«Фандо и Лис» на сцене театра-студии «Человек»

Кино-Театр.РУ

Рецензии на спектакли

«Фандо и Лис» на сцене театра-студии «Человек»

Пьеса Фернандо Аррабаля «Фандо и Лис» стала явлением неожиданным даже в литературе абсурда. Любовь как жестокость, доведённая до крайней точки отчаяния, мёртвый человек как идеал любимого человека. История мужчины и женщины, идущих бесконечной дорогой в мистический город Тар (архетип вечного города, где каждого ждёт бескомпромиссное счастье).

Лис – парализована и не может ходить. По пьесе Фандо везёт её в коляске или тащит на себе, но на сцене он просто волочит её по замкнутому кругу. Весь их путь – круг, они проходят мимо одного и того же места, идут нескончаемо долго, и они никогда уже не придут в свой Тар. Начинается спектакль с вопля Лис (Милена Цховреба) «Я умру, умру, и никто не вспомнит обо мне!». В ответ Фандо (Андрей Савостьянов) обещает каждый день приходить на её похороны с цветком и собакой. Спектакль театра Человек практически ни в чём не отступает от текста, но актёры периодически завязают в нём, повторяя до остервенения одну и ту же фразу. Кажется, что глубина и многослойность доведённой до абсурда идеи Аррабаля сводится к одной большой истерике. И если Милена Цховреба на сцене весьма органична, даже больше – поражает тембром голоса и пластикой, то Савостьянов, как ни странно, зажат и не балует зрителя разнообразием интонаций и чувств. У Аррабаля Фандо – акробат, творящий гимнастические номера, чтобы поразвлечь возлюбленную, а на сцене актёр просто кривляется, приняв стойку на одной ноге. Возможно, всё дело в том, что изначально эта роль предназначалась актёру Студии Театрального Искусства Сергею Качанову, а Савостьянов довольствовался лишь ролью Тосо.

Если пьеса призвана довести смотрящего до катарсиса как минимум, то спектакль, похоже, изводит только артистов. Полтора часа на сцене – стенания и вопли, слёзы и громкие удары наотмашь. Не прочитав первоисточника, лучше не смотреть вовсе – многие важные детали останутся недопонятыми. Мы видим только покорную, вечно плачущую больную девушку и слабого, но тираничного мужчину. Актёры всё больше акцентируются на физике, чем на метафизике: характеры рисуются поверхностно, с помощью внешнего, но не внутреннего. Фандо не в силах смириться с тем, что его любимая – не идеал, и пытается выковать этот идеал собственноручно, забивая до смерти. Мёртвая Лис и есть то, к чему он стремился.
Помимо Мужчины и Женщине в пьесе присутствуют ещё и Трое мужчин под зонтом: Намур (Юрий Болтыханов), Митаро (Сергей Антонов) и Тосо (Алексей Шахбанов). В какой-то степени они – проводники. Эти трое тоже держат путь в неизвестный Тар, и тоже приходят вникуда. Они постоянно спорят, но вместе с тем являются носителями зерна истины и рассудочного довода. Обозначенные литературными критиками как «параллель с тремя всадниками Апокалипсиса», в спектакле они неожиданно предстают в комическом ключе – сбивчивая речь, одежда в лохмотьях, огромные ботинки, одышка, трясущиеся руки. Тем не менее, именно эта троица – главная удача спектакля. В финале в их голосах прозвучит опустошённость, но в этой опустошённости – предыстория Фандо и Лис. Всё это путешествие – уже послесмертие. Когда-то давно, в «той» жизни, он был повинен в её гибели. И она тоже была причиной чьей-то смерти. И это – замкнутый круг. Тогда этих голосах впервые звучит согласие, а согласие – это первый шаг в иную плоскость из замкнутого круга.

Финал: Фандо приходит к могиле Лис с цветком и собакой. Кстати, собачка вполне живая – бульдог Мика, с огромными чёрными глазами, поразительно делающий «оценку взглядом». Бесспорно, лучший артист спектакля. Трое мужчин под зонтом согласно говорят: «Сначала нужно его провести. Потом мы отправимся в четвером. Да, все вместе». Бесконечная дорога в Тар продолжается… А от спектакля остаётся странное ощущение, словно тебя поколотили «ни за что».


фотографии

Обсуждение

анонс