23 июля 2017-ого Филипу Сеймуру Хоффману исполнилось бы 50 лет. 2 февраля 2014-го его не стало. Популярный киноактер также оставил след и на театральных подмостках. Немногие знают, что Хоффман был еще и талантливым режиссером, хотя успел поставить больше спектаклей, чем снять фильмов.
Театр для Филипа Сеймура Хоффмана начался с
Артура Миллера и им же символично закончился. Двенадцатилетний Филип, еще не помышлявший об актерской карьере, увидел в постановке местного Рочестерского театра пьесу «Все мои сыновья». Сорокачетырехлетний Филип Сеймур Хоффман, лауреат большинства ключевых кинонаград за
роль Трумена Капоте, четыре месяца выходил на сцену в Бродвейском спектакле «Смерть коммивояжера» (и номинировался за нее на «Тони», в третий раз за карьеру). Обе пьесы, как известно, принадлежали перу Артура Миллера.
Сам Хоффман утверждал, что стал актером, потому что хотел поразить девушку, в которую влюбился. До встречи с ней он планировал сменить борьбу на бейсбол, как того требовала травма шеи. Возможно, мир потерял выдающегося бейсболиста, зато приобрел не менее выдающегося актера. И вот его карьера оборвалась.
Про роли Хоффмана в кино трудно сказать больше, чем он сказал своей игрой. Феерический эпизод в «
Роковой восьмерке»
Пола Томаса Андерсона и не менее феерический, сложный и многослойный дуэт с
Хоакином Фениксом в «
Мастере», спустя шестнадцать лет и еще три роли у Андерсона. Хоффман обладал диапазоном, в котором поместились герои
Тодда Солондза,
братьев Коэн,
Энтони Мингеллы,
Дэвида Мамета,
Спайка Ли,
Чарли Кауфмана,
Кэмерона Кроу,
Сидни Люмета и
Ричарда Кертиса. Даже не в самых удачных картинах он появлялся в кадре - и по давно молчавшим проводам проходил легкий разряд.
Гораздо меньше известно о его театральных ролях и постановках. У российского зрителя не было возможности их увидеть - и теперь, видимо, уже не будет (если, конечно, где-то не хранятся видеозаписи). Говорят, Хоффман считал выступление на сцене едва ли не более важной частью жизни, чем лицедейство перед объективом видеокамеры. В одном из интервью он рекомендовал хорошим актерам хотя бы раз в год играть в театре - для воодушевления. За плечами Филипа Сеймура Хоффмана не менее двух десятков театральных ролей (при том, что в кино их больше полусотни). О четырех его перевоплощениях на сцене и одной режиссерской работе в театре вы можете прочитать ниже.
«Настоящий Запад»
Современный американский драматург
Сэм Шепард работал над сценариями к лентам «
Париж, Техас»
Вима Вендерса и «
Забриски-Пойнт»
Микеланджело Антониони (тут он был одним из авторов наряду с
Тонино Гуэрро и самим Антониони), а также снимался в фильмах «
Падение “Черного ястреба”», «
Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» и «
Мад». Пьесу «Настоящий Запад» Шепард написал в 1980 году. В ней рассказывается история дух братьев: старший Ли - бродяжничающий вор, а младший Остин - подающий надежды сценарист в Голливуде. Их встреча в материнском доме становится началом череды конфликтов. В 2000 году «Настоящий Запад» поставил режиссер
Мэттью Уорчас. В кино он дебютировал криминальной драмой «
Симпатико» (1999), а на сцене работал с пьесами
Уильяма Шеспира,
Ясмины Резы и Дэвида Мамета. В его постановке «Настоящего Запада» роли братьев исполнили Филип Сеймур Хоффман и
Джон С. Рейли, которые попеременно играли то Ли, то Остина.
«Чайка»
Майк Николс - многократный обладатель статуэтки «Тони», а также лауреат премии «Оскар» за режиссуру в ленте «
Выпускник» с
Дастином Хоффманом (за дебютную картину «
Кто боится Вирджинии Вульф?» он был лишь номинирован в аналогичной категории). В 2001 году он поставил пьесу
Антона Чехова с актерским ансамблем, которому позавидовал бы и недавний «
Август» (экранизация пьесы
Трейси Леттса «
Август: Графство Осейдж»). Роль Треплева сыграл Филип Сеймур Хоффман, его мать Ирину Николаевну Аркадину -
Мерил Стрип, Сорина -
Кристофер Уокен, Шамраева -
Джон Гудман, Нину -
Натали Портман. Спектакль показывали в Центральном парке в рамках Нью-Йоркского Шекспировского фестиваля.
«Оттело»
Знаменитую историю про Отелло, Дездемону и Яго в 2009 году поставил яркий режиссер Питер Селларс (значительная фигура в современном оперном театре). В свежем прочтении герои Шекспира ходили в новенькой военной форме и пили пиво, а Филип Сеймур Хоффман смог, наконец, поработать с так интересовавшим его образом Яго. Отелло сыграл
Джон Ортиз, а Дездемону, видимо,
Джессика Чэстейн.
«Длинная красная дорога»
Шестая и последняя режиссерская работа Филипа Сеймура Хоффмана в театре - постановка одноименной пьесы драматурга
Бретта С. Леонарда. Алкоголик Сэмми уезжает в резервацию в Северной Дакоте, где пытается либо побороть внутренних демонов, либо допиться до смерти. Тут-то в его уединенную жизнь врываются подросшая дочь и старший брат Боб, с которым они давно не общались (после аварии, в которую попал Сэмми). В спектакле Хоффмана, вышедшем в 2010 году, главную роль исполнил
Том Харди. Год назад шла речь о киноверсии пьесы, где Харди должен был вновь сыграть Сэмми, а на место Боба прочили
Майкла Шэннона.
«Смерть коммивояжера»
Еще один спектакль Майкла Николса и последняя театральная работа Филипа Сеймура Хоффмана. Впервые одноименную пьесу Артура Миллера про коммивояжере Вилли Ломана, его никчемную жизнь и сложные отношения с сыном показали на Бродвее в 1949 году. Николс взялся за нее в 2012 году и Хоффмана пригласил играть Вилли Ломана, а в роли его сына Биффа дебютировал на Бродвее
Эндрю Гарфилд. «Смерть коммивояжера» удостоили двух премий «Тони» - за спектакль и режиссуру, а Хоффман и Гарфилд получили по номинации. Для Николса статуэтка «Лучшему режиссеру» стала шестой в коллекции.
обсуждение >>