Валентина Галецкая

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Валентина Галецкая фотографии

Галецкая Валентина Флорентьевна

1906 - 06.09.1964

биография

1906, Москва - 6 сентября 1964, Москва

Артистка балета.
Заслуженная артистка РСФСР (1947).

По окончании МХУ с 1923 года - в Большом театре. Оставила сцену в 1958 году.
Вначале выступала как классическая и характерная танцовщица, позже ведущая характерная танцовщица.

театральные работы

Первая значительная партия - Лизетта («Теолинда», 1925, балетм. К. Я. Голейзовский). Партии: Китри и Мерседес («Дон Кихот»), Тереза («Пламя Парижа); сольные танцы в дивертисментах классических балетов («Лебединое озеро», «Раймонда»); в оперных спектаклях; концертных программах.

театр

фотографии

публикации

  • Валентина Флорентьевна Галецкая принадлежит к тому поколению артистов, которому были поручены судьбы молодой советской хореографии.

    Творческая жизнь Галецкой началась в бурную эпоху становления советского балета. Окончив в 1923 году Московское хореографическое училище, она была принята в Большой театр. Настойчивая, упорная в труде, молодая артистка уверенно начала свой творческий путь. Подлинный энтузиазм, вера в неиссякаемые возможности классического танца помогли Галецкой в первые же годы ее сценической жизни включиться в борьбу за сохранение реалистических традиций классического танца, которую вел балетный коллектив театра.

    Просматривая рецензии 20-х годов, можно встретить многочисленные отзывы о незаурядной технике, чувстве стиля, музыкальности и пластичности исполнительницы партий Нереиды и Фрески в балете «Конек-Горбунок», или о грации и виртуозности движений артистки, танцующей вариацию тени в «Баядерке», или, наконец, о блеске и законченности формы танца исполнительницы роли подруги Китри в «Дон-Кихоте». Эти лестные оценки прессы относились к Валентине Галецкой, которую мы знаем как одну из лучших характерных танцовщиц Большого театра. Все упоминаемые в отзывах партии принадлежат, как известно, к репертуару артисток классического танца. Но здесь нет никакого противоречия. Валентина Галецкая начинала свою творческую карьеру как классическая танцовщица.

    Юная подруга Раймонды, страстная, манящая уличная плясунья в «Дон-Кихоте», нежная Теолинда в одноименном балете на музыку Шуберта – все эти роли исполняла Галецкая. Театральная пресса отмечала незаурядность дарования артистки, ее уверенное, свободное владение «лексикой» классического танца.

    Может быть Галецкая навсегда осталась бы хорошей солисткой, исполняющей всевозможные классические вариации в старых и новых балетах, если бы не время, эпоха, в которую она начала свой путь артистки балета. Жизнь, бурлящая, сложная, увлекающая своими невиданными темпами, коснулась и во многом консервативного жанра балета.

    Хореографическому искусству 20-х годов были присущи ошибки и заблуждения. Однако все определеннее завоевывали себе признание реалистические балеты, осуществленные в Большом театре по заветам балетмейстера А. Горского.

    Создание единой системы образов, актерского ансамбля в хореографическом спектакле было немыслимо без закономерного расширения средств выразительности в балете.

    Галецкая на собственном опыте доказала, что хорошо владея классической формой танца, можно обогатить «лексику» народно-характерного танца. Желанье попробовать свои силы в новом жанре окрылило ее. Вот где можно было полностью раскрыть свой природный темперамент, внутреннее горение!

    И хотя зрители и пресса признали Галецкую как классическую танцовщицу, вскоре ей пришлось вновь испытать волнение дебютантки, на этот раз уже в качестве солистки характерной. Народно-характерный танец стал настоящим призванием Галецкой. Может быть, этому способствовали живая, дерзкая натура артистки и глубокое понимание своих возможностей, – как бы там ни было, Галецкая предпочла партии бесстрастной изящной Фрески из «Конька-Горбунка» роль любимой жены хана, ревнивой, коварной и взбалмошной.

    Что бы ни танцевала Галецкая – великолепную мазурку в «Иване Сусанине», венгерский танец в «Лебедином озере», страстный панадерос и рапсодию в «Раймонде» или, наконец, вихревой украинский танец в «Тарасе Бульбе», – всюду на помощь ей приходил прежний опыт, прекрасное знание формы классического танца.

    Четкость пластического рисунка, большой художественный такт, безупречное чувство ритма всегда отличают исполнение Галецкой.

    В ее танцах вы не найдете вульгарных поз, дешевого шика, грубости. Галецкая всегда приносит на сцену ощущение праздничности, приподнятости, ее танец искрится и как бы пьянит.

    Это артистка, которую никак нельзя не заметить. Вы всегда чувствуете ее присутствие на сцене, даже если оно коротко. Галецкая умеет поднять тон спектакля и, исчезая за кулисами, она оставляет у вас желание увидеть ее еще раз.

    Было бы несправедливым считать, что Галецкая хороша только в облике обольстительной и гордой полячки или огненной испанки, хотя это наиболее привычные и знакомые нам образы в ее репертуаре. К сожалению, Галецкой пришлось исполнить довольно мало ролей, где во всю силу раскрылся бы ее талант. Как бы красив, изящен и эмоционален ни был танцевальный номер, он никогда не дает актрисе большой возможности тщательно и любовно выписать все детали образа, создать глубокий, развивающийся характер.

    Все, кто видел баску Терезу – Галецкую в балете Асафьева «Пламя Парижа», не могут не отметить той вдумчивой, серьезной работы над созданием живого, полнокровного образа этой пламенной патриотки Франции, которую проделала артистка.

    В грозной, бурлящей толпе восставшего народа танец Терезы – баски был революционным кличем, воспламеняющим сердца, зовущим в бой, сулящим победу.

    Буйным вихрем врывалась Тереза – Галецкая в ансамбль танцующих, внося новую энергию в горячий, напряженный темп пляски. Скромная девушка-баска превращалась в символ восстания, в образ народа, жаждущего свободы.

    Исполнение этой роли отличалось великолепной отработкой деталей, точным отбором средств выразительности, искусной лепкой пластического рисунка. Роль Терезы из короткой, почти эпизодической, становилась одной из самых ярких и волнующих в спектакле.

    Эта партия была одной из немногих, где Галецкой удалось раскрыть свои способности драматической актрисы. К сожалению, в репертуаре Большого театра нет балета, где роль героини была бы характерной.

    Да, прекрасна Галецкая – Мерседес в «Дон-Кихоте», пленяет ее изысканная испанка в «Мирандолине», так гармонирующая с изящным оркестровым нарядом музыки Василенко, зажигательна, дерзка и лукава Галецкая в концертном номере «Разговор на кастаньетах» на музыку Мандруса. Но каждый раз невольно думаешь, как мало возможностей у этой интересной актрисы для того, чтобы глубоко и разносторонне раскрыть свой талант.

    Уже многие годы исполняет заслуженная артистка РСФСР Валентина Галецкая ответственные характерные партии на сцене Большого театра. Творческая деятельность актрисы тесно связана с жизнью балетного коллектива театра, с товарищеской артистической средой, оказавшей несомненное влияние на художественное развитие ее таланта. Своим творчеством Галецкая еще раз подчеркивает всю значительность народно-характерного танца как одного из сильнейших средств выразительности в хореографическом искусстве, помогает созданию единства стиля и «лексики» в балете, раскрытию эмоциональности и образности языка танца.

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение