Российский Академический Молодежный Театр «Самоубийца»

Кино-Театр.РУ

Рецензии на спектакли

Российский Академический Молодежный Театр «Самоубийца»

Вот уже больше двух лет на сцене РАМТа идет спектакль «Самоубийца», поставленный Вениамином Смеховым по одноимённой пьесе Николая Эрдмана. По трагикомичной пьесе о предрепрессионном периоде в истории Советского Союза. Хотя, казалось бы, сюжет не об этом.

Однажды тунеядец-иждевенец Семен Семенович Подсекальников (Алексей Розин) просыпается среди ночи, доводит жену (Диана Морозова) и тещу (Наталья Рязанцева) до белого каления и решает застрелиться. Мол, все его попрекают, жизнь никчемна и смысла в ней нет. И понеслось. Потянулось к несчастному целое паломничество: то интеллигент Аристарх Доминикович (Евгений Редько) придет и начнет уговаривать стреляться во имя белой рабыни в гареме пролетариата, то женщины прекрасные начнут умолять застрелиться из-за них, ведь это так поднимет цену в глазах любовника! А потом и вовсе соберутся все – торговцы, писатели, священники, марксисты-ленинисты, да шумно, по-цыгански, станут провожать в последний путь против воли «умирающего». А стреляться-то не хочется. Вот и выкручивается Подсекальников из создавшегося положения, как может. И пытается всем на свете доказать, что даже самый ничтожный бездельник право голоса имеет.

Сама по себе, эрдмановская пьеса – блестящая трагикомедия, полная весьма и весьма забавных диалогов и сцен, но отчего-то большинство РАМТовских зрителей не досиживают и первого акта. Может, дело в том, что трагикомедия как-то внезапно превращается в вульгарный фарс? У актеров нет ни одной живой эмоции, все жесты, интонации – натянуты и неестественны. Создается впечатление самодеятельности. Странный режиссерский ход – периодические пробежки клоуноподобных Тика (Дарья Семенова), Така (Анна Ковалева) и Кости (Тарас Епифанцев) – вообще не несет смысловой нагрузки, а наблюдать такие кривляния каждые десять минут спектакля просто неприятно. Подсекальников-Розин невыразителен, он не вызывает у зрителя никаких чувств, кроме скуки. Своеобразная «лакмусовая бумажка» для актеров, играющих Семена – двадцатиминутный монолог «в голову или в сердце?» - явно не выявила в нем и особого драматизма. Мария Лукьяновна из покорной скромной усталой женщины превращается в устрашающую громогласную бабищу. О каких-то других персонажах и вовсе нечего сказать – все они слились в один танцующий, гогочущий табор стервятников, мечущийся по сцене в поисках идеологической наживы. Странно, ведь в спектакле нет ни одной эротической сцены, ни одного дурного слова, а впечатление жуткой пошлости не оставляет долгое время после просмотра.

Говорят, что Смехов в свое время присутствовал при чтении пьесы самим Николаем Эрдманом, а в своей постановке старался сохранить интонации автора. Так это или нет, рядовой зритель не узнает никогда, но вот несколько лет назад, в маленьком городе Волжском Волгоградской области, мне совершенно случайно удалось посмотреть постановку «Самоубийцы» местным молодёжным театром. Так вот, оказалось, что в городке, где первый профессиональный театр-то образовали пару месяцев назад, Эрдман зазвучал куда полновеснее и ярче, нежели в столичном профессиональном РАМТе. Волжский режиссер Иван Алифанов неожиданно превзошёл Вениамина Смехова, народного артиста России, лауреата Государственной премии, премии Москвы и международной премии Станиславского. Наверное, потому, что прочувствовал, что такое на самом деле трагикомедия. Это когда смех сквозь слезы. Это когда весь спектакль зал животы надрывал, а в финале вдруг, непонятно отчего, заплакал, сам того не ожидая. Это когда после спектакля остается что-то, осадок, или послевкусие – называйте, как хотите. Что-то, только не пустота.


Обсуждение

анонс