Зоя Зелинская

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Зоя Зелинская фотографии

Зелинская Зоя Николаевна

Дата рождения: 08.12.1929

Фильмография: 33 работы в 33 проектах

биография

Родилась 8 декабря 1929 года.

Заслуженная артистка РСФСР (16.10.1974).
Народная артистка РСФСР (20.05.1991).
Заслуженный деятель культуры Польской Народной Республики (1976).

Еще в школе начала работать манекенщицей в Доме моделей.
По окончании факультета актеров музтеатров ГИТИСа с 1954 года - в Московском театре сатиры.
На последнем курсе вышла замуж за Г. Зелинского, будущего режиссера "Кабачка 13 стульев". Через 10 лет супруги расстались. В браке с журналистом В. Ледневым родила сына Сергея.

Ведущая актриса театра, известная по роли пани Терезы в популярном "Кабачке 13 стульев" (1965-1982).
Зоя Зелинская – актриса яркого темперамента, прекрасных внешних данных, смелой, острой характерности. Её героиням свойственно тяготение к гротеску, иногда некоторая шаржированность.

театральные работы

Московский театр Сатиры:
Газетчица – «Клоп» В. Маяковский (постановка В.Н. Плучека, С.И. Юткевича)
Хор – «Где эта улица, где этот дом…»
Артистка театра – «Лев Гурыч Синичкин» Д. Ленский
Шаферица – «Клоп» В. Маяковский (постановка В.Н. Плучека, С.И. Юткевича)
Посажённая мать – «Клоп» В. Маяковский (постановка В.Н. Плучека, С.И. Юткевича)
Лунатичка – «Клоп» В. Маяковский (постановка В.Н. Плучека, С.И. Юткевича)
Комсомолка – «Баня» В. Маяковский (постановка Н.В. Петрова, В.Н. Плучека, С.И. Юткевича)
Фосфорическая женщина – «Баня» В. Маяковский (постановка Н.В. Петрова, В.Н. Плучека, С.И. Юткевича)
Мадам Мезальянсова – «Баня» В. Маяковский (постановка Н.В. Петрова, В.Н. Плучека, С.И. Юткевича)
Чёрт – «Мистерия-буфф» В. Маяковский
Сюзанна – «Господин Дюруа»
Надежда – «Приезд Василия Ивановича»
Рая – «Чужой ребенок» В. Шкваркин
Зоя – «Свадебное путешествие»
Кукла – «Поцелуй феи» З. Гердт, М. Львовский (режиссер Э.Б. Краснянский)
Грациэла – «Ложь для узкого круга»
Зоя – «Дым без огня»
Люся – «А был ли Иван Иванович?»
Дочь судьи – «Дамоклов меч» Н. Хикмет (постановка В.Н. Плучека)
Принцесса – «Тень» Е. Шварц
Шейла – «Будем знакомы»
Лиза Стратова – «Женский монастырь» Вл. Дыховичный, М. Слободской (постановка В.Н. Плучека, режиссёр О.П. Солюс)
Элли – «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу (постановка В.Н. Плучека)
Шансонетка – «Памятник себе…» С. Михалков (постановка В.Н. Плучека)
Студентка – «Золотой телёнок» И. Ильф, Е. Петров (постановка Э.Б. Краснянского)
Миссис Марроу – «Над пропастью во ржи» Дж.З. Сэлинджер (постановка А.Б. Шатрина)
Абигайль Уитни – «Чудеса в гостиной» Д.Г. Лоусон (постановка Е.Я. Весника и А. Столбова)
Марийка – «Яблоко раздора»
Мария Токарчук – «Интервенция» Л. Славин (постановка В.Н. Плучека)
Донна Эльвира – «Дон Жуан, или любовь к геометрии» М. Фриш (постановка В.Н. Плучека)
1969 – Марселина – «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше
(постановка В.Н. Плучека)
1970 – Мама – «Затюканный апостол» (постановка Е.В. Радомысленского)
1974 – Розалия Павловна – «Клоп» В. Маяковский (постановка В.Н. Плучека)
1974 – Женщина с голосом – «Маленькие комедии большого дома» А. Арканов, Г. Горин (постановка А.А. Миронова и А.А. Ширвиндта, руководитель постановки В.Н. Плучек)
1977 – Проститутка-красавица – «Бег» М.А. Булгаков (постановка В.Н. Плучека)
1981 – Селия Пичем – «Трёхгрошовая опера» Б. Брехт (постановка В.Н. Плучека)
1983 – Эди Крамнэгел – «Крамнэгел» П. Устинов (постановка П.О. Хомского)
Юлия – «Гнездо глухаря» В. Розов (постановка В.Н. Плучека)
1986 – Маргарита Ивановна – «Самоубийца» Н. Эрдман (постановка В.Н. Плучека)
1986 – Безответственная – «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друце (постановка В.Н. Плучека)
Леди Маркби – «Идеальный муж» О. Уайльд (постановка В.Н. Плучека)
Секретарша с букетом – «Секретарши» (постановка Ю.Б. Васильева)
Белла Соломоновна – «Вышел ангел из тумана»
Страховой агент – «Как пришить старушку» Д. Патрик (постановка М. Зонненштраля)
Зоя Зелинская – «Триумф на Триумфальной»
Зоя Зелинская – «Грустно, но смешно»
Зоя Зелинская – «Нам все ещё смешно»
2018 - Вторая мать - "Где мы?!...» Р. Овчинников (постановка Р. Овчинникова)

Центральный Дом актера им. А.А. Яблочкиной:
2004 - Творческий вечер Зои Зелинской
2015 - "Десять лет спустя" (Цикл вечеров "Разные судьбы" Зоя Зелинская) (режиссер П.Тихомиров)
2016 - Исполнительница романса "Просто поём!.." (режиссёр П.Тихомиров)
2016 - Людмила Сельвестровна Пряхина "Этот мир мой!.." (Театральный роман) М.А. Булгаков (режиссёр П.Е. Тихомиров)
2018 - Партнерша Евгения Весника «Дарю, что помню…» Евгений Весник (режиссер П.Е. Тихомиров)

(Список ролей составлен Павлом Тихомировым)

призы и награды

Орден Дружбы (29.06.2005).
Почетная грамота Правительства Москвы (2009).

театр

источники информации

фотографии

публикации

  • «Для зрителей я осталась пани Терезой!»
  • После окончания ГИТИСа наша героиня была принята в труппу Московского академического театра Сатиры. Шел 1954 год. В этом году – 54-летие творческой деятельности. За это время актриса сыграла во многих ведущих спектаклях театра Сатиры: «Дом, где разбиваются сердца», «Баня», «Идеальный муж», «Крамнэгел»… А в знаменитой постановке «Клоп» она переиграла почти все женские роли.

    - Зоя Николаевна, как Вы празднуете День театра?

    - У кого хорошая роль или интересный спектакль, у того и праздник. А у меня настроение совсем не праздничное, потому что ни в одном спектакле я уже не играю. Увы, в нашем театре сейчас сложилась непростая ситуация, впрочем, как и во всей стране. Ведь «театр – это не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло», – говорил Маяковский. И это совершенно верно.

    Сегодня театр Сатиры держится все-таки на мужских ролях. Женских ролей здесь всегда было меньше. Мы играем в основном в классике, где все роли равноценны. Но классику уже всю переиграли. Да и сейчас классические произведения ставят в основном молодые режиссеры. Но они стремятся не пьесу донести до зрителя, а себя показать. Мол, «какой я умелец. Ах, как я могу перевернуть классику шиворот-навыворот».

    - А как Вам работается с молодыми режиссерами?

    - Признаюсь, я никогда с молодыми режиссерами и не работала. Я совсем недавно снялась в картине французского режиссера Лам Ли «Воротилы», где работали многие молодые актеры. Бедняги, они совершенно не высыпаются, света белого не видят. Дремлют только в машине, самолете или в поезде: фильм-то снимали и в Беларуси, и на Украине, и в России. А один из актеров поведал, что уже три месяца проезжает мимо дома, куда никак не может зайти: то на самолет опаздывает, то на поезд, то на съемки. Конечно, интенсивный ритм жизни хорош, но чем это закончится? Ведь актер не спит, не ест и ничего, кроме съемок, не видит. Радует, что актерская профессия сейчас приносит хоть какой-то доход.

    - Я знаю, Вы давно за рулем. Что заставило Вас водить машину?

    - Когда я собралась стать матерью, поняла, что без машины пропаду. Ведь в театре у меня была самая большая загруженность. И «Кабачок «13 стульев» вынуждал с утра до ночи находиться на съемочной площадке в течение 15 лет. Кроме того, для «Кабачка» мы учили песни на разных языках: чешском, венгерском, польском и югославском. И необходимо было выучить песню идеально, чтобы попадать под фонограмму.

    А в нашем театре я организовывала курсы по вождению. Собралась целая группа: Оля Аросева, Света Харитонова, жена Анатолия Папанова Надя Каратаева… Курсы прошли успешно, все сдавали экзамены, но водить машину почему-то стала только я (смеется).

    Сейчас часто принимаю участие в различных телевизионных программах. Была и у Лолиты в гостях, и у Андрея Малахова… А на передаче «Малахов+» давала дельные советы от замечательной актрисы Татьяны Пельтцер, которая всему нас обучала. Я рассказывала, как она лечила нас от бронхита, как учила причесываться… Например, чтобы волосы хорошо росли, Татьяна Ивановна советовала их расчесывать по девяносто раз в каждую сторону.

    - Актеры вообще должны уметь очень многое.

    - Да, актерская профессия – это самая зависимая профессия. Во-первых, необходимо выбрать хорошую пьесу, чтобы там у тебя была хорошая роль и, конечно, хороший партнер. Во-вторых, важно, чтобы получился хороший спектакль и, в-третьих, чтоб на этот спектакль пошел зритель. И из всех этих условий складывается актерская судьба. Но порой приходится сидеть и ждать, когда тебя кто-нибудь позовет играть или сниматься. Это очень печально. И если бы я это знала еще в ранней юности, то подумала бы, кем быть.

    - И кем?

    - Когда я училась в ГИТИСе, у нас был урок истории музыки. Его вела потрясающий педагог из консерватории Людмила Горохова, лекции которой всегда сопровождались классической музыкой. Мы были счастливы на ее уроках. И однажды я подумала: «Боже мой, какая же это потрясающая профессия». А недавно и сама пробовала читать эти лекции. Меня пригласили вести концерты духовной музыки в костеле. Рассказывала о творчестве Баха, Моцарта, Бетховена… Играла живая музыка. Потрясающе!

    - Зоя Николаевна, а в День театра у вас будет какой-нибудь капустник?

    - Вот уж не думаю. У нас вообще в последнее время из театра все куда-то разбегаются. Труппу собирал спектакль «Нам все еще смешно», но его сняли с репертуара. Сегодня в театре создается ощущение пустоты. Я в этом спектакле играла вместе со Спартаком Мишулиным отрывок из «Трехгрошовой оперы» Брехта, кстати, в ней звучала очень актуальная дня наших дней тема.

    А когда мы возили «Трехгрошовую оперу» в ФРГ, нас там приняли очень тепло. «Мы и не ожидали, – говорили немцы, – что Брехт будет сейчас так звучать. Мы его не ставим, потому что он социален. А постановка театра Сатиры очень осовременила основную тему пьесы». В этом спектакле был прекрасный актерский состав: Миронов, Мишулин, Державин.

    - В ФРГ вы играли спектакль на немецком языке?

    - Нет, на русском. Там же очень много людей, которые серьезно занимаются русским языком. А вот в спектакле «Секретарши» я пела на английском языке. Хотя из-за произношения он мне очень трудно давался.

    - А зачем же Вы выбрали такую сложную для себя песню?

    - Я очень долго не могла определиться с выбором песни. По возрасту-то я в этом спектакле была старше всех. И если бы взяла какую-нибудь молодежную песню, это могло вызвать несоответствие с моим обликом. Поэтому я остановилась на популярной песне Фрэнка Синатры «Странники в ночи». Вот и выбрала ее на свою голову.

    - Зоя Николаевна, еще год назад я смотрел в театре три спектакля с Вашим участием: «Секретарши», «Вышел ангел из тумана» и «Нам все еще смешно». Как же получилось, что они в одночасье устарели и исчезли из репертуара?

    - Это раньше мы играли спектакли по 15-20 лет. «Затюканный апостол», например, «Клоп», «Дамоклов меч», «Дом, где разбиваются сердца»… Был бесконечный поток зрителей, который не успевал посмотреть наши спектакли. В зале – сплошные аншлаги. А сейчас и зритель другой, и время другое, и билеты дорогие. Ведь в царской России актеры обязательно играли благотворительные спектакли для студентов. Именно молодое поколение наиболее важно для будущего страны. Сегодня этого нет.

    - Вы сейчас что-нибудь репетируете в театре?

    - Нет. Вот в кино я сейчас фильм озвучила. Режиссер Галина Евтушенко, а автор сценария – Лев Рошаль. А недавно меня пригласили в новую картину. Она будет сниматься совместно с Голливудом.

    - Вернемся к некогда популярному телеспектаклю «Кабачок «13 стульев». Ведь он открыл очень многих известных на сегодняшний день актеров. А какой след он оставил на Вашем творческом пути?

    - Не открыл – биографию сделал. Ведь большинство играющих там актеров телезрители раньше не знали и не видели. А благодаря «Кабачку» многие артисты стали народными любимцами.

    Когда начинались съемки, я была занята во многих спектаклях. И, признаться, не очень любила петь иностранные песни под фонограмму. Но у меня был прекрасный партнер Роман Ткачук. Работать с ним было радостью. А какой был великолепный режиссер (Е.В. Зелинский, режиссер, первый муж актрисы, – прим. авт.). Это невероятной доброты человек. В своих актерах он души не чаял. На съемках «Кабачка» всегда царила атмосфера доброты. И это, в первую очередь, заслуга режиссера. Он создавал атмосферу любви и уважения друг к другу. Заметьте, на экране не было ни одной противной физиономии. Сплошь и рядом – обаяние.

    Но как только произошли события в Польше, «Кабачок» вмиг прекратил свое существование. Правда, мы уже все были награждены почетным званием «Заслуженный деятель Польской культуры».

    - Какую параллель Вы можете провести между театром Сатиры 60-х годов и сегодняшним театром?

    - О, это небо и земля. Прежде всего, актерский состав. По сути дела, мы лишились лучших актеров. Ведь комедийному дару не учит ни один факультет, ни один институт. Это должно быть в природе человека. Чувство юмора, острота взгляда на какое-то событие – все Богом данное. Трудно представить, чтобы в театре одновременно существовало такое созвездие актеров, как Папанов, Тенин, Весник, Менглет, Лепко… А в театре Сатиры все это было. Плюс у нас царила атмосфера доброты, потому что юмор не соседствует с коварством и злостью.

    Сейчас в спектаклях нашего театра задействована в основном молодежь. Но это уже совсем другой театр, не тот, который был тогда. Очень хочется, чтобы он был в хороших руках, чтобы был качественный репертуар, а в зале – аншлаг!

    Ну, а если говорить о нашем кино, хочется верить, что оно снова начинает возрождаться. Чего, увы, я не могу сказать о театре. Конечно, есть какие-то проблески, но…

    - Зоя Николаевна, приближается 1 апреля, День смеха. Наверняка у Вас, актрисы театра Сатиры, есть веселые истории, связанные с вашим театром.

    - В 40-е годы в нашем театре было два знаменитых комедийных актера: Владимир Хенкин – очень смешной и талантливый, и Павел Поль – совершеннейший барин с необыкновенным голосом. И когда началась война, Хенкин прибежал к Полю и кричит: «Паша, война началась!» «А что я могу сделать, Володя?!» – отвечает Поль.

    Ездили мы на гастроли в Магнитогорск. Думаю, всем известно, что такое Магнитогорск. Какое там количество дыма! Спектакль мы играли на той стороне, где дыма много, а жили там, где дыма было меньше. Едем мы со спектакля в гостиницу, и неожиданно раздается голос Папанова: «Эх, скорей бы ночь прошла и снова за работу».

    А в «Кабачке»:

    - Ты куда? – спрашивал меня пан Владек.

    - Я ухожу. У меня сеанс. Иду позировать художнику.

    - А для какой картины?

    - «Клеопатра и змея», – отвечаю я.

    - Хм, любопытно, а с кого он пишет Клеопатру?...

    Богдан Колесников

    «Люберецкая газета» от 27 марта 2008 года

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости