Елена Люком

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Елена Люком фотография

Люком Елена Михайловна

05.05.1891 - 27.02.1968

биография

5 мая 1891, Петербург - 27 февраля 1968, Ленинград

Артистка балета, педагог.
Заслуженная артистка Республики (1925).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (13.10.1960).

В 1909—1941 танцевала в Мариинском театре (Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова).
В 1910 году участвовала в Русских сезонах С. П. Дягилева. В 1922-1923 гг. гастролировала в странах Европы.
Выступала в лирико-комедийных партиях, танец отличался поэтичностью, драматической выразительностью.
В 1941—1965 годах - педагог-репетитор Театра им. Кирова.

театральные работы

Лиза («Тщетная предосторожность» П. Гертеля), Жизель («Жизель» А. Адана), Эсмеральда («Эсмеральда» Ч. Пуни), Тао Хоа («Красный мак» Р. М. Глиэра), Кошечка («Спящая красавица»), Девушка («Эрос»), Балерина («Петрушка»), Коломбина («Арлекинада»), Бабочка («Капризы бабочки»), Медора, Одетта - Одиллия, Раймонда, Никия, Китри, Царь-девица.

театр

фотографии

публикации

  • Елена Люком (предисловие к книге)
  • Елена Михайловна Люком принадлежит к славной когорте пионеров советского балета. Начав свой сценический путь до революции, Люком стала в 1920-е годы ведущей ленинградской балериной. Внушительный список своих побед в классических партиях она увенчала созданием образа современной героини в одном из первых советских балетов — «Красный мак». Е. М. Люком внесла ценный вклад в развитие отечественного танцевального искусства и как педагог.
    О героине этой книги успели позабыть: со времени её последних сценических триумфов прошло более сорока лет. А в двадцатые годы имя балерины Елены Люком гремело на всю страну. В послеоктябрьское десятилетие ни одна петроградская танцовщица не имела такой огромной аудитории, не пользовалась такой любовью, как Люком. Стоило на афише появиться её имени — и театр заполнялся до отказа. Её талант привлёк внимание А. Блока. Ей посвящали восторженные строки лучшие театральные критики. Её портреты смотрели с обложек журналов.
    Люком выпала поистине необыкновенная судьба. Путь артистки пролёг на стыке двух исторических эпох. Она начинала на сцене Мариинского театра, когда здесь царили Кшесинская и Павлова — звёзды дореволюционного балета, а завершила свою деятельность признанной советской балериной. На протяжении своей сценической жизни (1909—1941) Люком сотрудничала с балетмейстерами разных поколений: от М. М. Фокина — последнего в плеяде великих хореографов прошлого — до Ф. В. Лопухова, В. И. Пономарева, В. И. Вайнонена, Р. В. Захарова — первых хореографов новой эпохи. Её партнерами были лучшие русские и советские танцовщики: М. М. Фокин, П. Н. Владимиров, А. И. Вильтзак, В. А. Семёнов, А. Н. Обухов, Л. С. Леонтьев, Б. В. Шавров, А. Н. Ермолаев, В. М. Чабукиани, К. М. Сергеев, С. С. Каплан.
    Люком была танцовщицей необычного таланта, опрокидывавшего многие устойчивые представления о классических балетных партиях, о границах и возможностях балетного искусства. Неспроста вокруг её сценических созданий кипели жаркие споры, перераставшие в полемику о путях развития советского балета. Люком открывала эти пути…

    Розанова О. И.

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение