Борис Бертельс

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Борис Бертельс фотографии

Бертельс Борис Александрович

26.11.1889 - 01.09.1954

биография

Родился 13 (26) ноября 1889 года в Санкт-Петербурге. Его отец Александр Андреевич был главным врачом Охтинского порохового завода, совмещая с должностью земского врача. Мама Елена Александровна окончила Смольный институт, знала несколько иностранных языков. В семье было шестеро детей.
В 1907 году Борис Александрович окончил с отличием Петербургский кадетский корпус. Карьера военного не привлекала юношу: с детских лет он мечтал о театре, участвовал в любительских спектаклях кадетского корпуса, увлекался рисованием, пением, прекрасно танцевал.
Он поступает в одну из лучших театральных школ того времени при театре Литературно-художественного общества. В 1910 году получил аттестат под номером один с отличной характеристикой, и Б.Бертельса пригласили на работу в Малый театр
В годы первой мировой войны Бертельс служил главным режиссером театра «На Литейном», а летом 1917 года он выехал на фронт во главе артистического отряда, где было показано около тридцати спектаклей.
С 1918 года Бертельс возглавляет ряд театров Петербурга: Северо-западной железной дороги, Первый передвижной Петровоенкома, Сатиры, Государственный театр в Смольном.
В 1922-1925 г. возглавлял драматические театры в Петрозаводске и Смоленске.
С 1926 г. работал в драмтеатре Ярославля, также работал в театрах Харькова и Витебска.
с 1928 года он возглавляет Крымгосдрамтеатр Симферополя.
В 1935 году Борис Александрович становится главным режиссером театра им.А.В.Луначарского в Севастополе.

Заслуженный артист Крымской АССР (1940).

7 ноября 1941 года Борис Александрович министерством культуры был направлен в Сухуми, где возглавляет театр Дома Красной Армии.
В 1947 году возвращается в Севастополь и продолжает свою трудовую деятельность в театре им. А.В. Луначарского.
В начале 50-ых он тяжело заболел и 1 сентября 1954 года скончался.

театр

фотографии

публикации

  • "Театр легендарного города" (главы из книги)
  • ...1 марта 1928 года решением Совнаркома была проведена централизация всех зрелищных предприятий Крыма и создано Крымское управление зрелищных предприятий - Крым-УЗП. В каждом городе Крыма были назначены уполномоченные КрымУЗП, а в каждом зрелищном предприятии-директор. КрымУЗП начинало работать в трудных условиях: финансовые средства выделены не были, зато вместе со зрелищными предприятиями к нему перешли и их задолженности. В связи с этим труппы было решено сформировать по новому принципу: три состава для обслуживания шести городов Крыма. Из них организованы были только две: для Симферополя-Севастополя (главный режиссер Б. Бертельс) и для Ялты-Керчи (главный режиссер И. Ростовцев). Главный режиссер Крымгосдрамтеатра Борис Александрович Бертельс был приглашен из Ярославского театра имени Ф. Волкова. С этого времени он связал свою творческую судьбу с Крымом, а с 1935 года и до конца жизни - с Севастополем.

    Состав труппы Крымгосдрамтеатра был сильным. Многие актеры впоследствии были приняты в крупные столичные театры, стали прославленными мастерами: М. Царев, Т. Ванюков, Н. Соснин, В. Матов, Ж. Лецкий. В течение двух сезонов коллектив работал зимой в Симферополе, весной и летом в Севастополе.

    ...Критика тех лет признала наибольшей удачей театра постановку "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова. "...Театр дал почувствовать силу трагических событий, происходящих и в партизанском стане, и в бронепоезде, и даже в небольшом, но выразительном эпизоде в комнате Пеклеванова. В этом заслуга участников спектакля и постановщика Б. Бертельса",- писал рецензент.

    ...В 1935 году главным режиссером театра стал Борис Александрович Бертельс, вместе с директором Романенко возглавив севастопольский коллектив на долгие годы. Личность Бориса Александровича Бертельса - талантливого режиссера, умного руководителя и чуткого педагога - оказала решающее влияние на формирование театрального коллектива, определив на два десятилетия творческое лицо Севастопольского театра.

    Творческий путь Бертельса типичен для прогрессивной русской интеллигенции, органично, естественно воспринявшей революцию. Сын врача, служившего на казенном Охтинском заводе, Бертельс после окончания Петербургского кадетского корпуса получил театральное образование в школе А. Суворина при Театре Литературно-художественного общества (обычно именовавшемся Малым или Суворинским), где общался с замечательными мастерами русского театра. Директором школы был актер В. Далматов, сценическое искусство преподавал режиссер театра Н. Арбатов. Педагогами были П. Гнедич, Н. Глазунов, А. Долинов, А. Усачев, В. Сладкопевцев, известный балетмейстер А. Ширяев. Как почетные члены художественного совета в школе бывали М. Савина и В. Давыдов. Бертельс учился на одном курсе с М. Чеховым, Е. Боронихиным, В. Софроновым. Курсом младше учился Г. Ярон, будущий известный артист и режиссер оперетты, который через много лет в своей книге "О любимом жанре" с теплотой вспомнит о Б. Бертельсе.

    Получив в 1910 году аттестат под номером 1 об окончании трехлетнего курса театральной школы, Бертельс работал четыре зимних сезона в Театре Литературно-художественного общества, выступая в драмах, водевилях, ставя танцы в спектаклях.

    В период летних отпусков Бертельс организовывал театральные коллективы для работы в разных городах, являясь руководителем, режиссером и актером товариществ. Несмотря на свою молодость, он был авторитетным руководителем, умевшим создать атмосферу доброжелательности и взаимоуважения. В одном из товариществ в работе с Б. Бертельсом впервые встретился П. Полевой, ставший позднее режиссером 1-го Советского театра имени А. В. Луначарского. В 1914 году Бертельс организовал Молодой театр в Лесном под Петербургом, в годы первой мировой войны служил главным режиссером Литейного театра, потом в Троицком театре Петербурга.

    После февральской революции, летом 1917 года, возглавив летучий артистический отряд - "3-й ЛАО", созданный из артистической команды 171-го пехотного полка, Б. Бертельс выехал на фронт. Петроградская газета "Биржевые ведомости" сообщала, что за две недели пребывания в армейском корпусе в районе Крейцбурга, Штокмансгофа и Якобштадта артистический отряд показал 22 спектакля. По возвращении с фронта общим собранием солдат 171-го пехотного полка Бертельс был избран делегатом в Смольный - в театральный совет. Все эти годы он - в центре петроградской театральной жизни. Его захватили революционные события, возможность коренного государственного переустройства. Вдохновенно, с огромной энергией включился он в создание нового театра для трудового зрителя. С 1918 года Бертельс - главный режиссер Театра Северо-Западной железной дороги, затем 1-й Передвижной труппы Петровоенкома 16, театра "Сатира", театра "Гознак", Государственного театра в Смольном. С 1921 года Бертельс возглавлял театры в разных городах: Петрозаводске, Витебске, Харькове, Ярославле, Симферополе. С 1928 года Б. Бертельс работал в Крыму. К тому времени, когда он возглавил Севастопольский театр, им был накоплен огромный опыт и выработана простая, но четкая творческая платформа: "современный реалистический театр - широким трудящимся массам".

    Б. Бертельс и Е. Романенко собрали талантливых артистов, режиссеров, художников. Обстановка дружбы, взаимопонимания и любви к своему труду способствовала созданию ярких, эмоциональных, глубоких спектаклей, привносила атмосферу праздничности. С Бертельсом увлеченно работали очередные режиссеры: С. Ярцев, обладавший педагогическим тактом; Н. Лещинская - прекрасная актриса и умный, глубокий режиссер; А. Ефимов, С. Архангельский, Н. Барышев - интересные, своеобразные художники.

    Популярность театра возросла. Коллектив работал только на стационаре, выездные спектакли не планировались. В некоторые годы, в активный период, театр работал без выходных дней, а потом уходил в отпуск на два месяца.

    Первые два сезона были для Бертельса как бы пробой сил на новом этапе. Со свойственной ему энергией он взялся за укрепление и сплочение коллектива. Бертельс считал, что молодежь - это будущее театра. Не случайно свой творческий путь он начал с создания Молодого театра в Петербурге. В Севастополе Бертельс сразу организовал учебную студию для молодых актеров, где велись занятия по сценическому движению, этикету разных эпох, гриму, сценической речи. Практические занятия проходили на репетициях классического репертуара. А классика во все годы художественного руководства Бертельса театром занимала значительное место в афише. В предвоенные годы ставились "Горе от ума" А. Грибоедова, "Царь Федор Иоаннович" А. Толстого, "Анна Каренина" по Л. Толстому, "Отелло" и "Гамлет" В. Шекспира, "Бесприданница" А. Островского, "Обрыв" по И. Гончарову, "Дворянское гнездо" по И. Тургеневу, "Уриэль Акоста" К. Гуцкова, "Кровавая шутка" Шолом-Алейхема, "Хозяйка гостиницы" К. Гольдони и многие другие.

    В работе над классикой раскрылись новые актерские дарования, в неожиданных амплуа выступили заслуженные мастера сцены: Н. Лещинская, П. Терский, М. Горский, С. Ярцев, В. Владимиров. Б. Бертельс, благодаря отличному знанию творческих возможностей актеров, всегда очень точно распределял роли, что, безусловно, влияло на конечный результат постановки.

    ... Постановки Бертельса были значительным событием в культурной жизни города, хотя порой случались и неудачи.

    ...Б. Бертельс не обладал широким политическим кругозором, но всегда точно ощущал время и его особенности, чувствовал потребности зрителей и прислушивался к их реакции. Он любил повторять, что "актером управляют три режиссера: сам образ, то есть данный автором материал, постановщик и зритель, на котором актер проверяет себя. Зритель обогащает образ". В репертуар театра входили не только лучшие произведения классики, но и лучшие современные пьесы, отражающие главные события и темы советского периода, характерные черты современника. Эти пьесы особенно ждал зритель.

    В первый севастопольский сезон 1935/36 годов Б. Бертельс поставил "Любовь Яровую" К. Тренева. Присутствовавший на генеральной репетиции автор высоко оценил спектакль и мастерство ряда актеров.
    ...1938 год был знаменательным для театра. С этого времени прекратила свое существование договорная система формирования труппы. Актеры были приняты на постоянную работу с твердыми окладами.
    Договорная система имела как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, театр имел постоянную возможность обновления, притока свежих сил, более качественного отбора творческих индивидуальностей, освобождения от'случайных людей в искусстве, неталантливых актеров или нескольких одноплановых, которых трудно рационально использовать в одной труппе. Наличие договора дисциплинировало актеров. В то же время в период короткого договорного срока (обычно год) репертуар театра мог сложиться и невыгодно для нового актера, его творческих возможностей. В дореволюционный период система договоров-контрактов приводила актеров к постоянному страху остаться без средств к существованию. "С последним спектаклем обычно кончался и заработок. Никаких оплачиваемых отпусков. Предстоял переезд за свой счет в Москву для приискания ангажемента, проживание там и, наконец,- новый переезд, и опять за свой счет. И так из года в год нескончаемые путешествия и после зимнего сезона, и после летнего. Сколько это стоило здоровья, сил и средств!" 19 - вспоминал актер театра М. Горский. В советский период проблема безработицы была ликвидирована, существовала возможность перейти из театра в театр. Если актер талантливо и успешно работал, он из года в год оставался в труппе. Так создавалось основное ядро коллектива, существовал постоянный основной состав.

    Сама театральная практика привела к утверждению постоянных трупп в театрах. Эта форма принесла новые положительные качества - возможность стабильности, устойчивого творческого роста, но и приводила иногда к самоуспокоенности и застою. В отличие от прежней, она лишала театр естественного процесса обогащения свежими молодыми силами. Возможно, договорная система с продлением срока действия договора до пяти-семи лет дала бы более эффективные пути для совершенствования театрального дела.

    В южном приморском городе, где актеры из труппы не уходили, творческое обновление оказалось делом сложным. Но театр ощутил это позднее, через несколько лет. А в начале сезона в августе 1938 года Б. Бертельс в своей статье с удовлетворением сообщал, что этот год "будет первым годом постоянного состава труппы. В предстоящем году театр предполагает сократить количество своих постановок за счет качества их, будет строить свои спектакли на крепком и дружном ансамбле исполнителей, а свой репертуар - на показе, в основном, лучших произведений советских драматургов, воскрешая образы русской и мировой классики, а также знакомя зрителя с рядом исторических событий и фигур, путем постановки исторических пьес" 20.

    В эти два сезона все полны энтузиазма. В труппе сформировался хороший ансамбль артистов, работавших здесь по нескольку лет: Н. Базанова, Е. Башенина, А. Брянский, М. Горский, В. Матов, М. Омарская, А. Плоткин, В. Реонич и другие; отлично проявили себя режиссеры - Н. Лещинская, С. Ярцев, Н. Ардалов; режиссер-ассистент, заведующий литературной частью В. Лелонг. артист и художник С. Архангельский, художники А. Ефимов, С. Косарев. Были приняты и новые актеры. Среди них - В. Игнатов, который станет в театре первым исполнителем роли В. И. Ленина в спектакле "Кремлевские куранты" Н. Погодина.

    Бертельс с увлечением работал с актерами, и они отвечали любовью и преданностью. Так было во всех коллективах, где он работал. Когда-то, в 1923 году в Смоленске, актеры написали ему: "Быть режиссером - дело трудное, а режиссером, любимым всей труппой,- явление, к сожалению, очень редкое. И вот Ваш ум, Ваше всестороннее образование и корректность заставили нас смотреть на Вас с доверием. Актеры - дети, они обидчивы, капризны и часто болезненно самолюбивы, но Вы с Вашим изумительным тактом умели обходить все подводные камни и делали нашу работу легкой и приятной".

    Действительно, для Бертельса, казалось, не существовало проблемы, как добиться творческого единства, атмосферы взаимопонимания и дружбы, что обычно бывает непросто в театральном коллективе. Он достигал этого подчинением всего и всех творчеству, требовательностью и любовью к актерам, педагогическим тактом, умением угадать потенциальные возможности актера и умело, последовательно их развивать.

    За шесть предвоенных лет Бертельс поставил в Севастополе около пятидесяти спектаклей-лучшие пьесы русской и зарубежной классики, советской драматургии. Он обращался к исторической и революционной теме в пьесах "Чапаев" по Д. Фурманову, "Порт-Артур" Л. Никулина.

    Последний сезон перед войной был обычным. Он не нес ощущения тревоги. Хотя в мире сгущалась душная предгрозовая атмосфера, но опасность казалась далекой и невероятной. В репертуаре театра вновь преобладала классика. Из 12 спектаклей - 3 современных. Сезон 1940/41 годов открыл спектакль "Защитники Севастополя" И. Луковского. Критики писали, что крепкий, хорошо сыгравшийся коллектив последовательно держит курс на оборонную тематику.

    К 23-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции Бертельс осуществил постановку "Кремлевских курантов" Н. Погодина с В. Игнатовым в роли В. И. Ленина. Артист много работал над этой сложной ролью: читал воспоминания о вожде и биографические работы, смотрел документальные фильмы, альбомы художников с набросками и рисунками Владимира Ильича Ленина, слушал записи его выступлений, знакомился с материалами одного из лучших исполнителей роли В. И. Ленина - артиста Б. Щукина. Игнатову удалось создать образ вождя психологически убедительным. Простота и искренняя заинтересованность в общении с рабочими и крестьянами сменяется в нем резкостью, гневом, непримиримостью к врагам. Очень точно показал С. Ярцев сложный и мучительный путь инженера Забелина, поиск своего места в условиях социального перелома. Искренностью и чистотой были наполнены образы матроса Рыбакова (К. Леонович) и Маши Забелиной (Л. Колесникова). С мягким, тонким юмором играл М. Горский мудрого часовщика. Выразительностью отличалась и "массовка" на базаре у Иверских ворот, представлявшая пестрый мир "барахолки". Критика справедливо отмечала успех спектакля. Он был высоко оценен критикой, отмечен в приказе Совнаркома республики.

    В местной городской газете "Маяк Коммуны" 21 мая 1941 года сообщалось, что театральный сезон продлится до 20 июня, потом состоятся гастроли театра в Симферополе. Оставался месяц до начала войны, один месяц мирной жизни, и многим планам уже не суждено было сбыться. Последними премьерами, состоявшимися в июне, были "Кровавая шутка" Шолом-Алейхема в постановке Брянского и "Хозяйка гостиницы" К. Гольдони в постановке Б. Бертельса. В "Кровавой шутке" тема бесчеловечности буржуазного общества и шовинизма особенно убедительно прозвучала в талантливых работах М. Горского (Давид Шапиро), А. Стрепегова (Попов), показавшего, как отметил критик, "прозрение дворянского сына, хлебнувшего немало горечи из чаши народного несчастья", Л. Колесниковой (дочь Сарры), И. Бермана (Геша Разинович).

    В постановке Бертельса "Хозяйка гостиницы" была передана итальянская легкость, ироничность взгляда режиссера на людей далекой эпохи. В жизнерадостном, остроумном спектакле органично сливались музыка, песни, танцы и драматическое действие. Впечатляло легкое, изящное оформление С. Косарева в добрых традициях классической итальянской комедии. Актерский дуэт М. Новиковой и Е. Лавровского создавал подлинную игровую стихию "венецианского насмешника" Гольдони. В предстоящем сезоне театр готовился отметить 20-летний юбилей образования Крымской автономной республики. Планировалась постановка пьесы "Глубокая разведка" А. Крона. 20 июня в передовой статье газеты "Маяк коммуны" выражалась уверенность, что работники театра преодолеют недостатки и в будущем сезоне добьются новых достижений в борьбе за процветание советского театрального искусства. Но будущее было иным. Через два дня началась война, перечеркнув все планы и многие судьбы. В течение предвоенных десятилетий творческий коллектив шел ложным путем поисков, обретая черты театра героико-романтического направления. Он с обостренным вниманием вглядывался в историю своего народа и в характерные процессы современной жизни. В последние годы под руководством Б. Бертельса Театр имени А. В. Луначарского достиг высокого художественного уровня, был способен решать сложные творческие задачи.
    ...С первых дней войны коллектив театра перешел на казарменное положение. Артисты жили в театре - в гримуборных, расположенных под сценой. Была сформирована концертно-эстрадная бригада исполкома Севгорсовета, куда входили драматическая труппа театра и балетная группа, режиссеры и художники. Возглавлял новообразованный коллектив актер И. Берман. В программе были сцены из спектаклей, стихи Н. Асеева, С. Кирсанова, фельетоны М. Зощенко, лирические песни, танцы. Эти программы готовил с артистами Б. Бертельс. С утра и до позднего вечера бригада давала концерты и театральные представления в действующих частях армии и флота.

    ...Уже за первые три месяца войны было дано более 160 концертов в воинских частях. Выездная работа коллективу была хорошо знакома. В предвоенный период актеры регулярно выступали на призывных пунктах, у моряков Черноморского флота, шефствовали над местным гарнизонным полком, обучались в этом полку стрельбе, верховой езде. Но теперь, в условиях войны, эта связь стала особенно тесной. В здании театра по субботним и воскресным дням шли спектакли - "Очная ставка" бр. Тур и Л. Шейнина, "Хозяйка гостиницы" К. Гольдони, "Взаимная любовь" И. Рубинштейна и программы одноактных пьес. Постановка Б. Бертельсом "Очной ставки" оказалась особенно актуальной. Спектакль предупреждал о коварстве врага, призывал к усиленной бдительности и борьбе с фашизмом. В силу чрезвычайных боевых условий, спектакли показывались днем, в 12 и 17 часов. Во время артналетов зрители из театра переходили через улицу в бомбоубежище, потом снова возвращались в зрительный зал, и спектакль продолжался.
    28 октября 1941 года в городе было введено осадное положение, через два дня фашисты начали первое планомерное наступление на Севастополь. В один из этих дней, поздно вечером, когда артисты, вернувшись с концерта из расположения воинских частей, укладывались на ночлег в своих гримуборных, дежурный театра сообщил о приходе руководителей города и области. На общем собрании коллектива, которое состоялось сразу же, в актерском фойе, было объявлено о необходимости срочной эвакуации театра. Актеры отказались уезжать из сражающегося города, заявив, что они хотят быть в рядах защитников. Но просьба их была отклонена. Слишком жестокие предстояли бои. Руководство города думало о будущем - хотелось сохранить театр. Вскоре были упакованы костюмы, декорации и другое имущество для отправки. Но из-за непрерывных бомбежек удалось покинуть город только 7 ноября. Ушли поздно ночью на небольшом судне "Чапаев". Вместе с севастопольцами во главе с директором театра Е. Романенко выехали также симферопольские артисты, находившиеся в Севастополе после оккупации Симферополя фашистами.
    Коллектив театра получил направление в Казахстан, но из Красноводска, куда прибыли севастопольцы, была возможность выехать только в Киргизию. Из Фрунзе театр направили в село Новопокровка, расположенное в 25 километрах от столицы республики. Актеров распределили по квартирам и предоставили для работы клуб на 250 мест.

    В трудных условиях необжитости, незнания нового зрителя надо было начинать работу. Но самое главное - коллектив впервые оказался без своего художественного руководителя Б. Бертельса, который еще оставался в Севастополе, а позднее эвакуировался на Кавказ, где возглавил Театр Дома Красной Армии Закавказского фронта. Общим решением коллектива художественное руководство было поручено заслуженному артисту РСФСР Михаилу Викторовичу Горскому.
    ...Наконец наступил долгожданный день освобождения Севастополя- 10 мая 1944 года. Первым вернулся директор театра Е. Романенко, вслед за ним собрались и артисты: М. Горский, Е. Лавровский, И. Берман, М. Лозовская, М. Омарская, Р. Ромбер, Н. Башенина, рабочие А. Черкун, П. Володин.
    ...Труппа была наполовину новой и пока работала без прежнего Руководителя - Б. Бертельса. Пришедшие режиссеры - Е. Сахаров, А. Легран, А. Бутузов, дебютируя в сложных условиях, искали темы, актуальные и близкие для нового зрителя, нового времени.

    ...Возвращение Б. Бертельса в 1947 году в Севастополь означало дальнейшее развитие лучших традиций театра, утверждавшихся еще до войны, когда свои главные победы театр одерживал в постановке спектаклей героико-революционной темы и произведений классики.

    Большой творческой победой назвала газета "Слава Севастополя" спектакль "Кремлевские куранты" Н. Погодина, посвященный 30-й годовщине Великого Октября. И хотя всего семь лет отделяли его от предыдущей постановки этой пьесы (1940), где режиссер был так же Б. Бертельс и прежний исполнитель роли В. И. Ленина В. Игнатов,- это был новый спектакль, заново переосмысленный и углубленный. Соединить смысловые нити пьесы с сегодняшним днем, ощутимо показать эту связь, чтобы, как отмечал критик М. Хуторянский, "зритель явственно ощутил неразрывную преемственность ленинской борьбы",- этот замысел воплощался убедительно, объемно. В. Игнатов, вновь вернувшись к образу В. И. Ленина, сумел усилить эмоциональную и смысловую насыщенность сцен, показать масштабность личности вождя, сочетание мягкого юмора, искренности и простоты, страстности и живости реакции с огромной внутренней сосредоточенностью. А. Легран в роли Забелина передал драму талантливого человека, растерявшегося в бурную переломную эпоху, его счастливое прозрение и потрясение от масштабности замыслов вождя и предстоящих дел.

    Б. Бертельс ставит в 1948 году "Любовь Яровую" К. Тренева. В главных ролях - Е. Исаева и В. Игнатов. Спектакль принимался зрителями с особым подъемом. Всего тридцать лет назад происходили в Крыму события, изображенные в пьесе. Для сидящих в зале это была не история, а часть их жизни, к тому же совсем недавно пережитая новая война еще более усиливала их причастность к событиям пьесы.

    ...Годы войны во многом изменили состав труппы. Пришли новые актеры с разным опытом и уровнем мастерства. Необходимо было с учетом особенностей и традиций театра создать актерский коллектив, объединенный общностью творческих целей и задач. Прежде всего эта задача стояла перед главным режиссером театра. Решая ее, Б. Бертельс большое внимание уделял работе с молодыми актерами, поручая им серьезные роли и добиваясь качественного результата, непрерывного творческого роста. Начали проводиться регулярные учебные занятия по сценической речи и сценическому движению под руководством Б. Бертельса. Лекции по актерскому мастерству читал режиссер А. Легран. В конце сезона 1947/48 годов состоялись итоговые занятия, где молодые артисты показывали сцены из произведений А. Островского, подготовленные под руководством Б. Бертельса. Классический репертуар по традиции был всегда школой мастерства и одновременно проверкой уровня подготовки актера.

    Художественную зрелость коллектива, точную социально острую трактовку темы отметила критика в спектакле "Бесприданница" А. Островского (постановка Б. Бертельса).

    ...К 32-й годовщине Великой Октябрьской революции Б. Бертельс поставил "Враги" Максима Горького, взволновавшие его темой классовой борьбы, исторической обреченности общества социального неравенства. Критика отмечала высокое мастерство режиссуры и актерского исполнения.

    По достоинству был оценен "Ревизор" Н. Гоголя в постановке Б. Бертельса. "Вместе с Гоголем театр ярко и убедительно показывает в зеркале комедии "кривую рожу" провинциальной жизни. Художественное достоинство спектакля - умелая типизация образов. Смысл и вся направленность комедии делают главным действующим лицом "Ревизора" всю группу чиновников с городничим на первом плане". Критика отметила талантливую игру С. Архангельского (Хлестаков) и В. Малахова (городничий).

    Социальной темой, сильными характерами привлекла театр инсценировка романа "Угрюм-река" В. Шишкова (режиссер Б. Бертельс).

    ...В последние три года своей жизни и работы в театре (1952- 1954 годы), уже будучи больным, Б. Бертельс по-прежнему уделял пристальное внимание совершенствованию творческого мастерства молодежи и труппы в целом. Это дало результаты уже в первые годы, и вскоре единодушно был признан значительный качественный рост исполнительского уровня всего коллектива.

    Но Б. Бертельс критически оценивал пройденное. Ведь наряду с сильными спектаклями появлялись и художественно неубедительные, "скороспелые", которые разочаровывали зрителя. Режиссер отлично понимал это и признавал, что, "несмотря на значительное укрепление состава труппы, улучшение всей постановки работы, рост исполнительского мастерства многих актеров, некоторые спектакли не отвечали задачам, поставленным современностью перед театром".

    Театр заметно активизировал свою деятельность. Однако необходимость постройки театрального здания становилась все более очевидной. Решение исполкома горсовета о постройке нового здания на Центральном холме вызвало возражение коллектива театра. Газета "Слава Севастополя" опубликовала выступление руководителей театра - директора Бориса Александровича Горского и главного режиссера Бориса Александровича Бертельса с предложением строить театр на городском кольце на стыке улиц Ленина и проспекта Нахимова или Большой Морской улицы и проспекта Нахимова, справедливо считая, что "это даст возможность быстрее приступить к строительству театра, избавит от излишнего расходования государственных средств на расчистку улиц, дорог, подъездных путей к предполагаемому месту строительства театра".
    30 апреля 1951 года, накануне Первомайского праздника, на месте разрушенных в войну домов №№ 22-26 по проспекту Нахимова состоялась закладка фундамента будущего здания театра. Почетное право заложить первый камень было предоставлено старейшему актеру коллектива - заслуженному артисту РСФСР Михаилу Викторовичу Горскому... Строительство этого прекрасного величественного здания в стиле классицизма было закончено в 1957 году.
    Б. Бертельс искал современное, актуальное звучание при постановке любой пьесы. И всегда стремился к поиску нового решения. В его спектаклях внутренний стержень психологического построения всегда был выверен и крепок, он органично соединялся с образным внешним рисунком. Первое обуславливало второе. Особенно ярко это проявлялось в масштабных историко-революционных и классических произведениях. "Анна Каренина" по Л. Толстому была одной из лучших постановок Бориса Александровича последних лет. Здесь было все художественно выверено и оправдано: искренность чувств, точная мера контрастов и противоречий в характерах. Игралась трагедия поэтической души в мире казенной размеренности, лицемерия и искусственности.

    Последней постановкой Б. Бертельса был спектакль "Этих лет не смолкнет слава" ("Былые дни") Л. Рудого. Критика назвала его несомненной удачей театра и режиссера. Романтическое звучание спектакля, эмоциональные массовые сцены, разнообразие и психологическая глубина многих образов создавали ощущение волнующей историко-революционной панорамы героической борьбы за Советскую власть на Дальнем Востоке против интервентов.

    В сентябре 1954 года Б. Бертельс умер.

    Л.И.Васильева

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение