Матвей Шарымов

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Матвей Шарымов фотография

Шарымов Матвей Филиппович

26.11.1905 - 01.03.1968

Фильмография: 2 работы в 2 проектах

биография

13 (26) ноября 1905, с. Прислониха Симбирской губернии - 1 марта 1968, Ульяновск

Заслуженный артист РСФСР (1.03.1966).

В 1936 актер Свердловского ТРАМа.
В 1941-1946 годах работал в Чкаловском (Оренбургском) драматическом театре.
Играл в театрах городов: Пермь, Златоуст, Тамбов, Душанбе, Ташкент, Таллин, Ленинград.
Актер Ульяновского драмтеатра с 1959 года.

Муж народной артистки России Лии Радиной (1921-2000).

театральные работы

Николай II ("Генерал Брусилов" И. Лукомского)
Горлов ("Фронт" А. Корнейчука)
Бессеменов ("Мещане" М. Горького)
Ленин в трилогии Н. Погодина

театр

фотографии

публикации

  • Шарымчик
  • Матвей Филиппович Шарымов был едва ли не единственным в мире актером, игравшим Ленина, – и его земляком по рождению. Ведь появился он на свет, как и Владимир Ильич, в Симбирской губернии.
    Родился «Шарымчик», «Шарымочка» (так до сих пор ласково именуют ульяновские театральные старожилы этого талантливого артиста и прекрасного человека) 105 лет тому назад 13 ноября (26 по новому стилю) в селе Прислониха. Дочь Ирина передавала семейное преданье: «Мы не Шарымовы, мы – Глазовы. Когда-то давно, приехав в Прислониху, наши предки носили именно эту фамилию. А за глаза называли «шарами». Так и стали Глазовы Шарымовыми».

    С детства Матвей был знаком с будущим академиком живописи Аркадием Александровичем Пластовым. Кстати, няня Пластовых тоже носила фамилию Шарымова. Сам Матвей Филиппович в молодости серьезно увлекался рисованием и лепкой, ходил на этюды. Вместе с Пластовым они брали уроки у Дмитрия Ивановича Архангельского. Позже любовь к изобразительному искусству очень пригодилась актеру при работе над гримом. А еще Матвей Шарымов неплохо пел басом, играл на балалайке, умел своими руками мастерить мебель, писал стихи.

    В 1920-е годы он работал в Майне «избачем» – то есть заведовал избой-читальней. «…И не только заведовал, – писал краевед Александр Николаевич Блохинцев, – но и был один в семи лицах. Он и заведующий, и библиотекарь, и художник, и пропагандист, и организатор самодеятельности, и истопник, и уборщица». В 1926 году избача выдвинули на повышение в Ульяновск, а осенью того же года сбылась его мечта – Матвея командировали учиться в столицу. С 1926-го по 1930 год Шарымов – студент драматического отделения Государственного центрального техникума театрального искусства (ЦЕТЕТИС). Первые два года молодой актер играл в труппе вновь созданного театра Фрунзенского района (филиал знаменитого Вахтанговского театра). Но отсутствие жилья вынудило оставить столичные подмостки и перебраться в театр Красной Армии в Свердловске. И началась кочевая жизнь: Пермь, Златоуст, Оренбург, Тамбов, Душанбе, Ташкент, Таллин, Ленинград...

    В Оренбургском театре Матвей Филиппович встретил свою главную любовь – молодую яркую актрису Лию Радину. Несмотря на разницу в возрасте более чем в 15 лет, он влюбился, как мальчишка. 40-летний мужчина мучился в разлуке, когда Лия, поступив во фронтовой театр «Ястребок» (под руководством композитора В. П. Соловьева-Седого), ездила с концертными программами на передовую и в госпитали. И Матвей Филиппович слал ей письма-треугольнички со страстными стихами. Вот несколько строф из послания от 2 апреля 1945 года:

    Мне же с моими тревожными мыслями

    Остается совсем, совсем малое,

    Жадно смотря на портретик присланный,

    Вспоминать прошлое, вспоминать бывалое.

    И я вспоминаю наши ноченьки пьяные,

    Глаза, горящие влажными искрами,

    Как губами моими, тобой желанными,

    Во тьме желанные губы отыскивал.

    После войны Шарымов и Радина поженились. У них была прекрасная семья. Союз двух талантливых, преданных друг другу счастливых людей. Матвей Филиппович умел любить и каждый день радоваться любимому человеку. Он писал супруге и дочери шутливые и трогательные стихи и записки. Даже придумал слово, объединявшее обе их фамилии: «ШаРадина». Когда-то он в шутку говорил ей: «Ты – моя любимая Советская власть! Руководи». Записывал в заветную тетрадь: «Ты жизнь мою улыбкой озарила, круглила смехом острые углы…». Для Матвея Филипповича это был второй брак. Его старший сын Александр – историк и переводчик, работал редактором журнала «Аврора», переводил на русский язык заграничные произведения Набокова.

    В те же годы у актера шла работа над его главной ролью. Еще в 1933 году пермский режиссер впервые предложил Шарымову сыграть Ленина. У артиста был небольшой опыт изображения «вождей» – ему уже доводилось перевоплощаться в Ворошилова и Кирова. После сомнений и отнекиваний Матвей Филиппович приступил к репетициям. Но началась война, и впервые выйти на сцену в образе Ильича Шарымов смог только в победном 1945-м в Тамбове.

    Именно Ленин «заставил» актера вернуться на родину. Шарымову очень хотелось показать «своего Ленина» землякам. С 1959 года он работал в Ульяновске. Здесь ему довелось сыграть не только Владимира Ильича, но и его отца – Илью Николаевича Ульянова. Это произошло в спектакле «Нет прекрасней назначения» по пьесе ульяновца Василия Дедюхина. Ульяновцы старшего поколения считали Матвея Шарымова лучшим Лениным нашего театра.

    Блохинцев вспоминал об одном любопытном эпизоде: «Как-то однажды, сидя в своем рабочем кабинете, размещавшемся тогда в полуподвальном помещении здания филармонии, под сценой, я пережил потрясающий момент. Вдруг открылась дверь, и на пороге появился… Ленин.Это было что-то невероятное и невыразимое… Что это? Мираж? Галлюцинация? Я настолько оторопел и растерянно вскочил со своего стула, что… Ленин после паузы улыбнулся, и только тогда я понял, что ведь это же Шарымов!.. Он шагнул ко мне, я к нему, обнялись. Но я не сразу пришел в себя, и не сразу ко мне вернулся дар речи, а Шарымов, что называется, расцвел, он был доволен. Потом мы оба хохотали над моим шоком и растерянностью. Вскоре он ушел, поднялся наверх, за кулисы сцены, где должен был выступить в концертном исполнении, а я долго приходил в себя после этой встречи.

    В нем все так удачно сочеталось: и рост, и комплекция, и портретное сходство грима, и пальто с бархатным воротником, что все это создавало полную иллюзию личности Владимира Ильича Ленина. Но это была не шутка. Нет! Шарымов был достаточно серьезным и ответственным по натуре человеком, чтобы позволить себе шутить таким образом. Это была проверка актером сделанного себе грима, проверка удачности этого грима, это был один из рабочих моментов его творческой лаборатории.

    Для того чтобы выступить в течение пяти-семи минут, требовалась двухчасовая работа над гримом, а грим себе Шарымов делал сам и делал отлично. Вообще, ко всему, что приходилось ему делать, он подходил с полной ответственностью, независимо от того, большое или малое это было дело».

    Работая над образом Ленина, Шарымов изучал его портреты (особенно работы скульптора Николая Андреева), многократно прослушивал пластинки, общался с его личным секретарем Лидией Александровной Фотиевой, старыми рабочими Кировского завода. Блохинцев вспоминал, что только когда Матвей Филиппович «увидел фотокопии рукописей, этот легкий и стремительный почерк Ильича, его образ вдруг стал неизмеримо ближе и понятнее, он стал почти ощутимым. Это был образ «воинствующего оптимиста».

    Менее десяти лет довелось выступать Матвею Шарымову на ульяновской сцене, но за это время им были сыграны герои Шиллера и Островского, Чехова и Горького. Но главными для себя актер считал «роли советского человека». С супругой им не слишком часто доводилось пересекаться на сцене, а порою они даже играли антагонистов. Например, в героической комедии «Игла и штык» у Матвея Филипповича была главная роль – красноармейца Кузьмы Митрохина. Лии Ефимовне же достался образ спекулянтки Соловейчик. А в «Кремлевских курантах» на сцену в роли Маруси выходила их 10-летняя дочь Ирина.

    Ленина в Ульяновске Шарымов сыграл в трех разных спектаклях. Этот образ стал для него главным в жизни, но это не значит, что актер превратился в занудного моралиста. Матвей Филиппович был очень остроумным человеком. В адрес некоторых коллег и начальников его рукой были созданы шаржи и порой довольно хлесткие эпиграммы. Так, про одного актера, которого в театре знали как стукача, Шарымов высказался:

    Он знает все, он знает всех,

    Какой удой, каков посев.

    Он на стадионе и в хлеву

    Везде улыбчив и хорош.

    Но не во сне, а наяву

    Продаст и брата ни за грош.

    Не в меру подл – он в меру добрый,

    А встал на хвост – он злее кобры.

    Последние строки, где приводится имя актера, опустим. На другом рисунке, хранящемся ныне в госархиве, изображен некий чиновник-бюрократ, а ниже следует подпись:

    «Он твердокаменен, дремуч, твердолоб,

    Сидит твердолобо в насиженном кресле,

    И не сдвинуть его по самый по гроб

    С этого кресла, – ну прямо хоть тресни».

    Шарымова в театре любили, уважали, считались с его мнением. Он мог и похвалить так, что вырастали крылья, и в глаза высказать человеку какие-либо замечания. Его часто просили быть арбитром в возникавших конфликтных ситуациях. 1 марта 1966 года актер получил звание заслуженного артиста РСФСР. Его талант был на высоте, Шарымов горел новыми творческими планами...

    Но ровно через два года, 1 марта 1968-го, Матвей Филиппович ушел из жизни. Когда в августе 2000 года скончалась верная спутница жизни – знаменитая ульяновская актриса, народная артистка России Лия Ефимовна Радина – ее, согласно последней воле, похоронили рядом с мужем. Некогда Матвей Филиппович обещал ей: «Долюбливать буду тебя в раю…». И хотя у Лии Ефимовны всегда было много поклонников, она никого не могла и близко сравнить со своим «Шарымчиком» и больше не вышла замуж.

    Антон Шабалкин

    декабрь 2010

  • О Шарымове с любовью
  • Театральная общественность Ульяновска отметила 100-летие со дня рождения замечательного актера и нашего земляка Матвея Шарымова.

    В памятный день в театральном фойе зрители, пришедшие на спектакль, с интересом разглядывали красочный стенд с фотографиями Матвея Филипповича и пожелтевшими от времени газетными статьями о его жизни и творчестве. А днем работники Ульяновского театра драмы побывали на могиле актера, возложили цветы к его памятнику. Были среди них и те, кому посчастливилось работать вместе с выдающимся актером на ульяновской сцене, — народная артистка РФ Клара Шадько и заслуженный артист России Алексей Дуров.

    — Жизнь Матвея Филипповича связана с нашим краем очень тесно, — вспоминает Алексей Дуров. — Шарымов родился в Прислонихе, учился в Симбирской школе имени Карла Маркса. Три десятилетия творил на театральных подмостках разных театров, а восемь последних лет посвятил нашей сцене. Мне посчастливилось участвовать вместе с Шарымовым в спектакле 'Между ливнями’, где Матвей Филиппович играл роль Ленина. Позже, когда я сам работал над образом Владимира Ильича, часто вспоминал эту постановку, рассматривал фотографии Шарымова в гриме вождя, читал его воспоминания.

    В одном из писем ульяновским друзьям Шарымов заметил: 'Вся моя биография связана с именем Ленина. С 14 лет рисую и леплю Ленина. С 1938 года тружусь над его образом в театре. Вот и получается, что 47 лет я живу с именем Ленина’.

    — На ульяновской сцене все значимые работы Шарымова так или иначе были связаны с ленинской темой, — говорит Клара Шадько. — Он сыграл роль отца семейства Ульяновых — Ильи Николаевича в пьесе 'Нет прекрасней назначенья’, рассказывающей о симбирском периоде жизни вождя. В его репертуаре был и профессор Успенский, наставник молодого адвоката Владимира Ульянова в спектакле 'Гроза на рассвете’. И хотя актер много и интересно работал в спектаклях классического репертуара, главной его ролью на протяжении десятилетий была роль Владимира Ленина.

    Шарымов играл вождя пролетариата на сценах Тамбова, Оренбурга и Таллина. И в родной город актер ехал с одной мыслью 'показать свою главную работу землякам’. По счастливой случайности Матвей Филиппович подарил Ульяновску не только свой талант, но и искрометный талант своей любимой жены, актрисы Лии Радиной.

    — Как человек незаурядный, Матвей был талантлив во всем, — часто вспоминала Лия Ефимовна. — У него был прекрасный бас, и он мог стать великолепным певцом. Сохранились чудные акварели Шарымова, которые хвалил его односельчанин и прекрасный художник Аркадий Пластов. Кроме того, Матвей Филиппович писал замечательные лирические стихи. Но все эти качества он соединил в себе как актер.

    О любви этих замечательных людей ходили легенды, писались книги и снимались телефильмы. Именно любовь помогала им выстоять в военное время, преодолеть жизненные невзгоды и самозабвенно творить на радость людям. Любовь помогла Лии Ефимовне пережить свалившееся на нее горе, связанное с безвременной смертью любимого человека. Матвей Шарымов умер в 1968 году, в последний путь заслуженного артиста России провожал весь город.

    — Я счастлива, что именно здесь, на родной ульяновской земле, Матвей обрел должное народное признание, — говорила народная артистка РФ Лия Радина в одном из своих последних интервью. — Больше тридцати лет прошло со дня его смерти, но ни разу я не сказала о Шарымове: 'Он был’. Он есть, как есть солнце, луна, природа. Он продолжает жить в детях, внуках, в памяти зрителей, ценителей истинного искусства.

    Пять лет Лия Ефимовна и Матвей Филиппович покоятся в одной могиле на старом кладбище. Два года назад скончался в Санкт-Петербурге сын Матвея Шарымова Александр, известный историк и публицист. Дочь Лии Ефимовны и Матвея Филипповича — Ирина живет и работает в Москве. О славном дедушке хранят память его внуки и правнуки, которые обитают далеко за пределами России, в Америке. С любовью и благодарностью вспоминают о Матвее Шарымове его земляки. Хотелось бы, чтобы имя этого замечательного человека и актера запомнили и наши молодые читатели.

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение