Ирина Деева

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Ирина Деева фотография

Деева Ирина Савельевна

31.12.1886 - 03.10.1965

биография

Родилась 31 декабря 1886 года.

Актриса, режиссер, театральный деятель.

Окончила Высшие женские курсы, юридический факультет Сорбонны в Париже, драматические курсы Ю. Озаровского при Петербургском театральном училище.

В 1912—1919 — актриса Киевского русского театра «Соловцова», работала во Втором театре Украинской Советской Республики имени Ленина (1919), где была режиссёром второго состава спектакля «Fuente ovejuna» («Овечий источник») Лопе де Веги в постановке К. А. Марджанова, в Ростовском русском театре.

С 1919 — режиссёр Киевского русского театра под руководством К. А. Марджанова, руководитель студии при нём. Была одной из организаторов и первым директором, главным режиссёром и художественным руководителем Киевского театра для детей им. И. Франко (впоследствии Киевский академический театр юного зрителя на Липках, 1924—1931, 1933—1938), главным режиссёром Днепропетровского театра юного зрителя (1931—1933).

В 1938—1941 — художественный руководитель Архангельского, в 1941—1948 — режиссёр Новосибирского ТЮЗов, с 1948 — режиссёр Новокузнецкого театра.

Член Всероссийского театрального общества с 1938 года.

Умерла 3 октября 1965 года в Москве.

театральные работы

Режиссер, Киевский ТЮЗ:
"Дон-Кихот" А. Бруштейн и Б. Зона (1928)
"Так было" А. Бруштейн (1929)
"Женитьба" Н. Гоголя (1930)
"Гибель эскадры" А. Корнейчука (1931)
"На штурм" А. Корнейчука (1931)

театр

фотографии

публикации

  • Взрослая дата детского театра
  • Киевскому Театру юного зрителя на Липках исполнилось 85 лет

    В Украине первый театр для детей — Театр сказки — был открыт в 1921 году в тогдашней столице — Харькове, а позже переехал во Львов. В Киеве же Театр юного зрителя родился в 1924 году, благодаря стараниям художников-энтузиастов, искренних и душевных людей — Ирины Деевой и Александра Соломарского. Первая женщина-режиссер в Украине, Ирина Савельевна приобрела актерский опыт в Киевском театре Соловцова (ныне Театр им. Франко), была знакома с творчеством МХАТ, работала с великим Коте Марджанишвили, училась у него режиссуре. Начинали Ирина Деева и Соломарский чрезвычайно трудно. Забегая вперед, следует упомянуть, что театр открыл свои двери лишь потому, что его основатели проявили изрядную находчивость. Для того чтобы поставить первую пьесу, 6 ноября 1924 года была издана и реализована газета "Детская трибуна". В те времена заполитизированность присутствовала во всем, и ТЮЗ не стал исключением. На открытии театра 8 ноября 1924 года сыграли спектакль "Маугли" по Киплингу, затем, 1 января 1925 года, в репертуаре появилась сказка "Соловей" Андерсена, но уже буквально с третьей постановки главному режиссеру пришлось ставить "идеологически выдержанную" пьесу "На заре" Владимира Гжицкого. Но поскольку среди детей сложно было насаждать идеологию, в основном прививались вечные ценности — дружба, честность, трудолюбие, доброта, самоотдача, уважение к старшим, патриотизм. Социальная коммунистическая утопия, которая навязывалась государством, по своему содержанию и стилистике естественным образом напоминала сказку, фантазию, мечту о справедливости и о награде за мучения, мифы о героях.
    Властвующие структуры пытались запретить постановку сказок. В своих воспоминаниях Александр Соломарский писал, что в первые годы существования Киевский ТЮЗ подвергался пролеткультовским нападкам. "Сказка вредна для детей! — провозглашали идеологи от культуры. — Она дезориентирует детей, отвлекает от реальной жизни. Сказку нужно убрать из детской литературы, а в театре запретить!".
    Театру пришлось искать защиты в высших инстанциях. Так, на страницах "Вестника театра" по этому поводу одна из выдающихся деятелей детского театра Генриетта Паскар писала: "Отвлекая ребенка от тяжелой действительности на несколько часов, создавая для него праздничную атмосферу, мы вносим светлый луч в душу ребенка".
    Между тем через несколько лет после открытия Киевский ТЮЗ превратился в своеобразный "комбинат культуры" для подрастающего поколения. Под крышей Киевского гостеатра имени Ивана Франко для детей — так на пятом году жизни назывался ТЮЗ — работал кукольный театр, детское кино, Театр рабочей молодежи (ТРАМ), детская библиотека, каждый понедельник вечером в помещении Русской драмы давали по доступным ценам представление для молодежи, проводились музыкальные и литературные утренники. Спектакли ставили в основном на русском и украинском языках, иногда — на еврейском.
    Тематика постановок и их идеологическая направленность менялись от десятилетия к десятилетию. Так, основная тональность, в которой работал ТЮЗ в первые годы и весь советский период своего существования, — героика. Безусловно, звучала она на сцене тоже по-разному. Случались и осмеянные Александром Корнейчуком "барабаны эпохи", но тема сопротивления фашистским захватчикам была искренней и возвышенной. Со временем в центре внимания на сцене ТЮЗ появляется герой с его сопротивлением обстоятельствам, окружению, наконец, самой системе, государственной машине, которая уродовала душу человека. Так, от Павки Корчагина конца 30-х и его "потомка", от покалеченного шахтера в спектакле "Всем смертям назло" Владислава Титова театр пришел к патриотической драме "Молодая гвардия". А после и к самоотверженному духовному подвигу героини из спектакля "Любовь, джаз и черт" Юозаса Грушаса, которая до конца верит в человека и красоту его души, вопреки реальности.
    В этом ряду героических характеров можно также вспомнить и пантеистического Маугли, и наивного Нахаленка, и веселую Пеппи Длинныйчулок, и влюбленных Ромео и Джульетту, и стойких духом школьников и учителей из спектакля "Запах спелой айвы" Друце, и отчаянного Зимородка, и многих других…
    Казалось бы, работа в театре налажена и коллектив сформирован, но, как это часто бывает, — все хорошее быстро заканчивается. И уже в 1930 году Ирину Дееву и Александра Соломарского "бросили" на помощь в другие регионы: Соломарского в Донецк — организовывать театр для детей, а Деева с той же целью отбыла в Днепропетровск, откуда все-таки через три года вернулась в Киев. И на протяжении последующих пяти лет опекала свое детище. За это время на сцене ТЮЗ были поставлены "Ревизор", "Сорочинская ярмарка", "Мещанин во дворянстве", а под эгидой самого Станиславского — "Синяя птица" Метерлинка.
    Деева с самого основания ТЮЗ сумела привлечь к работе лучшие творческие силы, которые на то время были в Киеве. В театре ставили свои спектакли Борис Вершилов, Алексей Лундин, Владимир Вильнер, Александр Искандер, Владимир Нелли, Владимир Кожич, Амвросий Бучма. Последний привел в театр своего друга, художника Владимира Татлина — всемирно известного классика конструктивизма. Там также оформляли спектакли Вадим Меллер из театра "Березіль" и Матвей Драк. Ставил пластику "Мейерхольд в балете" Николай Фореггер, который придумал танцы "машин" и знаменитых "герлс", растиражированные сценографами во всем мире. Музыку писал Илья Виленский, долгое время заведовавший музыкальной частью театра и создавший ряд детских опер, а Александр Корнейчук был завлитом, и его первая пьеса была поставлена в Театре рабочей молодежи при ТЮЗ.
    Не менее ярким был и состав труппы: Габриэль Нелидов, Сергей Омельчук, со временем ставшие известными артистами, Михаил Рост (отец известного тележурналиста Юрия Роста), Александр Гарбуз, Петр Масоха, Николай Фариновский, Николай Пишванов, Галина Садовская и многие другие. Перед войной в Киеве, на углу улицы Карла Маркса и Марии Заньковецкой, было построено роскошное здание ТЮЗ с современным оборудованием, фонтаном и аквариумом. Во время войны этот дворец для детей был разрушен. Теперь на этом месте сквер.
    Ирина Деева была слишком заметной фигурой в украинском театре, чтобы ей дали спокойно руководить столичным ТЮЗ, поэтому в 1938 году она оказалась в Архангельске, где стала художественным руководителем. Позже, в начале войны, работала в новосибирском ТЮЗ, а с 1948 года — в Новокузнецке. Этот период ее жизни мало изучен потомками. Современники режиссера расценивали эти назначения как ссылку. Но так или иначе, последующие годы жизни Ирины Деевой остались белыми пятнами в биографии этой удивительной женщины и истории театра в целом.
    На посту Ирину Дееву в Киевском ТЮЗ сменил Кость Кошевский. Прекрасный актер и талантливый режиссер продолжил традиции Деевой, исповедовал принципы Станиславского. При его руководстве ТЮЗ "развернулся" к зрителю более старшего поколения. Но война внесла свои коррективы в репертуар. Разделившись на четыре бригады, актеры Киевского ТЮЗ отправились со спектаклями в госпитали, на фронты, и, наконец, и вовсе "растворились" в вихре Великой Отечественной вместе с построенным на их средства танком "Тюзовец"….

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение