Юзеф Фекета

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Юзеф Фекета фотография

Фекета Юзеф Васильевич

Дата рождения: 12.04.1941

биография

Родился 12 апреля 1941 года в селе Пасека (ныне - Перечинского района Закарпатской области Украинской ССР).

Театральный режиссер.
Заслуженный деятель искусств России.
Народный артист России (2007).

Окончил актерский факультет Харьковского Государственного института искусств им. И.П.Котляревского (1968), режиссерский факультет Высшего Государственного театрального училища им. Щукина при театре им. Вахтангова (1973), Высшие театральные курсы при Государственном институте театрального искусства им. А.В. Луначарского по специальности «Режиссура» (1992) и прошёл стажировку в Московском академическом театре Сатиры.

Отслужив срочную службу в армии, в течение пяти лет работал актером в театрах Астрахани, Семипалатинска. Увлекся режиссурой, окончил специализированный курс при театре имени Вахтангова (мастерская народного СССР Бориса Захава).

Работал очередным и главным режиссёром в драмтеатрах Перми, Якутска, Златоуста.
Был главным режиссером Закарпатского областного русского драматического театра.

В конце 1980-х приехал в Мурманск с женой, актрисой Натальей Дмитриевной Долгалевой.
С 1988 года - главный режиссер театра Северного флота.
Председатель режиссерской секции при СТД.

театральные работы

«Хозяйка Нискавуори» («Каменное гнездо» Вуолийоки)
«На бойком месте» А. Островского
«Пер Гюнт» Г. Ибсена
«Отец» А. Сириндберга
«Осколки» А. Чехова
«Ревизор» Н. Гоголя
«Свалка» А. Дударева
«Зов моря» Юджина О*Нила
«Иппохондрик» А. Писемского
«Темная история» П. Шеффера
«Ваша сестра и пленница» Л. Разумовской
«Я рядом! Я с вами! Я здесь!» А. Шульгиной
«Госпожа министерша» Б. Нушича
«Прибайкальская кадриль» В. Гуркина
«Саня, Ваня, с ними Римас» В. Гуркина
«Шутки в глухомани» Игоря Муренко
«Примадонны» Кена Людвига
«Лес» А. Островского
«Мачеха» О. Бальзака
«Тартюф» Мольера
«Актриса»

призы и награды

Лауреат театральной премии «Северная Ника» за лучший спектакль «Не отврати, судьба!..» В.Евграфова по морским рассказам К.Станюковича (1998).

Дважды лауреат премии Губернатора Мурманской области («Рядовые» А.Дударева, «Изобретательные любовники» Ж.Ф.Реньяра в 1995 году и «Пер Гюнт» Г.Ибсена в 1998 году).

Дважды лауреат премии Администрации города Мурманска (2006, 2010).

Лауреат VIII Премии им. В.С.Маслова (2012).

театр

фотографии

публикации

  • Какой ты режиссер, видно по твоим спектаклям!
  • Народному артисту России, главному режиссеру Мурманского Театра Северного флота исполнилось 70 лет.

    Юзеф Фекета в Мурманске – личность известная. Но при этом он очень прост, приятен и интересен в общении. А главное – ставит спектакли, которые всегда вызывают интерес у мурманских зрителей. Вы наверняка видели постановки Фекеты: «Каменное гнездо» Вуолийоки, «Отец» Стриндберга, «Осколки» Чехова, «На бойком месте» Островского, «Ревизор» Гоголя. Его учителями в режиссуре были народные артисты СССР: Борис Захава, Андрей Гончаров, Валентин Плучек. И он взял от них все самое лучшее. А из своих 200 спектаклей более 50 Фекета поставил в Театре СФ.

    Старость художника не касается

    - 70 лет, но назвать вас дедушкой язык не поворачивается. В чем секрет молодости и задора? Чем поддерживаете бодрость духа?

    - Старость художника не касается. Это не биологическое понятие. Старость – это когда художник уже ничего не может делать. А если он трудится, созидает, творит, он молод. Каждый день мне нужно что-то придумывать. И в этом сила молодости.

    - Когда вы захотели стать режиссером?

    - Сначала я хотел стать актером. Поступал же я в один год сразу в два театральных института: в киевский и харьковский. В Харькове взяли сразу. Ах, какой замечательный человек был наш преподаватель Алексей Борисович Глаголин, главный режиссер Харьковского театра имени Пушкина. Интеллигент, аристократ! Никогда не кричал, всегда выбрит до синевы. И нам говорил: «Никогда не приходите на репетицию с заросшими щеками. Это же неприлично!» Эти слова я запомнил на всю жизнь. Но со 2-го курса меня забрили в солдаты, 3 года отслужил в ракетных войсках, вернулся, доучился и после всего год поработал артистом, а затем уже поступил в Щукинское училище на факультет режиссуры.

    - Во время учебы подрабатывали?

    - На первом курсе под Новый год приходит артист Театра им. Пушкина и просит его выручить. «Проведи, - говорит, - вместо меня два утренника в детских садах». Я подвязался на это. Но утренников оказалось пять, причем на каждый приходило сразу несколько групп. К концу дня был мокрый, как из бани, похудел килограмма на 4. Это был мой первый выход на аудиторию. Подрабатывали мы и в театре оперы и балета - статистами. Вокруг прыгали на пуантах Ромео и Джульетта, а я был стражником, в руках – алебарда, на голове - шлем, стою, молчу, боюсь лишний раз глазом моргнуть. И так по несколько часов.

    В Мурманск привел случай

    - Почему не стали покорять Москву или Петербург?

    - Когда я закончил Щукинское, меня пригласили в Театр имени Ермоловой. Но мне хотелось набить еще руку, побольше практики. Поэтому носило меня по стране дай боже. Работал режиссером в драмтеатрах Астрахани, Семипалатинска, Перми, Якутска, Челябинска, Закарпатья.

    - Когда попали в Театр Северного флота?

    - На седьмом году работы в Закарпатском драмтеатре подумал, мол, что-то я засиделся и давай писать письма: Минск, Гродно, Гомель, Мурманск. Просто ткнул пальцем на карту и предложил себя. Из Мурманска вскоре пришла телеграмма от начальника театра. «Буду в вашем городе. Встречайте!» На вокзале я увидел офицера в морской форме. Переговорили. И в октябре 88-го я прибыл в этот кабинет. В углу, как сейчас помню, стояло кресло-кровать, я спал здесь почти 2 месяца. В то время в театре было 12 человек - приезжих актеров из Иркутска. Они жили в гримуборных. Мы все вместе кашу здесь варили. Потом квартиру получил. Почти четверть века здесь работаю. Это мой дом, мне здесь уютно. Часто он мне снится, во сне я обязательно на репетиции. Когда я пришел сюда, я видел растренированность труппы. Мне удалось собрать свою актерскую коллекцию и я этому безмерно рад.

    По спектаклю видно темперамент постановщика

    - Какой он – современный режиссер?

    - Сегодня масса театров живут без главных режиссеров, они приглашают их на время постановки спектакля. Месяц, два и - гуд-бай. Для театра, труппы, зрителей – это очень неплодотворно, с актерами, как с детьми, нужно постоянно работать. Мне кажется, прав был Товстоногов, который коллекционировал актеров. Он открыл Кирилла Лаврова и Иннокентия Смоктуновского, у него работали Басилашвили, Доронина. Он собрал такую труппу, что она была не только номером один в России, но и в мире. Вообще, если в театре есть актеры, которых можно назначить на роли в «Горе от ума», значит, труппа сформирована идеально. Режиссер - профессия сложная, нервная, как бы ты не открещивался от спектаклей, они тебя выдают с головой. Кто ты, сразу видно: темпераментный или рохля, четко ли понимаешь, что творится за окном, чувствуешь ли ты время...

    - А были спектакли, о которых не хотелось бы вспоминать?

    - Были спектакли к определенной дате, так называемые «датские». И вот я приходил к секретарю по идеологии, клал на стол три пьесы, сообщал, что хотел бы одну из них поставить к съезду. Потом мне звонили и говорили, что можно. Пьеса, к примеру, о коммунисте, который встал на рельсах - то есть забастовал, потому что кто-то там несправедливо поступил. Сцены корявые, это не литература, это конъюнктурные вещи. Что делать? Я вставлял песни под гитару. Народ шел валом. Красивый мальчик. С гитарой. Да еще хорошо поет. Идея коммунистическая проходила завуалированно, это хоть как-то спасало положение.

    - Не зря говорят о большом влиянии музыки на спектакль. А на ваш взгляд, такое явление, как мюзикл, может стать неотъемлемой частью вашего театра?

    - Я давно мечтаю сделать настоящий мюзикл. Наша «Госпожа министерша» - это музыкальная комедия. Там много и песен, и танцев. Это первая попытка приблизиться к мюзиклу. «Деньги не пахнут» - тоже попытка. Там много танцев и пластики. У меня этого всегда много, это от того, что я внутренне очень музыкальный, хотя не играл ни на одном инструменте. На Украине вообще особое отношение к музыке. Мне нравится музыкальный спектакль - это еще один способ воздействия на душу зрителя.

    - В столичных театрах сегодня много эпатажа: раздеваются, сексом занимаются, на сцену выводят инвалидов. Что, по-вашему, сегодня модно для театров?

    - Модно синкретическое искусство – смешение жанров: драма-фарс, комедия-трагедия… Потрясающий эффект! Петр Фоменко – гений режиссуры сегодня. У него труппа театра состоит из трех его выпусков. И они говорят абсолютно на одном языке. Что касается перформанса, то однажды Марк Захаров в спектакле «На каждого мудреца довольно простоты» показал голого Глумова, в таком виде тот шел на разговор к тетушке. Прошел он из одного угла сцены в другой, правда, спиной к зрителю. Это был дешевый трюк. А вот когда Захаров работал вторым режиссером в Театре сатиры у Плучека, поставил «Доходное место» с Андреем Мироновым. Спектакль власти закрыли, потому что настолько это было ярко, злободневно, причем без всякой наготы. Все должно быть в меру, дозированно. Увы, некоторые режиссеры думают, что, раздев героев Островского, вызовут ажиотаж.

    С музой под одной крышей

    - У каждого творческого человека есть Муза. А каково живется под одной крышей двум творческим людям?

    - Я никогда не мечтал о жене-актрисе, потому что я видел и знаю эту «кухню». Но когда увидел Наташу (речь идет о заслуженной артистке России, актрисе Театра СФ Наталье Долгалевой), как молния пронзила. И не пожалел ни разу за все годы. Наталья Дмитриевна очень чувствительная на правду, она слышит с первых нот фальшивую игру актера. Около 30 лет вместе - и все нам не скучно. Наталья – не из тех жен главных режиссеров, которые хотят все роли переиграть в театре, и она никогда ни во что не вмешивается. Золото!

    - А дочь вы не отговаривали от поступления в театральный?

    - Это решение Ани. И ведь какая умница... На сегодня, считаю, ее спектакль «Медея» - самый лучший в нашем репертуаре. Мне она сказала только одно: «Папа, не мешай!». И я молча сидел, смотрел на сцену, вспоминая, как 20 лет назад начинал работать в Мурманске.

    Анна СОЛОВЬЕВА

    27 Мая 2011

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение