Сергей Рыжов

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Сергей Рыжов биография

Рыжов Сергей Григорьевич

Дата рождения: 19.02.1944

Фильмография: 1 работа в 1 проекте

биография

Родился 19 февраля 1944 года.

Заслуженный артист Республики Бурятия (1994).
Народный артист Республики Бурятия (1999).
Заслуженный артист России (12.06.2004).

Начал творческую деятельность в 1969 году. Работал в Приморском ТЮЗе, Семипалатинском театре драмы им. Ф. Достоевского, Лысьвенском городском драмтеатре.
С 1977 года - актер Бурятского русского драмтеатра в Улан-Удэ.

Жена - народная артистка России Нина Туманова (род. 1945).

театральные работы

Милона («Недоросль» Д. Фонвизина)
Марасанов («Мой друг Моцарт» В. Никитина)
Иван («Характеры» В. Шукшина)
Борис Годунов («Смута» А.К. Толстого)
Тевье-молочник («Поминальная молитва» Г.И. Горина)
Андрей Васильевич («Пожалуйста, продайте мне вашего мужа» М. Задорнова)
Дорн («Чайка» А. Чехова)
Лерман («Девушка-гусар» Ф. Кони)
Ксанф («Эзоп»» Г. Фигерейдо)
Компас («Делец» А. Толстого)
Большов («Свои люди - сочтемся» А. Островского)
Вурм («Коварство и любовь» Ф. Шиллера)
Полетт («Мария Стюарт» Ф. Шиллера)
Александр I («Мятежники» Голлер)
Барон («Любовью не шутят» А. де Мюссе)
Маркиз Риккардо («Собака на сене» Лопе де Вега)
Старик («Тридцать три счастья» О. Богаева)
Янкель («Хапун» В. Ольшанского)
Леандро («Любовь к одному апельсину» В. Синакевича)
Король («Золушка» Е. Шварца)
Царь («Горя бояться - счастья не видать» С. Маршака)

призы и награды

2008 - Лауреат конкурса "Призвание" в номинации "Лучшая мужская роль" - за спектакль "Хапун" В. Ольшанского.
2009 - Почетная грамота Министерства культуры РФ.

театр

публикации

  • Удивительный мир артиста
  • 20 марта у популярного актера Государственного русского драматического театра, заслуженного артиста России Сергея Рыжова творческий вечер в честь его 65-летия. В этот день он предстанет в разном амплуа, вниманию зрителей будут предложены отрывки из спектаклей: «Поминальная молитва» Г. Горина, «Смута» А. Толстого, «Эзоп»» Г. Фигерейдо, «Свои люди - сочтемся» А. Островского.

    Сегодня его знают многие в Улан-Удэ, и у каждого он ассоциируется со своим героем – у кого-то с Дедом Морозом, у кого-то с древнегреческим философом Ксанфом из спектакля «Эзоп», у кого-то с господином Компасом из комедии «Делец» А. Толстого, а у кого-то сразу всплывает образ Тевье-молочника из «Поминальной молитвы»… За тридцать с лишним лет работы в Государственном Русском драматическом театре создано столько образов, неповторимых и непохожих, что ими можно заселить целую эпоху и целый мир.

    Заслуженный артист России Сергей Рыжов один из тех актеров, кто не нуждается в представлении. Какими бы не были его герои, они всегда обладают присущим ему юмором, иронией и даже сарказмом, чем и запоминаются зрителям.

    За годы работы в театре число ролей различного амплуа и диапазона, сыгранных им, давно перевалило за сотню.

    В работах последнего десятилетия артист С.Г. Рыжов показывает себя как зрелый мастер, которому подвластны и высокая трагедия, и тонкая психологическая драма. Ярко и беспощадно он раскрывает серьезность самодурства в роли Большова в спектакле «Свои люди - сочтемся» А. Островского. В этом образе соединились мошенник, деспот и любящий отец, глубоко несчастный человек, жестоко отомщенный за ложь, лицемерие и жестокость.

    В роли древнегреческого философа Ксанфа в спектакле «Эзоп» Г. Фигейредо артист демонстрирует высшую культуру диалога на сцене, тщательность отбора выразительных средств, чувство меры. В роли господина Компаса в спектакле «Делец» А. Толстого с присущим ему сценическим темпераментом С.Г. Рыжов с тонкой иронией раскрывал сущность биржевого воротилы, цель жизни которого – нажива.

    Работы С.Г. Рыжова неоднократно отмечались театральной критикой и находили положительный отклик в прессе, как в республике, так и на гастролях.

    Из ролей последних лет особенно выделяется роль Полетта в спектакле «Мария Стюарт» Ф. Шиллера. Благородный рыцарь предстает перед зрителями не только как блюститель порядка, но и как поборник чести и совести. Для него жизнь королевы Шотландской не менее священна, чем жизнь королевы Английской.

    В роли старика в спектакле «Тридцать три счастья» О. Богаева Рыжов С.Г. предстает совсем другим человеком. В этой работе он мастерски использует элементы трагикомедии. Его старик вызывает сочувствие и грусть, смех и недоумение по поводу его поступков.

    Последняя по времени создания работа артиста в спектакле «Хапун» по пьесе В. Ольшанского оказалась показательной и раскрыла всю палитру его творческого таланта. Его персонаж Янкель необычайно трогателен и по-хорошему ироничен. Артист владеет очень редким умением - использовать всю палитру своего голоса. Образ Янкеля получился выразительным, точным и пластичным. Живые глаза Сергея Рыжова не могут не тронуть сердца зрителя, вызывая сочувствие и добрый смех.

    У артиста во время работы над образом была задача, поставленная режиссером Хрущевым - избежать наработок по уже имеющейся в репертуаре актера роли еврея, показать непростые взаимоотношения с Хапуном (еврейским чертом, который по легенде высматривает свою жертву, хватает ее и уносит)…. Удалось. Легкий холодок пробегает в тот момент, когда забирает Хапун Янкеля (это один человек, так сказать, «проштрафившийся») и мы видим совершенно другого, уверенного в себе и ничего не боящегося, главу семейства по возвращению. Он вернулся ДРУГИМ.

    За работу в этом спектакле артист Рыжов С.Г. получил Диплом «Призвание» за лучшую мужскую роль второго плана по итогам сезона 2007-2008 гг.

    Сергей Григорьевич Рыжов много и с удовольствием работает в детских спектаклях. Среди запоминающихся ролей: интриган Леандро в спектакле «Любовь к одному апельсину» В. Синакевича, обаятельный король сказочного королевства в спектакле «Золушка» Е. Шварца, любящий отец, который ради счастья своего сына готов совершать нелепые поступки. Но он, пожалуй, более наивен, чем глуп.

    Артист органичен в любых предлагаемых обстоятельствах, профессионален в репетиционном процессе и всячески помогает партнеру в работе, что говорит о хорошей школе актера и об уважении к сценическому общению.

    Его герои разные, но большинство их отличает одно: безупречные манеры, холодноватая элегантность и мягкая интеллигентность. При этом вышеназванные качества умело трансформируются, создавая образы, начиная с мягкотелых интеллигентов до стоических аристократов. Наверное, потому его образы любимы, что они очень реальны, что они из жизни.

    Лилия Маркина

  • Герои из жизни
  • Сегодня его знают многие в Улан-Удэ, и у каждого он ассоциируется с каким-то любимым героем – у кого-то с Дедом Морозом, у кого-то с древнегреческим философом Ксанфом, а у кого-то с Тевье-молочником… За тридцать с лишним лет работы в Русском драматическом театре им. Бестужева создано столько разных неповторимых образов, что ими можно заселить целый мир. Заслуженный артист России Сергей РЫЖОВ – один из тех актеров, кто не нуждается в представлении. Какими бы ни были его герои, они всегда обладают присущим самому актеру юмором, иронией и даже сарказмом и запоминаются зрителям.

    Он поступил в труппу улан-удэнского русского театра тридцатитрехлетним. В нем чувствовалась порода, врожденный аристократизм – качества, которые подходили не каждому театру. Наверное, этим можно объяснить актерскую одиссею по театрам бывшего Советского Союза от Дальнего Востока до Казахстана… Останься Рыжов работать в каком-нибудь другом театре, кто знает, как бы сложилась его судьба. Но с Бестужевским он явно угадал.

    Сейчас уже мало кто помнит его первые работы, но именно с них начинался большой артист. Его темперамент раскрылся с потрясающей откровенностью в образе Милона («Недоросль» Д. Фонвизина). В роли Марасанова в спектакле «Мой друг Моцарт» В. Никитина ярко проявились эмоциональная открытость, правда чувств и глубина мысли актера. Работая над образом Ивана в спектакле «Характеры» В. Шукшина, С. Рыжов показал себя замечательным исполнителем характерных ролей, он тщательно отбирал выразительные средства, был психологически точен.

    Ярко раскрылись его комедийные способности в ролях Андрея Васильевича в спектакле «Пожалуйста, продайте мне вашего мужа» М. Задорнова, Лермана в водевиле «Девушка-гусар» Ф. Кони. Здесь тонкий юмор сочетается с точно найденной речевой характеристикой и пластическим рисунком, остроумной импровизацией.

    Сергей Рыжов умеет раскрывать красоту человеческой души, но также умеет показать и ее низость, не забывая о человеческом. Его Дорн в чеховской «Чайке» – умудренный жизнью, умный и обаятельный человек, тонко чувствующий прекрасное. Даже его Вурм в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера не просто злодей, способный на любую подлость, но милый и в чем-то привлекательный человек. Его Борис Годунов в «Смуте» А. Толстого – жестокий властелин, который для достижения своей цели не остановится ни перед чем, и патриот, любящий отец.

    Уже упомянутый врожденный аристократизм, казалось, обрекал Сергея Рыжова на роли царей, баронов, маркизов, советников, королей. И их было немало: Александр I («Мятежники» Голлер), Барон («Любовью не шутят» А. Мюссе), маркиз Риккардо («Собака на сене» Лопе де Веги), Король («Золушка» Е. Шварца). Но, по иронии судьбы, одной из любимейших работ актера стала роль Тевье-молочника в спектакле «Поминальная молитва» Г.Горина по мотивам произведений Шолом-Алейхема, в которой он выходил к зрителю более ста раз. Эта роль поражает многоплановостью. В ней органично уживались светлое величие человеческого духа и острейший гротеск, жизнеутверждающие аккорды, философская глубина, трагический пафос, страсть и трогательность.

    Сергей Григорьевич вспоминал о работе над этой ролью: «Когда я читал шеститомник Шолом-Алейхема, совершенно забыл, еврей автор или нет, для меня этот писатель был своим. Потому что говорит он о человеческих чувствах, которые есть у меня, у всех людей, независимо от национальности. Вот и мой герой претерпевает жесточайшие удары судьбы, которые сплошь и рядом обрушиваются на каждого из нас и от которых никуда не уйдешь. И нам очень важно знать, как простой человек молочник Тевье справится со всем этим. Откуда возьмет силы пережить полный развал семьи, которая для него святая святых. Ведь отняли все! Но самое главное осталось. То, чего никто и никогда у человека отнять не сможет, – Бог. А мой герой живет с Богом. И эта верность Всевышнему и традициям своего народа спасают его».

    За годы работы в театре число ролей давно перевалило за сотню. В последние десятилетия артист С.Г. Рыжов показывает себя как зрелый мастер, которому подвластны и высокая трагедия, и тонкая психологическая драма. Ярко и беспощадно он раскрывает самодурство купца Большова («Свои люди – сочтемся» А. Островского), мошенника, деспота и любящего отца, глубоко несчастного, обманутого человека.

    Лилия Маркина

    Страстной бульвар, 10
    Выпуск №1-121/2009

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение