азиатские лауреаты Каннского кинофестиваля в XXI веке

Фильм Цзя Чжанкэ состоит из четырёх новелл, которые друг с другом почти не связаны: действие происходит в разных частях Китая, а герои совсем не похожи. Однако все они — будь то борец за справедливость в шахтерской деревне или любовница состоятельного мужчины — испытают на себе прикосновение греха, став убийцами. Цзя Чжанкэ с помощью такого параллелизма показывает, что если человеческая натура может быть очень разной, а одинаковых обстоятельств вообще не бывает, то природа греха неизменна. Реальность как будто доводит героев до такого состояния, а камера вторит ей, чтобы как только свершится убийство цинично бросить преступника и направиться к следующему грешнику, который попадется на глаза. Тех специально и искать не надо — достаточно просто поскрести случайного незнакомца, чье прошлое или будущее таит историю человеческого падения. И как бы красив этот мир ни был (а кино Чжанкэ восхитительно), дорогу, которую проложил человек, переползет змея — и душевного покоя уже вовеки не сыщешь.

Смотреть онлайн «Пепел — самый чистый белый» Чжанкэ

Тайвань: «Убийца» (2015)

Приз за лучшую режиссуру

Божественное вмешательство и прикосновение греха: азиатские лауреаты Каннского кинофестиваля в XXI веке

Последний на данный момент фильм живого классика тайваньского кино Хоу Сяосяня. В далекую провинцию Средневекового Китая после многолетнего обучения у монахини-отшельницы возвращается молодая девушка (Ци Шу), которой приказано убить губернатора. В этом кино люди очень мало говорят — больше просто смотрят друг другу в глаза или любуются окружающим миром, который эстетски выстраивает в кадре Сяосянь. Главное здесь — попытка вспомнить забытую интонацию и настроиться на ритмику древней культуры, которая не канула в лету, а стала незаметной частью современности. Параллельно с миссией убийца вспоминает некую покойную принцессу (Чжоу Юнь): как та пела ей чудесные песни, рассказывала завораживающие истории и вообще была невероятно красива. Так же и с древностью, память о которой хранится в подсознании не отдельного человека, а целого народа, отчего «возвращение к истокам» выглядит так удивительно и необычно.

Читать Мир криминала Южной Кореи

Япония: «Магазинные воришки» (2018)

Золотая пальмовая ветвь за лучший фильм
▶️ Смотреть онлайн

Божественное вмешательство и прикосновение греха: азиатские лауреаты Каннского кинофестиваля в XXI веке

Шестеро обаятельных японцев разного возраста нелегально живут в маленьком домике, воруют еду в супермаркетах, наслаждаются жизнью и заботятся о ближних. Их родство и предысторию непросто установить даже по разговорам, но факт остается фактом: это идеал настоящей семьи, при каких бы сложных обстоятельствах они ни оказались вместе. С одной стороны, Хирокадзу Корээда говорит о парадоксальности и сложности человеческого мира, о субъективности любого взгляда и смене оптик. С другой — размышляет о семье, которая создается как нечто искусственное, а в итоге становится единственно истинной. В ней есть искренность и абсолютное доверие, которые большой внешний мир может разрушить, даже не заметив. В конечном счете, каждый человек одинок, а семья — это попытка с этим справиться, найдя любовь среди враждебной реальности. Нужно только научиться показывать шрамы друг другу — тогда станет очевидно, что они ничем не отличаются.

«Посредники» в кинотеатрах с 24 августа.

Иван Пуляев

обсуждение >>

№ 7
Yanina Sokolova   26.08.2023 - 14:06
Зимняя спячка симпатично выглядит. Быстро пробежала глазами по статье. Турецкий фильм понравился больше всего. читать далее>>
№ 6
Виталий Пекарев   24.08.2023 - 00:04
Помню смотрел давно фильм "Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни". Очень атмосферное, но в тоже время мрачное зрелище читать далее>>
№ 5
Сокельников Иван   23.08.2023 - 00:08
Какие разные и интересные картины. С удовольствием посмотрел бы их все. Не каждый день выдаётся такая возможность изучить этнические фильмы читать далее>>
№ 4
Dima111   23.08.2023 - 00:05
Я тоже заметил, что фильмы как будто на выбор для всех сделаны. Очень интересно будет посмотреть некоторые. Все-таки другая культура и сюжеты существенно отличаются от наших. читать далее>>
№ 3
babydylnova   22.08.2023 - 23:47
Все фильмы как на подбор. Для каждого зрителя найдется свое кино. Мне понравились первые три проекты из списка. Я бы с удовольствием их посмотрела на досуге. читать далее>>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен