Галина Гафт

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Галина Гафт фотографии

Гафт Галина Михайловна

Дата рождения: 25.07.1944

биография

Родилась 25 июля 1944 года.

Заслуженная артистка РСФСР (30.07.1982).
Народная артистка Республики Адыгея.

Окончила театральное училище им. И.А. Слонова (1964, педагог - А.Г. Василевский).
Актриса Русского государственного драматического театра Республики Адыгея им. А.С. Пушкина.

театральные работы

Магда («Жужа из Будапешта» Л. Жуховицкого, 1978)
Виолетта («Мы, нижеподписавшиеся…» А. Гельмана, 1979)
Аксинья («Тихий Дон» по М. Шолохову)
Катерина («Гроза» А. Островского)
Катерина Измайлова («Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова)
Настя («Леса» П. Мельникова-Печерского)
Калугина («Сослуживцы» Э. Брагинского, Э. Рязанова)
Эмилия («Отелло» Шекспира)

театр

фотографии

публикации

  • Юбилей актрисы — дело тонкое
  • Заслуженной артистке Российской Федерации, народной артистке Республики Адыгея Галине Михайловне Гафт — актрисе Русского государственного драматического театра Республики Адыгея им. А. С. Пушкина исполняется 65 лет.

    Юбилей актрисы — дело тонкое. С одной стороны, это повод поговорить о творчестве, с другой — лишнее напоминание о течении времени, бренности бытия и многом таком, о чем иногда хочется просто забыть. Однако, юбилей такой актрисы, как заслуженная артистка Российской Федерации, народная артистка Республики Адыгея Галина Михайловна Гафт — есть тот самый повод, когда говорим об искусстве. О театре.

    Нет у нее никаких других тем, которые были бы важнее, чем искусство. Как в каждой роли есть «зерно образа», отличающее этот самый образ от других, так и в каждой творческой личности есть оно — это «зерно». Оно касается только духовной сферы, это то, что трудно воспитать. Возможно, человек рождается таким, особенным. Вот и у Галины Михайловны это «зерно образа» свое, индивидуальное. Оно кроется в ее характере, честном, принципиальном, с обостренным чувством справедливости. Оно не позволяет ей идти против совести, на компромиссы. Не говорю о бытовых вещах. Они есть у каждого человека, семья и родные, друзья. Но у творческого человека все подчиняется работе, театру, репетициям, общению, спектаклям, ролям…

    Она ни на кого не похожа — Галина Гафт. У нее особая энергетика. Особый тембр голоса. Особая пластика, стать, которой (как мы знаем из истории театра) обладали лучшие актрисы российского театра прошлого. Так я представляю себе актрис девятнадцатого века с мощной походкой, как будто режется самый воздух, взрывным темпераментом, глубоким нутром. С дыханием таким сильным, что, даже еще не взошла актриса на подмостки, а ты уже чувствуешь волнение по мере ее приближения, а уж когда зазвучит этот редкий по тембру голос, ты совершенно во власти темперамента античной силы.

    Такова Галина Михайловна в своих лучших ролях — высших достижениях творчества самой актрисы и русского театра в Адыгее в целом. С самых первых ролей, а их за сорок с лишним лет работы в театре Галина Гафт сыграла более ста, актриса всегда создавала и создает особые по стилистике, пластическому решению и глубине психологического переживания образы. Это Аксинья в «Тихом Доне» М. Шолохова, главные роли в пьесах А. Н. Островского, начиная с образа Катерины в «Грозе», Катерину Измайлову в «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова, Настю в «Лесах» Мельникова-Печерского, а также множество других трагических, драматических, комедийных ролей.

    Это то, что выбирали ей режиссеры, то, в чем занимали в театре актрису. Это та работа — профессиональная, ответственная, содержательная, позволившая актрисе стать ведущей в творческом коллективе. Однако, при всей колоссальности сыгранных ролей, значимости созданных образов в истории Русского театра в нашей республике, оставались, видно, потаенные уголки души, где актриса чувствовала неудовлетворенность достигнутым. Это и послужило стимулом к дальнейшему совершенствованию себя в профессии.
    Галина Михайловна — личность с собственным, объективным взглядом на свою индивидуальность, на свою актерскую природу. Возможно, режиссеры, занимавшие ее в спектаклях, отмечали одни ее достоинства, но Галина Михайловна оставляла и оставляет за собой право иметь и свое мнение. Как-то она призналась, что есть роли, которые прошли мимо, не были сыграны, возможно, не будут уже сыграны никогда, но остались в сердце. В юбилейные времена есть повод вернуться к прежним мыслям, подумать, и попробовать реализовать свои художественные пристрастия если даже не в ролях, то в постановках. Тем более что как режиссер Галина Михайловна, с ее особенным свойством все делать качественно, раскрывается интересно.
    Везло Галине Михайловне как актрисе в работе с режиссерами. Назову лишь некоторых из них, сделавших эпоху режиссерского театра в Адыгее и прославившихся в российском театре — заслуженный артист РСФСР М. П. Лотков, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист Республики Адыгея Н. Ш. Тхакумашев, заслуженный деятель искусств РСФСР В. П. Демин и другие, среди которых есть и молодые режиссеры-новаторы.

    И сегодня, Галина Михайловна с огромным интересом и желанием работает в спектаклях «в режиссерских руках». И в то же время, внутренняя цельность актрисы, желание сделать что-то свое в смежной профессии, в режиссуре (во всяком случае, я так думаю) позволяют Галине Михайловне с успехом выразить себя в качестве постановщика спектаклей.

    И роли, сыгранные в последние годы, и поставленные спектакли и то, что Галина Михайловна Гафт несколько лет возглавляла художественное руководство Русским драматическим театром им. А. С. Пушкина в роли главного режиссера, и ее общественная активность и значимость в культуре нашей республики и многое другое, искренне и самоотверженно сделанное ею, яркой представительницей поколения «шестидесятников» с их честностью и искренностью по отношению к жизни и профессии, обеспечили нашей любимой актрисе безусловное зрительское восхищение и поклонение. Возможно, сегодня отношение к профессии актера, театрального деятеля несколько иное, но были времена, когда гримерные комнаты актеров были буквально завалены цветами, а восхищенные поклонники устраивали овации после каждой премьеры. Галина Михайловна помнит такие времена. И ее настоящие поклонники верны ей и сегодня.

    Многое хочется сказать в замечательный юбилей Галины Михайловны Гафт. Хочется сказать про все сразу, потому, что она такая, наполненная и значимая. Многие факторы оказали влияние на формирование ее характера, благодаря которому Галина Михайловна всегда выступает за высокий уровень искусства, становится на сторону творческой личности против унижения и оскорбления актерского достоинства. Так происходит и на художественных советах, и на заседаниях правления Адыгейской организации Союза театральных деятелей, членом которого она является. Это отличает в ней характер неудобный, неуступчивый в принципиальных моментах. Однако это же качество заставляет окружающих уходить от обыденности, подтягиваться внутренне и следовать лучшим традициям взаимоотношений театрального сообщества.
    А замечательная плеяда коллег по актерскому цеху с самого начала деятельности в театре всегда была примером профессиональной этики, стимулом к профессиональному росту, мастерству и человеческому совершенствованию. Партнеры по сцене, близкие люди в жизни заслуженные артист РСФСР А. Гарин, Н. Схакумидова, Н. Анкудинов заслуженный артист Казахской ССР И. Кошелев и многие другие, а также плеяда замечательных современных актеров Русского драматического театра им. А. С. Пушкина. Многим Галина Михайловна помогла обрести свое Я в предлагаемых обстоятельствах., как говорил К. С. Станиславский, которого часто цитирует актриса,

    И в Романе Корчага Галина Михайловна также разглядела талантливого человека, способного возглавить труппу и порекомендовала именно его, выпускника Краснодарского университета культуры и искусств, ученика заслуженного деятеля искусств РСФСР М. В. Нагли, назначить на должность главного режиссера Русского театра им. А. С. Пушкина.

    В юбилей принято говорить пожелания, и мне очень приятно, следуя традициям, выразить свое искреннее уважение к таланту Галины Михайловны Гафт.

    Хочу признаться, что на формирование моего собственного отношения к профессии, формирование неконъюнктурного, объективного взгляда на события, происходящие в театральной среде, и в свете рампы на сцене, и в полутьме закулисья, огромное влияние оказала Галина Михайловна, отношения с которой (в силу многих обстоятельств), формировались не в доверительных беседах, а в открытых диалогах, когда ты обнажен душевно и не имеешь возможности спрятаться за приспособления. Вот эта прямая, я бы сказала национальная черта российского человека, во многом позволила быть свободной внутренне и не ввязываться в ненужные вещи. Для меня, театроведа, такая возможность обрести внутреннюю свободу и независимость была на самом деле очень важна. Это то, что помогает состояться в профессии. «Не прогнуться», не сломаться. Огромная благодарность Вам, Галина Михайловна, за это, я все это очень ценю.

    Такая она личность — Галина Михайловна Гафт, которой я всегда буду восхищаться искренне. С юбилеем!

    Шхалахова Светлана

    Театральный вестник, 2009

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение