«Подвиг разведчика». Спектакль Государственного Московского Камерного театра

Кино-Театр.РУ

История театра

«Подвиг разведчика». Спектакль Государственного Московского Камерного театра

Государственный Московский Камерный театр, гастролирующий в Ростове, показал пьесу «Подвиг разведчика» лауреатов Сталинской премии Исаева, Блеймана и Маклярского. Постановщику, заслуженному артисту РСФСР Л. Лукьянову, и коллективу актеров удалось создать идейно направленный и увлекательные спектакль о беспримерном подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны, об ах преданности Родине, народу и большевистской партии.

Увидеть такую постановку на сцене Камерного театра было особенно отрадно, потому что в недалеком прошлом в творчестве итого театра имелись срывы, приведшие его к серьезным ошибкам.

В центре спектакля — образ советского разведчика Алексея Федотова, способного проявить и величайшую выдержку, и дерзновенную смелость. Пламенная любовь к социалистическому Отечеству, неразрывная связь с народом являются идейной основой его мужественного подвига. С захватывающим интересом зритель следит за развитием сложной фабулы спектакля, остро переживает опасные положения, в которые попадает советский разведчик, искренне радуется его удаче. Майору Федотову дано сложное и трудное задание: пробраться в глубокий тыл врага, определить точное местонахождение ставки Гитлера, приблизиться к ней и добыть у генерал-инспектора Кюна секретные документы. В стане врага советский разведчик действует исключительно смело, находчиво. Федотов успешно справляется с порученным дедом. Не обнаружив у Кюна нужных документов, Алексей дерзко захватывает самого немецкого генерала и доставляет его в Москву. Одна картина спектакля сменяется другой, увлекая зрителя романтикой борьбы советского человека в глубоком неприятельском тылу.

Роль Алексея сложная, Федотов живет как бы двойной жизнью. Добравшись до логова врага, советский разведчик выдает себя вначале за немецкого коммерсанта, а затем за офицера. При таком сплетении обстоятельств актеру легко было сбиться в трактовке облика своего героя, потерять чувство меры. Заслуженный артист РСФСР Н. Чаплыгин нашел средство избежать этой сшибки, уйти от фальши. Едва уловимыми жестами, интонациями, взглядом Чаплыгин дает почувствовать, что перед нами советский человек, что роль, которую приходится разыгрывать Алексею,— ненавистна ему. Но это оружие, с помощью его он борется за приближение победы.

Исключительна по силе драматизма картина, когда Федотов, будучи загримированным под немецкого офицера, подвергает проверке мужественного подпольщика агронома Григория Лещука (артист С. Бобров). С каким душевным жаром бросился он к Лещуку, узнав в нем патриота, до конца преданного советской Родине. Оба артиста исполняют эту картину с большим мастерством. Она сохраняется в памяти, как один из наиболее ярких эпизодов постановки. В спектакле показана работа подпольной организации, созданной в тылу врага. Роли подпольщиков немногословны, и почти эпизодичны, но каждый из этих людей по-своему индивидуален. В строгих, сдержанных тонах вел роль Гурова, энергичного в бдительного партийного работника С. Бубнов. Лишь один раз артист появляется на сцене, в эпизоде совещания подпольной организации, а зритель уже верит, что Гуров является душой, организатором смелых патриотов, участвующих в общей борьбе советского народа. Правдиво дан образ советской девушки Олеси Лещук артисткой М. Фониной. Олеся тяжело переживает смерть брата Григория, убитого предателем Бережным. Но в борьбе с врагом она проявляет мужество. Олеся бесстрашна, когда дело касается чести ее Родины, она готова идти на любой подвиг, даже на смерть во имя победы.

Убедительно показан в спектакле образ группенфюрера СС Руммельсбурга, роль которого исполняет заслуженный артист республики Г. Петровский.

Генерал-инспектора фон Кюна играет заслуженный артист РСФОР С. Ценин. Кюн настроен оппозиционно по отношению к Гитлеру в его окружению. Но его возмущает не существующие строй, а авантюристический способ ведения войны. В трактовке Ценина Кюн такой же заклятый враг советского государства, как и Руммельсбург. Значительную роль в событиях, развивающихся в спектакле, играет профессиональный шпион Ганс Штюбинг (артист Д. Сумаров). Бежав из советскою плена, Штюбинг возвращается в город, где расположена ставка немецкого командования, и, встретив там Федотова, узнает его. Немец уже торжествует победу, но находчивость Алексея изменяет дальнейший ход событий. Он напоминает Штюбингу о признаниях, которые сделал немец на допросе в Москве. Боясь жестокой мести своего шефа — Руммельсбурга, Штюбинг вынужден молчать. Артист Сумаров, создавший яркий образ немецкого шпиона в первом действии, слабее ведет роль в последующие картинах. После встречи с Федотовым Штюбинг почему-то становится не в меру робким, покорным, тогда как он должен быть показан актером бессильным, но по-прежнему коварным и еще более озлобленный противником.

Нe совсем удачна в пьесе роль Вилли Поммера. Авторы изобразили его слишком ограниченным, болтливым. Вряд ли такой предусмотрительный эсэсовец, как Руммельсбург, мог держать у себя подобного адъютанта. При всем старании артист А. Мягких не мог выправить неудачную трактовку этого персонажа пьесы.

Несмотря на отдельные недостатки, спектакль «Подвиг разведчика» представляет большой интерес.


фотографии

Обсуждение

анонс