Пётр Васильев

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Пётр Васильев биография

Васильев Пётр Павлович

1908 - 22.05.1992

Фильмография: 2 работы в 2 проектах

биография

1908 - 22 мая 1992

Театральный режиссер.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1950).

Сценическую деятельность начал в 1927 году в Государственной профсоюзной клубной мастерской в Москве. В 1932 г. окончил Центральный техникум театрального искусства (впоследствии ГИТИС, ныне РАТИ). В том же году был приглашён во вновь организованный Уральский театр Красной Армии в Свердловске, был руководителем этого театра; руководил театрами в Куйбышеве (Самара, 1938-1943), Саратове (1943-1948). С 1948 по 1953 годы - художественный руководитель Волковского театра в Ярославле. Затем работал в московских театрах – Сатиры (худрук, 1953-1956), имени Ермоловой, имени Гоголя (1958-1961 – главный режиссёр), Малом театре (режиссер, с 1 октября 1971 года по 1973 год).
С 1933 года занимался педагогической деятельностью.

Брат - Александр Павлович Васильев (1911–1990) – театральный художник и живописец, народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств.

театральные работы

Саратовский ТЮЗ:
Доходное место (постановка 1944 года)
Недоросль (постановка 1945 года)
Беспокойная старость (постановка 1947 года)
Ревизор (постановка 1948 года)
Ярославль:
«Горе от ума» А. Грибоедова
«Лес» А. Островского
«Вишнёвый сад» А. Чехова
«Последние» М. Горького
«Егор Булычов и другие» М. Горького
«Заговор обречённых» Н. Вирты
«Сомов и другие» М. Горького
«Машенька» А. Афиногенова
«Настя Колосова» В. Овечкина

призы и награды

Сталинская премия (1950).

театр

публикации

  • Пётр Васильев и другие
  • Счастлив театр, хранящий свои славные традиции. Память о прошлом движет будущее. И напротив, обделён, нищ и несчастлив коллектив, не помнящий своего былого родства, своей истории. В кабинете главного режиссёра Волковского театра, народного артиста СССР Фирса Шишигина рядом с неизменным Станиславским обращали на себя внимание другие портреты. Они впечатывались в память всех, кто приходил к Шишигину. Молодых актеров и гостей театра Шишигин обязательно знакомил: Иван Ростовцев, Пётр Васильев, Тихон Кондрашёв.

    Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Петра Павловича Васильева. Он стал художественным руководителем Волковского театра в конце 40-х годов. До этого руководил театрами на Урале, в Куйбышеве (Самара), Саратове. После Ярославля работал в московских театрах – сатиры, имени Ермоловой, имени Гоголя.

    Его отец Павел Петрович Васильев (1875 – 1935) был морским офицером Императорского флота, служил в Кронштадте. Потом семья переехала в Самару – отец был назначен инспектором Волжского судоходства в высоком чине статского советника. В Самаре его помнят и как превосходного тенора-любителя.

    В 1921 году семья Васильевых перебралась в Москву. Подрастали сыновья Пётр и Александр, дочь Ирина, все они избрали делом жизни творчество. Выбор не случаен – семья Васильевых была тесно связана с искусством. Одна сестра Павла Петровича служила в оперном театре пианисткой, вторая была женой художника Михаила Нестерова. А в доме Нестеровых часто бывали актёры Московского Художественного театра. Стоит ли удивляться, что Пётр Павлович Васильев (1908 – 1994) стал выдающимся режиссёром, заслуженным деятелем искусств РСФСР, а его брат Александр Павлович (1911 – 1990) – знаменитым театральным художником и живописцем, народным художником России, членом-корреспондентом Академии художеств. Он оформлял спектакли в Большом, Малом и Художественном театрах, был главным художником Московского театра имени Моссовета, много выставлялся в России и за рубежом. Пётр Павлович не раз приглашал брата в качестве художника-постановщика и в Волковский театр.

    В истории Волковского время с 1948 по 1953 год – время Петра Васильева. За его энергичными поисками – честность художника, бескомпромиссность, горячий ум, инициатива. Но 40-летнему режиссёру приходилось работать в условиях жёстких идеологических тисков и регламентов.

    Васильев пришёл в театр, являвший собой созвездие выдающихся мастеров сцены: Григорий Белов, Александра Чудинова, Сергей Ромоданов, Валерий Нельский, Григорий Свободин, Валериан Соколов, Сергей Комиссаров, Клара Незванова, Ольга Иванова, Иосиф Бросевич. Режиссёр получил в своё распоряжение сформированный коллектив, с которым можно было решать любые творческие задачи.

    Васильев был сторонником традиций русского реалистического театра, русской школы театральной игры, основа которой – классическая драматургия. Он ставит Грибоедова («Горе от ума»), Островского («Лес»), Чехова («Вишнёвый сад»), Горького («Последние», «Егор Булычов и другие»). Ярче становятся актёрские работы, определяется сценический почерк театра.

    В 1949 году, в самый разгар «холодной войны», Васильев ставит «Заговор обречённых» Н. Вирты. В спектакле были заняты выдающиеся актёры, он был показан в числе других волков­ских постановок на гастролях в Москве, в преддверии 200-летнего юбилея театра. В 1950 году спектакль был удостоен Сталинской премии.

    А в 1953-м Васильев впервые в сценической истории ставит горьковскую пьесу «Сомов и другие». Эта пьеса была написана по горячим следам известного «шахтинского» дела и процесса промпартии. Сам Горький не дал своему детищу хода, усомнившись в истинности процессов о «вредителях». Пьесу разыскали в архивах. Премьера спектакля – март 1953 года – совпала со смертью Сталина. На страницах «Правды» тогда появилась рецензия зоркого и проницательного критика Павла Александровича Маркова. По его оценке, Васильев ставит пьесу в «приглушённых тонах», «забывая о сдержанной и сосредоточенной страстности». Парадоксальность спектакля в том, что «вредители» в трактовке театра – люди талантливые, а положительные герои – бледны и неинтересны.

    Васильев любил быть первооткрывателем. Он ставил «Машеньку» А. Афиногенова с замечательным Сергеем Комисаровым в роли профессора Окоёмова. Он проявил интерес к писателю и драматургу Валентину Овечкину и его пьесе «Настя Колосова» – постановка была осуществлена совместно с автором. Овечкин в решении проблем, связанных с селом, был публицистом-первопроходцем, обнажал нелицеприятные стороны жизни, был неудобоваримой фигурой для начальства, и его пьеса не стала шаблонной советско-колхозной пасторалью, а поднимала острые проблемы, связанные со стилем руководства, с менталитетом зарвавшегося советского чиновничества, с искусственно созданными «героями» труда.

    Спектакли Васильева несли в себе тепло человечности, невзирая на суровость эпохи. Пётр Павлович памятен волковцам бережным отношением к духу «Дома Волкова», которое он сохранял все годы служения Волковскому театру.

    Память о братьях Васильевых – Петре и Александре – живёт и сегодня. На их родине в Самаре открылся музей семьи Васильевых. Сын Александра Павловича – Александр Александрович Васильев стал театральным декоратором мирового уровня. В Самаре уже несколько лет проходит международный конкурс театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева».

    Маргарита ВАНЯШОВА

    29.01.2008

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение