Алексей Симкович

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Алексей Симкович фотографии

Симкович Алексей Ефимович

24.03.1931 - 17.06.2017

Фильмография: 1 работа в 1 проекте

биография

Родился 24 марта 1931 года в Киеве.

Заслуженный артист РСФСР (13.04.1989).

В 1951 году окончил студию при Тбилисском русском театре юного зрителя (педагог Н.Я.Маршак).
Работал в театрах юного зрителя Тбилиси (1954—1959 и 1971—1974), Казани (1959—1963), Куйбышева (1963—1966), Ростова (1966—1969 и 1974—1980), Волгограда (1969—1971).
С 1980 года - актёр Куйбышевского (Самарского) ТЮЗа.
Сыграл более 250 ролей.
В течение нескольких лет руководил молодёжным театром Куйбышевского государственного медицинского института.

Дочь - актриса театра "Сатирикон" Лика Нифонтова (род. 1963).

Ушёл из жизни 17 июня 2017 года.

театральные работы

Корчагин («Как закалялась сталь» по Н. Островскому)
Чапаев («Песнь о комдиве» В. Молько и В. Разумневича)
Урядник («Поминальная молитва» Г. Горина)
Полоний («Гамлет» В. Шекспира)
Принц, Король («Золушка» Е. Шварца)
Артур-Овод («Итальянская трагедия» А.П. Штейна)
Бургомистр («Дракон» Е. Шварца)
Вольпоне («Вольпоне» Б. Джонсона)
Д'Артаньян («Три мушкетера» по А. Дюма)
Дживола («Карьера Артуро Уи» Б. Брехта)
Дон Мануэль («Дама-невидимка» П. Кальдерона)
Дормедонт («Поздняя любовь» А.Н. Островского)
Евдокимов («104 страницы про любовь» Э.С. Радзинского)
Илико («Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе)
Ленин («Именем революции» М.Ф. Шатрова)
Леонидик («Мой бедный Марат» А.Н. Арбузова)
Петя Трофимов («Вишневый сад» А.П. Чехова)
Робин Гуд («Робин Гуд» С. Заяицкого)
Скапен («Плутни Скапена» Ж.-Б. Мольера)
Соленый («Три сестры» А.П. Чехова)
Терешко-Колобок («Трибунал» А. Макаенка)
Фридман («Лавка метафор» Ю.К. Олеши)
Царь Фанфур («Синее чудовище» К. Гоцци)
Чубуков («Предложение» А.П. Чехова)
Кнуров («Бесприданница» А. Островского)
Мельник («Бумбараш» Е. Митько, Ю. Михайлова, В. Дашкевича)
Гарри («Последняя любовь» («В тени виноградника») В. Мухарьямова)
Мартын Нароков («Таланты и поклонники» А. Островского)
Журналист («Остановите Малахова» В. Аграновского)
Марио («Женщина в подарок» Тердзоли и Вайме)
Барсук («Домик-пряник» М. Стеглика)
«Провинциальные анекдоты» А. Вампилова
«Малыш» по повести братьев Стругацких
«Ревизор» Н.В. Гоголя
«Рядовые» А. Дударева

В театре «СамАрт» поставил спектакли:
«Похождения храброго Кикилы» Г. Нахуцришвили, В. Гамрекели
«Человек со звезды» К. Виттлингера
«За рекой моя деревня» Ш. Роквы
«Конек-Горбунок» по П. Ершову
«Али-баба и сорок разбойников» В. Смехова
«Кот в сапогах» Л. Макарьева по сказке Ш. Перро

призы и награды

Лауреат I Всероссийского фестиваля детских театров (1957).
Лауреат III Всероссийского фестиваля национальной драматургии.
Почетная грамота Губернатора Самарской области (1999).
Почетный знак Губернатора Самарской области «За труд во благо земли Самарской» (2010).
Лауреат губернского профессионального конкурса «Самарская театральная муза» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана в драматическом театре» (2007), а также удостоен специальной премии жюри конкурса «За преданность актерской профессии» (2009).

театр

источники информации

фотографии

публикации

  • Тройной юбилей Алексея Симковича
  • В «СамАрте» состоялось чествование ведущего актера труппы. В день своего 80-летия нестареющий мастер сцены отметил тройной юбилей.

    24 марта, в день своего 80-летия, заслуженный артист России Алексей Симкович сыграл главную роль в премьерном спектакле «СамАрта» по пьесе В.Мухарьямова «Последняя любовь» («В тени виноградника»). Этот подарок самарский театр юного зрителя сделал одному из ведущих мастеров своей труппы, который посвятил служению сцене 60 лет жизни, из которых 30 - ставшему для него родным домом «СамАрту».

    Сценическое долголетие не такая уж редкость, и все же 80 - 60 - 30 - это жизненные и творческие вехи, которым позавидует любой артист. Слово Алексею Симковичу.

    «Театр - утешительное искусство»

    - Актер детского театра - особое призвание. И Георгий Товстоногов, и Петр Монастырский, и Алексей Гвоздков начинали в детском театре, а Адольф Шапиро постоянно работает в нем. Наверное, детский театр дает больше права на фантазию. А с актерской точки зрения это вообще прекрасно. Ну, в каком «взрослом» театре можно утром играть Барсука в сказочном спектакле «Домик-пряник», а вечером - Павку Корчагина?

    Любовью к детскому театру меня заразил мой первый режиссер - художественный руководитель Тбилисского тюза Николай Маршак, который был, кстати, педагогом Георгия Товстоногова и Евгения Лебедева. Но главное все-таки в том, что я, как и многие люди моего поколения, были по существу лишены детства. С десяти лет стал зарабатывать на хлеб, а в одиннадцать пытался сбежать на фронт. Затем - эвакуация, окружение, ранение... В детском театре я возвращаю себе то, что когда-то потерял. Когда вижу со сцены детские лица, они меня трогают до слез.

    Я родился в Киеве. Успел закончить первый класс средней школы, когда началась война. Моя мама была актрисой киевского Еврейского театра, где выступали такие корифеи, как Михоэлс и Гузик. Отец погиб в первый же год войны, а наша семья эвакуировалась в Ставропольский край, в колхоз, который назывался «Пролетарий, или вольный мужичок». Это была такая глушь, где люди не имели даже понятия о том, что такое железная дорога и кто такие те евреи, которые приехали к ним невесть откуда. Там мы прожили год. Дети трудились наравне со взрослыми: приходилось работать в силосных ямах, пасти коров.

    Когда и туда пришли немцы, мы снова снялись с обжитых мест. Шли пешком четыре месяца, начиная с июня. В Махачкале нас впервые погрузили на платформы и отправили в Баку. Не доехав несколько десятков километров до города, поезд неожиданно изменил маршрут и отправился в Тбилиси. Все сошли, а наша семья осталась: мама была больна тропической лихорадкой и не могла двигаться. Так 20 ноября 1942 года я оказался в Тбилиси. Жили в бараке. Первое время зарабатывал тем, что продавал папиросы, которые набивали раненые. Затем окончил ФЗУ суконной фабрики, стал ткачом, работал на заводе.

    Принимал участие в самодеятельности, был страстным болельщиком. Это и повернуло мою судьбу. Однажды рядом со мной на трибуне оказался ведущий актер Тбилисского тюза. Узнав о моем увлечении театром, он пригласил меня зайти в тюз, где как раз проводился набор в театральную студию. Так началась моя актерская судьба. А в труппе в то время, между прочим, работали Евгений Лебедев и Павел Луспекаев.

    Самой моей первой была бессловесная роль в пьесе «Снежок»» об американских школьниках. Особенно дорога небольшая роль раненого бойца в «Двух капитанах», где Ромашова играл Лебедев. С нею связан такой эпизод. У меня на ноге назревал огромный фурункул, а по ходу действия я, обожженный, должен был выбежать на сцену, крича, что наш состав разбомбили. Во время спектакля я споткнулся об изображавшую развороченные шпалы декорацию, упал на больную ногу и от боли закричал прямо-таки нечеловеческим голосом. Но в этот момент я интуитивно схватился не за болевшую ногу, а за якобы обожженную руку, и это не ускользнуло от внимания Маршака.

    В жизни мне повезло. Сыграл много «видных» ролей: героя английских баллад ХII века Робин Гуда, жившего в XVI веке благородного француза Д"Артаньяна, итальянского революционера Овода - это уже ХIX век, затем – «своих» Корчагина и Чапаева, которыми восхищалось несколько поколений наших современников. Были и первый космонавт, и даже Ленин, причем в двух разных театрах. Конечно, все эти роли - мои дети, но есть те, которые люблю по-особому трепетно. Это Леонидик в спектакле «Мой бедный Марат», Илико в «Я, бабушка, Илико и Илларион», урядник в «Поминальной молитве», Фанфур в «Синем чудовище».

    Мне довелось работать в театрах Тбилиси и Ростова, но окончательно «осел» в Самаре. Что касается нынешнего «СамАрта», то это театр, о котором может мечтать любой актер. В нем все складывалось постепенно. Не знаю другого человека, который, подобно нашему директору Сергею Соколову, жертвовал бы ради театра буквально всем. Сегодня на нашей сцене спектакли таких выдающийся режиссеров, как Адольф Шапиро, Александр Кузин, Георгий Цхвирава, Анатолий Праудин. В коллективе удивительная атмосфера, по существу это одна семья, где каждый болеет за партнера, искренне радуется его успеху.

    Моему театру обязан и возможности реализовать себя как режиссера. Поставил здесь шесть спектаклей. Меня называют сказочником, действительно люблю ставить сказки. Я убежден, что театр - утешительное искусство, и свои последние спектакли «Кот в сапогах» и «Али-Баба и сорок разбойников» постарался сделать особенно веселым, красочными.

    Много лет работал со студенческими и школьными театрами. Замечательный коллектив был у меня в школе №64. Ребята участвовали в проходивших в Самаре фестивалях детских театров, завоевывали дипломы.

    Я по-настоящему счастлив и на сцене, и в семье, в которой продолжается актерская традиция. Сын от первого брака окончил в Тбилиси студию Театра имени Руставели и поработал актером, правда, впоследствии сменил специальность и, получив специальное образование, посвятил себя медицине. Старшая дочь Лика Нифонтова ныне народная артистка России. «Не подкачал» и зять – ее муж Сергей Урсуляк: он известный кинорежиссер.

    Счастлив, что могу сказать: лейтмотивом моего творчества последнего десятилетия является любовь. Об этом и поставленная к моему 70-летию Александром Кузиным итальянская комедия «Женщина в подарок», и роли в двух спектаклях режиссера Анатолия Праудина. Это пожилой служитель театра Мартын Прокофьич Нароков, сердце которого преисполнено любви к молодой актрисе Негиной, в «Талантах и поклонниках» А.Островского и состарившийся, страдающий от недугов Сорин, который признается в своей давней любви к Нине Заречной в чеховской «Чайке» - ее скоро увидят зрители. И вот, наконец, поставленная Борисом Гранатовым «Последняя любовь», которую мы сыграли в день моего 80-летия.

    Что такое возраст? О том, сколько мне лет, пусть скажут мои партнеры, товарищи по сцене, в конце концов - моя жена. Человеку столько лет, насколько его воспринимают окружающие. А Самара ниспослана мне, кажется, самим богом. Помотавшись по свету, именно здесь я обрел мой дом, мое отечество.

    Валерий ИВАНОВ

    № 51 (5999) от 29.03.11

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение