Федор Каверин

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Федор Каверин фотографии

Каверин Федор Николаевич

13.02.1897 - 20.10.1957

биография

1 (13) февраля 1897, Москва — 20 октября 1957, Москва

Театральный режиссёр, педагог (профессор, 1949).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (5.06.1948).

После окончания гимназии поступил на филологический факультет Московского университета (1914). Ещё в годы учёбы в гимназии, а затем и в университете играл в любительских и учебных спектаклях, занимался в Поленовском народном доме, принимал участие в формировании репертуара этого театра, писал одноактные пьесы. На третьем курсе мобилизован в армию, окончил военное училище в чине прапорщика. Благодаря участию в самодеятельности стал начальником фронтового театра в Новограде-Волынском.

В 1918 году поступил в студию при Малом театре, учился у Веры Пашенной и Н. А. Смирновой. По окончании школы был принят режиссёром в Малый театр. Его первыми самостоятельными постановками стали спектакли «Комик XVII столетия» по произведениям А. Н. Островского и комедия Карло Гольдони «Бабьи сплетни». Увлечённый искусством Евгения Вахтангова, Фёдор Каверин с самого начала своей режиссёрской деятельности обратился к поискам новых средств выразительности, его постановки отличала богатая фантазия и изобретательность. В 1925 году возглавил экспериментальную студию Малого театра, созданную из выпускников школы и в 1932 году преобразованную в Новый театр.
В 1936 году возглавил созданный на основе Нового театра Московский драматический театр, известный как Московский драматический театр под руководством Ф. Н. Каверина. В 1941 году коллектив был объединён с Московским театром Ленсовета, и новый театр возглавил Н. М. Горчаков.
Поставил ряд спектаклей в ГОСЕТе.

Начиная с 1925 года Фёдор Каверин занимался педагогической деятельностью преподавая в студии Малого театра, ГИТИСе, в Московской консерватории.

Самобытный талант Каверина не укладывался в жесткие рамки соцреализма. Лирик и романтик, он открыто и бесстрашно продолжал отстаивать содержательность формы, боролся против общей нивелировки под МХАТ, за театр-игру, театр-праздник. Такой театр нашел в Московском мюзик-холле, где в 1932 году поставил «Как 14-я дивизия в рай шла» (автор Д. Бедный, муз. Л. Пульвера, худ. М. Сапегин) в формах народного балагана, лубка. С помощью системы тросов летали по воздуху архангелы-городовые, теаджаз Л. Утесова превращался в «адский оркестр» (органично вводились и другие эстрадные и цирковые номера), в финале дивизия походным строем двигалась по усыпанному звездами «небосводу».
В 1934 г. совместно с Р. Корфом поставил в Московском, в 1935 - в Ленинградском мюзик-холлах «Под куполом цирка» И. Ильфа, Е. Петрова и B. Катаева (музыка Л. Пульвера, худ. Б. Эрдман). Режиссер сумел создать ансамбль из актеров, представлявших разные школы и направления: В. Пашенной, М. Климова, Ю. Глизер, Б. Тенина, М. Мироновой, C. Мартинсона, В. Лепко и др.

Постановки Каверина стали лучшими спектаклями мюзик-холла, примером органичного синтеза театра — эстрады — цирка. В них сочетались «мысль и образ» — такое требование он предъявлял к режиссерам эстрады, став художественным руководителем Мосэстрады (1946-1952). Ставил хореографические номера А. Редель и М. Хрусталеву, В. Друцкой, работал с ансамблем С. Каштеляна, с Н. Павловским, с Утесовым, и его оркестром («Два корабля», 1938), с А. Райкиным («Своими словами», 1945, совместно с В. Зускиным), с Л. Мировым и Е. Дарским и другими. Сделал режиссерскую разработку пушкинской «Гавриилиады», подготовил проект создания «Концертного (эстрадного) театра», работал над книгой: «Режиссура на эстраде» (рукопись в ГЦТМ им. Ю. Бахрушина, 1950).

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

театральные работы

Малый театр
1922 — «Комик XVII столетия» по произведениям А. Н. Островского
1923 — «Бабьи сплетни» Карло Гольдони

Студия Малого театра — Новый театр - МДТ п/р Каверина
1926 — «Похождения Бальзаминова» по трилогии А. Н. Островского («Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «Женитьба Бальзаминова»)
1926 — «Кинороман» Г. Кайзера
1927 - «Вредный элемент» В. Шкваркина
1930 — «Конец — делу венец» У. Шекспира
1930 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского
1934 — «Уриель Акоста» К. Гуцкова
1936 — «Трус» А. Крона
1945 - «Обыкновенный человек» Л.Леонова (совм. с В. А. Любимовым)

ГОСЕТ
1929 — «Суд идет» Добрушина
1946 — «Восстание в гетто» П. Маркиша

театр

фотографии

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение