Владимир Кумельский

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Владимир Кумельский фотографии

Кумельский Владимир Владимирович

1884 - 19.04.1939

биография

1884, Томск, Российская империя - 19.04.1939, Могилёв, Белорусская ССР.

Русский и белорусский актёр и режиссёр. Основатель Русского театра в Белоруссии.
Заслуженный артист БССР (1933).
Заслуженный деятель искусств БССР (1938).

Творческую деятельность начал в 1904 году, как исполнитель ролей в амплуа резонёра и фата. Стал известен, популярен у публики с 1908 года.
Служил в коллективе «Товарищество Дубовицкого», в антрепризах Г. К. Невского и В. В. Чарского.
С 1910 года стал антрепренёром передвижной труппы (совместно с Н. Н. Шестовым).
В 1910-1916 гг. выступал в Могилёве, Бобруйске и других городах Белоруссии.
В 1916-1918 гг. - в театре Ф.А. Корша.
Сезон 1918-1919 года играл на сцене Малого театра.
В 1923-1927 гг. труппа под руководством В.В. Кумельского гастролировала по Украине и Белоруссии.
В 1928 году организовал в Бобруйске "Депо-театр", который
располагался в здании городского пожарного депо.
Руководитель, режиссёр и актёр (1932-1936), актёр и режиссёр Русского драматического театра БССР (1936-1939).

Уникальные воспоминания о творческой деятельности В. В. Кумельского оставил исследователь его творчества, артист театра И. Е. Лисневский в книгах «На театральных перекрёстках», «Дорогами театров» (1987) и «В Театр иду, как в Храм» (1997); воспоминания о совместной работе опубликованы в книге народной артистки Беларуси А. Б. Обухович «Полвека на сцене» (1987); глава в книге театроведа Р. Б. Смольского «Тэатр у прасторы часу» (1998) посвящена памяти выдающегося деятеля театра.

Весной 1939 года Государственный русский драматический театр БССР выехал на гастроли в Витебск. Владимир Владимирович Кумельский обещал присоединиться к труппе позже. 19 апреля 1939 года он не очень хорошо себя чувствовал, но собрался в дорогу. Вместе с провожающими поднимался лестнице Могилёвского вокзала. Здесь у него случился приступ.

театральные работы

Спектакли, поставленные В. В. Кумельским на сцене Государственного русского драматического театра БССР:

1932
М.Горький «Егор Булычев и другие»
А.Корнейчук «Платон Кречет»
Ф.Шиллер «Коварство и любовь»
И.Никитенко «Дело чести, доблести и геройства»
И. Никитенко «Доктор Егор Кузнецов»
М.Горький «На дне»
1933
А.Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»
Н.Погодин «Мой друг»
И.Прут «Князь Мстислав Удалой»
1934
В.Киршон «Чудесный сплав»
В.Шкваркин «Чужой ребенок»
С.Амаглабели «Красивая жизнь»
Л.Леонов «Скутаревский»
Ф.Вольф «Профессор Мамлок»

1935
Ж.-Б.Мольер «Тартюф»
А.Островский «Волки и овцы»
А.Островский, М.Соловьев «Женитьба Белугина»
М.Горький «Достигаев и другие»
М.Зарецкий «Симон Коризна»
1936
А.Чехов «Дядя Ваня»

1937
А.Островский «Бешеные деньги»

театр

фотографии

публикации

  • В одном из современных районов белорусского города Могилёва находится бывшее Карабановское кладбище. Там нашёл своё последнее пристанище великий русский артист Владимир Владимирович Кумельский. Он очень любил Белоруссию, своих зрителей, и они платили ему тем же! Благодарные могилевчане поставили любимому актёру необычный памятник. До войны, в специальной нише, был установлен скульптурный портрет артиста. После войны он, к сожалению всех почитателей его таланта, куда-то исчез… Всю свою жизнь артист, режиссёр, антрепренёр, организатор и педагог – отдал искусству русского драматического театра!

    Ученик В. В. Кумельского, историк театра И. Е. Лисневский вспоминал: «Помню, я воспользовался случаем и спросил его, как он пришёл на профессиональную сцену. Кумельский рассказал, что родился в городе Томске в семье железнодорожника. Родители надеялись, что он пойдёт по стопам отца… Но когда он подрос, отец стал брать его на репетиции местного кружка любителей драматического искусства. И очень скоро он заявил родителям, что будет актёром. А в 17 лет, когда был уже опытным актёром-кружковцем, в приехавшей к ним на гастроли труппе случилось пренеприятное происшествие. Актёр, игравший старика Моора в «Разбойниках» Ф. Шиллера, поссорился с антрепренёром и накануне спектакля уехал. Заменить его было некем. Расстроенный антрепренёр обратился к местным любителям, и кружковцы порекомендовали ему Володю Кумельского. Вечером у дебютанта тряслись поджилки, повысилась температура. Но огромная ответственность перед томичами, да и перед родителями, которые пришли посмотреть на сына, позволили преодолеть страх и волнение, достойно сыграть доверенную роль. Совершенно мокрый, ушёл Кумельский за кулисы и сразу же попал в объятия антрепренёра, который сказал, что у него большое будущее, и тут же пригласил в свою труппу». Началась творческая жизнь, полная разъездов, ученичества и творческого поиска.
    В 1910 году Владимир Кумельский уже в труппе Г. К. Невского. Сохранились воспоминания современников артиста о том периоде его творческой жизни: «Герой, резонёр и фат В. В. Кумельский очаровал публику обаянием, импозантностью, глубокой правдивостью и мастерством. Его появление на сцене сопровождалось аплодисментами. По окончании спектакля дамы говаривали: «Ах, какой он прелестный! Манеры, игра! Умение держаться!..». Затем был переход в театр под руководством антрепренёра В. В. Чарского. «Первое знакомство В. В. Кумельского с Белоруссией состоялось в 1910 году, когда он работал в труппе Невского, – вспоминал в своей книге «Дорогами театров» И. Е. Лисневский. – Произошло это именно в Могилёве, где антрепренёр арендовал театр на весь зимний сезон. Могилёвской публике молодой Владимир Кумельский сразу же понравился. Принимали его тепло, и может быть, поэтому в последующие годы он неоднократно приезжал в Белоруссию на гастроли и много раз бывал в Могилёве».
    Но школа постижения актёрского мастерства для Владимира Владимировича завершилась в 1914 году. Это было его осознанное решение – начать своё дело! Тогда, выйдя из состава антрепризы Чарского, В. В. Кумельский и Н. Н. Шестов формируют труппу в Москве и отправляются на гастроли в Тулу, Калугу, Брянск и другие города. Представитель могилёвской театральной дирекции приглашает антрепризу поработать некоторое время в городском театре и получает положительный ответ! Только начались гастроли, как в город на несколько дней заехали «коршевцы» - московская частная антреприза Ф. А. Корша. У членов этого коллектива была возможность оценить игру артиста Владимира Кумельского. Ему незамедлительно поступает предложение от артистов М. М. Блюменталь-Тамариной и Н. А. Смурского, о работе на сцене прославленного московского театра. Об одной из ярких работ актёра в театре Корша вспоминал народный артист СССР И. В. Ильинский: «До революции я был совсем молодым человеком, но помню, какое большое впечатление оставил Владимир Владимирович в спектакле «Похождения Чичикова», так тогда называлась пьеса по известному произведению Н.В. Гоголя. Кумельский играл Чичикова настолько ярко и правдиво, что вот уже прошло много десятков лет, а лучшего исполнителя роли этого гоголевского дельца я не знаю. Он и меня заразил сыграть эту роль. Замечательный артист и человек!». Когда В. В. Кумельский решил стать актёром театра Корша – знал, на что шёл. Всем было известно, что этот театр отличался от других московских театров тем, что еженедельно приглашал зрителей на премьеры своих новых спектаклей. Занятость каждого артиста была такой огромной, что зачастую после очередной премьеры у артистов не было сил браться за новую работу. Но у целеустремлённого Кумельского была мечта – попасть в труппу Малого театра, а театр Корша мог стать трамплином для молодого артиста. Через некоторое время мечта осуществилась – последовало предложение о работе в Малом театре. Там он играл сезон 1918/19 года. Роли были небольшие, но яркие: Вышата и Гридень в «Посаднике» А.К. Толстого; граф Фредерико в «Собаке садовника» Лопе де Вега; Валер в «Скупом» Ж. Б. Мольера; Яков в «Старике» М. Горького. Сейчас сложно определить, что послужило причиной ухода артиста из Малого театра. Наверняка, тесно ему было в огромном коллективе артистов, нужна была творческая свобода и творческая самостоятельность – ведь он был не только уже сложившемся актёром, но и режиссёром. В 1919 году В. В. Кумельскому поступает предложение о работе в Ярославском театре в качестве главного режиссёра. Он отправляется в Ярославль. Здесь он ставит «Старика» и «На дне» М. Горького, много играет. Проходит немного времени и на афишных тумбах городов Украины и Белоруссии появляются рекламные плакаты о гастролях «Труппы под руководством Владимира Кумельского».

    В белорусском городе Бобруйск не было своего театрального здания, и обычно гастролирующие труппы давали спектакли в городском театре «Депо». Размещалось примитивно оборудованное помещение, на втором этаже пожарной части. Холщовый занавес и ряды тёмно-синих скамеек – нехитрое имущество, которое предоставляли пожарные гастролёром. Этот зал стал стационаром для странствующей труппы Владимира Кумельского, которая кочевала по всем городам и весям Белоруссии, но на зимний сезон, как правило, приезжала в Бобруйск. К коллективу артистов в городе стали привыкать и на повестку дня стал вопрос о строительстве специального театрального помещения. Весной 1930 года, на торжественном митинге В. В. Кумельский заложил первые кирпичи в фундамент нового театра. В 1932 году Русский театр под управлением Владимира Кумельского был преобразован в Государственный русский драматический театр БССР с базой в Бобруйске. Газета «Звезда» писала, что Государственный русский драматический театр БССР, в организацию которого много сил и способностей вложил его руководитель В. В. Кумельский, серьёзно подходил к решению творческих задач. «Это сильный коллектив актёров с солидной театральной культурой, с искренним желанием в грандиозной стройке социализма в нашей стране». В течении двух лет зрителям были показаны «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина, «Межбурье» Д. Кудрина, «Гибель эскадры» А. Корнейчука, «Чапаев» по Д. Фурманову и другие спектакли.
    Владимир Владимирович был режиссёром реалистического направления. «Для постановщика важно понять замысел автора, проникнуть в социальную природу пьесы, – говорил В. В. Кумельский. – Режиссёр может при проведении в жизнь этой задачи быть не только исполнителем, но и создателем, творцом, проводящим свою собственную художественную идею. От режиссёрской идеи зависят те формы и та окраска, в которую будут выливаться задания автора. Автор и режиссёр – это два друга, которые должны идти рука об руку к общей цели».

    Много ролей сыграл актёр Кумельский. Но была в его жизни одна роль, которую много лет не могли забыть зрители – роль профессора Скутаревского в одноимённом спектакле по пьесе Л. Леонова. Произошло совпадение душевных качеств, внешности, понимания жизни у актёра и его персонажа. На протяжении трёх часов сценического действия Скутаревский был разным: целеустремлённым и преданным науке, человеком твёрдых принципов и готовым прийти на помощь, необыкновенно трогательным и сочувствующим… Центральный эпизод спектакля – монолог главного героя у постели умирающего сына. То, что происходило на сцене – поражало зрителей так, что в зале и на сцене была такая тишина, что было слышно только дыхание умирающего юноши, сына профессора. «Глаза Скутаревского – Кумельского были сухими, – писал в статье к 100-летию В. В. Кумельского, театральный критик Р. Б. Смольский, - но в их горячем блеске кричало бесконечное отцовское горе, горе человека, который не может ничем помочь умирающему сыну».
    Осенью 1933 года театр справил новоселье в новом здании, а уже в 1935 году, было принято решение о переводе коллектива Государственного русского драматического театра БССР в Могилёв. Через некоторое время Владимира Владимировича вызвали в Управление по делам искусств в Минск и предложили реорганизовать театр: расформировать старую труппу и пригласить актёров и режиссёров из столичных театров. Кумельский соглашается с предложением руководства и едет в Москву, предварительно оговорив свой вопрос. После реформирования он должен будет оставить все административные должности и остаться в труппе в качестве актёра и режиссёра. Так и получилось. Переживал ли Владимир Владимирович за своё детище? Конечно, переживал, конечно, волновался… Но всё произошло так, как планировалось. И к открытию сезона 1936/1937 года, началась новая глава в истории театра.

    Могилёвский зритель ждал от своего любимого артиста новых ролей. Открытием чего-то нового и необычного были роли Городничего в новом «Ревизоре», Тартюфа в одноимённом спектакле, а роль Келлера-Галкина в «Очной ставке», оказалась последней ролью Владимира Владимировича Кумельского.

    Игорь Метельский

    Игорь Метельский, специально для сайта «Кино-театр.ру».

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение