Гамид Рустамов

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Гамид Рустамов биография

Рустамов Гамид Алиевич

15.09.1911 - 1995

биография

15 сентября 1911, с. Аксай, ныне Хасавюртовского района Дагестанской АССР - 1995

Кумыкский советский режиссёр, драматург и актёр.
Заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР (1940).
Народный артист Дагестанской АССР (1942).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (23.04.1960).
Народный артист РСФСР (24.01.1966).

В 1930 году окончил Махачкалинский театрально-музыкальный техникум, в 1940 — ГИТИС.
С 1930 года - актёр, с 1940 (кроме 1951—1956) главный режиссер Кумыкского музыкально-драматического театра им. А. П. Салаватова (Махачкала). Член ВКП(б) с 1945 года.
В 1951-1956 годах возглавлял русские театры в Махачкале и Фрунзе.

С 1930-х гг. выступал и как драматург. Борьбе за коллективизацию он посвятил свою первую пьесу "В жизнь" (1934). Пьеса "Кто ты?" (1935) ставила вопросы социалистической морали. Автор бытовой комедии "Если сердце захочет" (1949), комедии "Друзья" (1947), рассказывающей о послевоенной жизни в дагестанских колхозах. Героические страницы борьбы за Советскую власть в Дагестане отражает пьеса "Уллубий Буйнакский" (1950). Колхозникам Дагестана посвящена музыкальная комедия "Под деревом" (1960). Воспроизводя быт народов Дагестана, Рустамов подмечал новые черты характера советских людей. Его пьесы ставились в театрах народов Дагестана и в других театрах СССР.
Вел педагогическую работу в студии при театре.
Председатель Дагестанского отделения ВТО (с 1968).

театральные работы

Поставил спектакли:
Р. Фатуев - «Горцы» (1940)
В. Шекспир - «Отелло» (1946) и «Ромео и Джульетта» (1941)
Р. Тагор - «Дочь Ганга» (1957)
Яхьяев - «Ирчи казак» (1964) и «Сквозь бурю» (1970)
Атаев - «Солтан-Саид» (1970)
А. Пушкин - «Каменный гость» и «Скупой рыцарь»
М. Лермонтов - «Бэла»
Ф. Шиллер - «Коварство и любовь»
Лопе де Вега - «Овечий источник» и «Хитроумный влюбленный»
Л. Рахманов - «Беспокойная старость» (1939)
К. Гольдони - «Слуга двух господ»
А. Островский - «Доходное место» и «Гроза» (1952)
Н. Погодин - «Аристократы» и «Кремлёвские куранты» (1956)
В. Иванов - «Бронепоезд 14-69» (1952)
И. Попов - «Семья» (1951)
А.-В. Сулейманов - «Свадьба на войне»
А.-П. Салаватов - «Айгази» (1940, 1955, 1963) и «Красные партизаны»
М. Курбанов - «Молла Насреддин»
Р. Гамзатов - «Горянка»
М. Хуршилов - «Андалал» (1944) и «Разгром Надир-Шаха»
Ш. Абдулаев - «Тулпар»
Г. Рустамов - «Под деревом» и «Если сердце захочет»
А. Курбанов - «Али и Вали»
X. Авшалумов - «Толмач Имама»

Роли: Шахтохмас («Надир-шах»), Боцман Кобза («Гибель эскадры»), Яго («Отелло»), Айгази («Горцы»), Рустам («Намус»), Шамиль («Хаджи-Мурат» по Л. Толстому).

призы и награды

Республиканская премия им. А. П. Салаватова (1959), премия им. Г. Цадасы (1967). Награжден 2 орденами, а также медалями.

театр

публикации

  • Театр - ты моя любовь и моя жизнь!..
  • К 100-летию со дня рождения Гамида Рустамова

    Гамид Рустамов - выдающийся режиссер, драматург, теоретик сценического искусства.

    Г.А. Рустамов родился в селении Яхсай Хасавюртовского округа в 1911 году и был двенадцатым, самым младшим ребенком в семье. Трудно, но с достоинством жила его хлопотливая семья. Но Гамид сумел получить хорошее воспитание и образование.

    Гамид Алиевич Рустамов талантом был наделен небесами. Он был исключительным профессионалом.

    Г.А. Рустамов творил в рамках учения К. Станиславского, которого лично знал, видел, слушал его наставления. Плодотворность этого метода, воспринятого им раз и навсегда, была блестяще подтверждена уже в самом начале творческого пути Г. Рустамова постановками произведений Р. Фатулаева "Горцы" и "Айгази" А.-П. Салаватова.

    Спектакли, которые он ставил, актеры, которых он пестовал, память восхищенных зрителей - все это, да и многое-многое другое, спрессованное в емкое понятие "благодарность", осталось навсегда. Имя Гамида Рустамова стало знаковым, олицетворением огромного, многомерного и неповторимого по своеобразию культурного пласта.

    Под его руководством Кумыкский театр поднялся до высот истинной художественности и встал в ряд "самых интересных театров страны", как отмечал московский театровед А. Вольфсон. Репертуарная политика театра была направлена на выявление и осмысление глубоких жизненных тем и опиралась на классическую драматургию - западную, русскую, советскую и местную, национальную. Он был всеохватен! Пушкин - "Каменный гость", "Скупой рыцарь", Лермонтов - "Бэла", Шиллер - "Коварство и любовь", "Турандот", Лопе де Вега - "Овечий источник", "Хитроумный влюбленный", К. Гольдони - "Слуга двух господ", А. Островский - "Доходное место", "Гроза", Н. Погодин - "Аристократы", Р. Фатуев - "Горцы", А.-В. Сулейманов - "Свадьба на войне", А.-П. Салаватов - "Красные партизаны", "Айгази", М. Курбанов - "Молла Насреддин", Р. Гамзатов - "Горянка", М. Хуршилов - "Разгром Надир-Шаха", Ш. Абдулаев - "Тулпар", Г. Рустамов - "Под деревом", "Если сердце захочет", А. Курбанов - "Али и Вали", X. Авшалумов - "Толмач Имама" - и это еще далеко не весь перечень имен, которые притягивали его мысль и чувства!

    А он был богат на них. Это замечали все. Этого невозможно было не заметить. Среди черт личности Гамида Алиевича самой отличительной была, несомненно, высочайшая интеллигентность, а также благородство и аристократизм. Эти его качества проявлялись во всем, начиная от его почти немецкой пунктуальности и кончая принципиальностью чеховского образца. При всей своей величайшей скромности и деликатности – Гамид Алиевич сознавал воспитательную роль своей личности, понимал, что на него устремлены взоры многих его земляков, ищущих примера для подражания, и он не мог их разочаровать. И ни разу не сделал этого...

    Постепенно в Кумыкском театре, куда он пришел после окончания ГИТИСа, стараниями главного режиссера сложился истинно творческий актёрский ансамбль, выросли яркие разноплановые режиссёры, сценографы, театральные композиторы, словом, формировалась театральная культура Дагестана, где даже так называемые вспомогательные, технические службы были проникнуты духом сотворчества, общей идеей театра. Атмосфера высокого служения делу привлекала в театр лучшие творческие силы многонационального Дагестана, где вместе с кумыком трудился лакец, грузин, аварец, татарин, грек и русский. Театр сотрудничал с современными авторами не только своей республики, но и страны.

    Высокому авторитету театра как культурного дела помогло создание еще до войны усилиями Гамида Алиевича и бессменно возглавляемое им дагестанское отделение Всесоюзного театрального общества. Из Москвы часто приезжали театральные критики, театроведы, лекторы. Просмотры и обсуждения спектаклей задавали высокий интеллектуальный уровень работы.

    Вместе с театром рос и зритель. Многонациональная публика театра откликалась на самоотверженный труд Театра аншлагами. Постановки Гамида Алиевича во всех театрах республики делали театральную жизнь отличительным явлением культурной жизни. Каждая его постановка вызывала активное обсуждение в прессе, отклики в общественной жизни.

    Художественные искания Гамида Алиевича подняли дагестанскую театральную культуру на профессиональную высоту, и родной Кумыкский театр стал его флагманом, университетом...

    В своей книге «О моем театре» Р. Гимбатов рассуждает: "Судьба национального театра всецело в руках режиссёров. От них зависит и сохранение национальных качеств спектаклей, и общий уровень национальной театральной культуры". Он считал, что проблема режиссуры в Дагестане в основном решена, если есть З. Хиясов, И. Казиев. X. Абдулгапуров, М. Ибрагимов, В. Эфендиев и другие. Гордился великий патриарх и тем, что новое молодое поколение дагестанских режиссёров прошло практику в творческих лабораториях таких корифеев, как Г. Товстоногов, А. Гончаров, В. Плучек, Е. Симонов, А. Эфрос. Для того чтобы театр работал слаженно, стабильно, творчески, главный режиссёр должен иметь, считал он, беспрекословный авторитет: и творческий, и сугубо человеческий. Его авторитет простирался на весь Северный Кавказ, и на Азербайджан, и на Киргизию, и на Казахстан, и Москву.

    Трепетное, благоговейное отношение к театру Гамида Рустамова передавалось и окружающим. Авторитет театра, как храма искусства, вырос как никогда прежде. Его любили посещать все, независимо от национальности, а в правительственной ложе нередко сидели первые лица республики Азиз Мамедович Алиев, бывший Первый секретарь Обкома, А. Даниялов, Р. Эльдарова. Эта традиция была заложена еще в 30-е годы Дж. Коркмасовым. Он любил бывать в театре, куда нередко приходил со своими соратниками.

    Мухтар Набиевич Алиев, который проработал с Рустамовым всю свою жизнь, вспоминал: "Его неоценимое качество, пожалуй, то, что он единственный из всех режиссёров, с которым мне приходилось работать, никогда не отказывался от своих слов. Он никогда не говорил, что спектакль неудачный потому, что пьеса слабая или кто-то сыграть не сумел, или художник не так сделал, или композитор написал не то... Он на себя брал всю вину. Никогда не кривил душой. Такая творческая честность - редкое свойство. Потому Гамид Алиевич старался научить меня не только любить театр, но и уважать товарищей, отстаивать точку зрения, в которой ты уверен. И я счастлив, что прошел театральные университеты у такого замечательного человека, великого мастера".

    У Рустамова было фантастическое желание работать, он мог заставить верить ему актёров, и они верили ему, шли за ним, несмотря на трудности, и работали наравне с ним.

    Верили ему и шли за ним такие корифеи, как Алим Курумов, Амир Курбанов, Барият Мурадова, Магомед Курбанов, Г. Гаджиев и многие другие.

    Мышление, мировоззрение Гамида Алиевича можно назвать традиционным, даже в некотором смысле консервативным.

    Характерен в этом смысле пример с постановкой им "Каменного гостя" А. Пушкина. Мало того, что он решился поставить на кумыкской сцене типично европейскую пьесу, он осмелился представить свою постановку столичному зрителю, избалованному ярчайшими сценическими талантами и достижениями. Гастроли прошли с огромным успехом и превзошли все ожидания режиссера и актерского состава. И это не только мое личное мнение. Высочайшую оценку спектаклю Рустамова дали такие признанные мастера русского театра, как народные артисты СССР М.И. Царев и Л.В. Целиковская, Р.И. Симонов. Интересно, что наряду с режиссерской работой они с восхищением отзываются об исполнительнице роли Лауры Барият Мурадовой. "Я 50 раз исполняла эту роль, - говорит Л.В. Целиковская, - и считала, что раскрыла все ее достоинства и красоты. Но Барият Мурадова оказалась проницательней меня: кумыкская актриса явила мне новую Лауру, Лауру, которой я не знала..."

    Гамид Алиевич был очень проницательный критик и оставил нам целое наследие, посвященное творчеству таких корифеев нашего театра, как Барият Мурадова, Алим Курумов, Тажутдин Гаджиев, Амир Курбанов, Магомед Курбанов, Магомед-Амин Акмурзаев.

    Гамид Алиевич стоял у истоков зарождения и становления дагестанской драматургии. Обладая тонким сценическим чутьем, он умел безошибочно увидеть в произведении будущую яркую новинку. Именно благодаря Рустамову дагестанские писатели А.-П. Салаватов, М. Яхьяев, А. Аджаматов, А. Аджиев, М. Хуршилов, Г. Цадаса, А. Сулейманов, X. Авшалумов смогли увидеть полноценное сценическое воплощение многих своих произведений.

    Всю свою жизнь Гамид Рустамов подчинил служению театру, по-другому он свою жизнь и не мыслил. Он ушел, сохраняя самые нежные, искренние и добрые, можно сказать, сыновние чувства к этому божественному храму искусства – театру.

    Гусейн Адилов

    Газета "Ёлдаш/Времена", 2011 г.

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение