Яков Рафальсонс

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Яков Рафальсонс (Jakovs Rafalsons) фотографии

Рафальсонс Яков Абрамович

Jakovs Rafalsons

Дата рождения: 05.11.1946

Фильмография: 12 работ в 12 проектах

биография

Родился 5 ноября 1946 года в Макеевке Донецкой области Украинской ССР.

Заслуженный артист РСФСР (17.04.1989).

Отец артиста в начале войны эвакуировался из Риги, спасаясь от преследований нацистов. В 1964 году Яков вернулся в Ригу, через два года поступил в Ярославское театральное училище, которое окончил в 1970 году.
Играл в Мичуринском, Воронежском, Севастопольском (1978) и Томском драмтеатрах, в Томском ТЮЗе. Сотрудничал с московскими театрами «Наш театр» и «Глобус».
С 1991 года - актер Рижского русского театра имени Михаила Чехова.

театральные работы

Томский театр юного зрителя
«Синие кони на красной траве» М. Шатрова — Врач
«Брысь, смерть, брысь» С. Шальтяниса — Дедушка
«Стрелы Робин Гуда» — монах Тук

Томский областной драматический театр
«3олотой слон» А. Копкова
«Рождество в доме синьора Купьелло» — Синьор Купьелло
«Самоубийца» Н. Эрдмана — Подсекальников

Рижский русский театр имени Михаила Чехова
«Мсье N» — Мсье
«Люди и мыши» — Хозяин
«Касатка» А.Н. Толстого — Абрам Желтухин
«Грехопадение» — Рабло
«Жених из Иерусалима» — Лейзер
«Недосягаемая» — Доктор Корниш
«Грехи Трины» — Рембениха
«Самое главное» — Комик
«Горячее сердце» А.Н. Островского — Градобоев
«Пляска смерти» — Капитан
«Весельчаки» — Вилли Кларк
«Художники» — Мартелло
«Случайная смерть анархиста» — Сумасшедший
«Французские страсти на подмосковной даче» — Леонид Борисович
«Онегин, добрый мой приятель» — Трике
«Дибук» — Раби Шлоймере
«Сирена и Виктория» — Константин
«Плутни Скапена» — Скапен
«Вишнёвый сад» А.П. Чехова — Гаев
«Бесплодные усилия любви» — Дон Армадо
«Великолепный рогоносец» — Бруно
«Кода» — Иван Федорович Сучков
«Старинные часы» — вокал
«Не боюсь Вирджинии Вульф» — Джордж
«Русский смех» — Генерал, он же Иван Андреевич
«Призраки» — Паскуале Лойяконо
«Я не Раппапорт» — Нат
2001 — «Ужин дураков» Франсиса Вебера. Режиссёр: Роман Козак — Франсуа Перен
2004 — «Король и шут» Александра Борщаговского. Режиссёр: Феликс Дейч — Миха
2007 — «Одесса, город колдовской...» В. Вербина по рассказам И. Бабеля. Режиссёр: Владимир Золотарь — Фроим Грач
2008 — «Голодранцы-аристократы» Эдуардо Скарпетта. Режиссёр: Паоло Эмилио Ланди — Феличе
2010 — «Дядюшкин сон» М. Бычкова по повести Ф. Достоевского — Князь К.
2011 — «Человек и джентльмен» Э. де Филиппо. Режиссёр: Паоло Эмилио Ланди — Дженнаро Де Сиа
2012 — «Танго между строк» А. Щербака. Режиссёр: Игорь Коняев — Оскар Строк
2012 — «Лес» А.Н. Островского. Режиссёр: Игорь Коняев — Аркадий Счастливцев
2012 — «Путники в ночи» О. Данилова. Режиссёр: Дмитрий Астрахан — Сорокин
2013 — «Якиш и Пупче» Х. Левина. Режиссёр: Евгений Арье — Лейбех, сват
2013 — «Комедиант господина по М. Булгакову. Режиссёр: Игорь Коняев — Людовик Великий

Лиепайский театр
2006 — «За закрытой дверью» Жана Поля Сартра

призы и награды

Орден Трёх звёзд (2003, Латвия).
Лауреат национальной театральной премии «Spelmanu nakts» в номинации «Лучший актёр 1996 года» за роль Капитана в спектакле «Пляска смерти».
Лауреат национальной театральной премии «Spelmanu nakts» в номинации «Лучший актёр 2001 года» за роль Скапена в спектакле «Плутни Скапена».

театр

источники информации

фотографии

публикации

  • Ему есть что сказать миру и людям
  • Томскому актеру Якову Орлову рукоплескала вся страна.

    Недавно канал "Культура" показал нашумевший спектакль Рижского русского драматического театра "Плутни Скапена". Томичи сразу же узнали в исполнителе главной роли бывшего актера Томской драмы Якова Орлова. Даже несмотря на то, что на экране большими буквами была написана совсем другая фамилия - Рафальсон...

    Яков Орлов приехал в Томск вместе с ленинградским "десантом" в июле 1979 года - открывать Театр юного зрителя. Наталья Пономарева, назначенная к тому времени главным режиссером будущего театра, познакомилась с актером Орловым, когда ставила дипломный спектакль в Севастопольском русском драматическом театре. Поразившись психологической гибкости актера, она обещала ему роль вождя революции в спектакле по пьесе М.Шатрова "Синие кони на красной траве". Томский ТЮЗ был вторым в СССР театром, где намеревались ставить этот авангардный и чрезвычайно смелый по тем временам "революционный этюд"...

    Тут и произошла первая неувязка. Поскольку Яков Абрамович взял фамилию своей жены в качестве псевдонима, а по паспорту он был Рафальсон, партийные власти не сочли кандидатуру замечательного актера вполне подходящей для роли вождя мирового пролетариата. Яков был страшно этим задет. Но он в спектакле все-таки сыграл, выступив в роли личного врача вождя. Роль Ленина исполнил питерский артист, кстати, тоже с какой-то не совсем подходящей фамилией - Анатолий Насибулин. Яков Орлов роль свою вел мягко, деликатно. Прочувствованно. Его герой с поистине профессиональной медицинской внимательностью относился к своему великому пациенту, жалел его и почитал - был первым в "свите, игравшей короля". Спектакль получился ярким, неожиданным, и как артист Орлов сразу выдвинулся в труппе на первый план.

    Но об Орлове театральная общественность была наслышана еще раньше. В ТЮЗе состоялся настоящий театральный хэпеннинг, разыгранный молодыми и смелыми питерскими режиссерами, художниками и артистами в фойе еще не открывшегося театра Они устроили вернисаж, пригласив к участию молодых томских художников-авангардистов, которым никто бы, конечно, выставочных площадей не предоставил. У обкома партии и управления культуры этот вернисаж, устроенный в самом центре города, наискосок от обкома, вызывал очень большие сомнения.

    Но в последний момент руководство театра известило идеологическое начальство, что на выставку в Томск приезжает знаменитый искусствовед из Ленинграда, сотрудник Русского музея, который откроет вернисаж своей лекцией о современном искусстве. Против столичного лектора никто возражать не решился. Более того, на открытие явилось все томское начальство (кроме первого руководителя). Все пожимали руки искусствоведу, с уважением выслушали лекцию знаменитости. Имени его они, правда, не знали, но тем не менее впечатление он на них произвел сильное. А потом разразился скандал: оказывается, роль "искусствоведа" сыграл актер Яша Орлов! Он был в ней блистателен...

    Скандал кое-как замяли, но не простили. Не Яше - директору театра Александру Николаеву. А вскоре вышел второй в истории театра спектакль по пьесе латышского драматурга Саулюса Шальтяниса "Брысь, смерть, брысь" -история юных Ромео и Джульетты в послевоенной Латвии. Их играли Игорь Скляр и Наталья Акимова ("ДД" об этом уже писал). Яков Орлов играл дедушку героя. Это был настоящий библейский праотец - все провидящий, но ничего не могущий предотвратить, ибо каждое поколение совершает свои ошибки.

    Молодых нельзя ничему научить, ни от чего предостеречь, и это горькое изначальное знание рождало в герое Орлова неизбывную печаль. Актер, тогда еще совсем молодой человек, немногим за тридцать, явил такую глубину проживания и горечь невозможности отвести предначертанное, что именно он стал лидером в театре. К сожалению, Томск в тот момент сильно обидел артиста: после второго спектакля театра в областной молодежной газете появилась статья об Орлове, написанная в крайне неуважительном тоне. Там зачем-то была названа и его настоящая фамилия. Доказывать газете, что неэтично раскрывать тайну псевдонима, Орлов не стал.

    А потом был отец Тук, веселый монах, любитель выпить и закусить, верный друг героя - в спектакле "Стрелы Робин Гуда". Над фокусами Тука покатывался зал, кстати, не из одних детей состоявший. Были и другие роли в спектаклях театра, но Яшу уже присмотрел режиссер Томской драмы Феликс Григорьян... Яша ушел к Мастеру, не задумываясь.

    Появление Орлова в Томской драме сразу украсило сцену этого театра. Его репетиции можно было смотреть как отдельный спектакль: актер готовился к ним основательно, всякий раз принося что-нибудь новое. Когда репетировапи знаменитого "3олотого слона", Яков показывал такие кунштюки, что главреж хохотал до слез. Что не мешало Феликсу Григорьевичу, посмотрев сотый вариант сцены с Яшей, промокнув глаза и высморкавшись, предложить любимому артисту свой вариант. И Орлов снова импровизировал с азартом.

    Этот спектакль стал настоящим взрывом в театральной жизни Томска. Там все работы вышли фантастически смешными, текст Копкова разошелся на цитаты, а Яков Орлов получил прекрасную возможность для полного и невероятно яркого проявления своего комедийного таланта. Кстати, об импровизации. На сцены Орлова всегда выходил смотреть весь театр, однако импровизации коллег воспринимались им неоднозначно. В спектакле "Рождество в доме синьора Купьелло" в постановке Аллы Кигель он играл заглавную роль, а Татьяна Владимирова - его дочь, девушку взбаломошную и неожиданную. Так случилось, что накануне одного из спектаклей Татьяна состригла свои роскошные волосы, оставшись при "послетифозном" ежике. Все поудивлялись, но вот Орлова почему-то никто и не подумал предупредить о том, что его "дочка" появится практически без волос! Когда она распахнула шубку, надетую на нижнее белье, что было по роли, и сдернула шляпку (тоже по роли) со стриженой головы, ее партнер утратил дар речи. Спектакль чуть было не закончился в самом его начале. В антракте Орлов очень сердито выговаривал Татьяне за ее "непрофессиональное" и "нетоварищеское" поведение...

    В спектакле Михаила Борисова по пьесе Николая Эрдмана "Самоубийца" Орлов сыграл, безусловно, смешную роль, найдя по-настоящему трагические черты в истории незадачливого Подсекальникова, не вписавшегося в полусоциалистическую-полунэповскую действительность. Здесь снова проявилось это присущее ему свойство - умение найти трагическое в самом смешном, заставить зрителей оборвать неудержимый хохот горечью, сопереживанием, мгновенно рождающейся мыслью -"это же обо мне". У Якова Абрамовича всегда имелось так много актерских приспособлений, что ему был нужен режиссер с очень тонким вкусом, умеющий найти баланс трагического и комического. В противном случае артист Орлов грозил утопить коллег в своих сценических вариациях.

    Томичи-меломаны до сих пор помнят выступления Якова Орлова с камерным квартетом Томской филармонии под руководством скрипача Сергея Зеленкина, тогда еще заслуженного артиста России. Музыканты играли высокую музыку, актер читал высокую поэзию. Это был рассказ об истории XX века - с его открытиями и войнами, гибелью миллионов людей на фронтах войны и в гетто. И о том, что жизнь продолжается: рождаются дети, люди остаются людьми в самых трудных испытаниях. Между прочим, у Якова Абрамовича тоже были свои испытания - в Томске. В 80-е годы как-то очень активизировалось то, что можно назвать "охотой на ведьм". Органы искали "ведьм" среди "сионистов". Яков Абрамович Орлов, урожденный Рафальсон, определенно подходил к этой роли. "Искусствоведы в штатском" рвались к нему в дом, чтобы порыться в его богатой библиотеке, послушать, о чем там говорят. Не знаю, удалось ли им это, но что стремились - знаю точно, рыскали вокруг, искали ходы.

    А Яша интересовался больше всего своей профессией, дружил с творческими людьми. Живя в Томске, не чужд был романических отношений с интеллектуальными барышнями - музыкантшами, музейщицами. Для супруги, актрисы Маргариты Орловой, муж всегда был высшим судией - и в работе, и вне ее. Интересно, что в детских ролях выходил на сцену и маленький Максим, сын Яши и Риты.

    А потом Яков Орлов стал заслуженным артистом РСФСР и вскоре уехал в Латвию. Поступив в Рижский академический русский драматический театр, где стал, наконец, Яковом Рафальсоном и любимым артистом не только русскоязычной публики. С каким удовольствием мы, томичи, посмотрели недавно потрясающий спектакль, поставленный одним из самых ярких режиссеров России Геннадием Тростянецким по пьесе Мольера "Плутни Скапена"!

    Яков Рафальсон в роли Скапена блистателен и остроумен. Его пластика отточенна и легка, его насмешка убийственна, его взгляд, взгляд Скапена, полон горечи и печали: он знает людей и их слабости, а "многая знания - многая печали". Теперешний Яков Абрамович стал мудрее, и в нем все больше проглядывает библейский праотец. Ему есть что сказать миру, о чем предостеречь людей. И это всегда интересно.

    Ирина Травина

    "День добрый", 22 февраля 2003 г.

  • «Ни разу не признавался, - говорит Я. Рафальсон, - но лично я попал в театр потому, что в школе выглядел серым, забитым, ущербным мальчиком. Быть самим собой я мог только на сцене. Как у Мандельштама: дышал ворованным воздухом. Театр - место, где можно быть самим собой, если у тебя в душе есть что-то главное.

    По сути, каждый человек играет постоянно: дома у нас одна роль, в трамвае - другая, на работе - третья. Но это не значит, что мы лицемеры. Это условие нашей жизни. Но на сцене есть то, что играть не нужно, нужно этим обладать. Неважно, как актер ходит или заикается на сцене, если у него душа примитивна, а голова не обременена знаниями, все это уже неинтересно. Тут действует закон айсберга: знания человека обычно скрыты под водой, лишь маленькая часть видна сверху. Если же ты ни черта не знаешь, то над водой вообще ничего не видно».

    Яков Рафальсон - русский актер, пробивший языковую стену, которая долгое время разделяла два театральных пространства страны: русское и латышское. Он блестяще играет на латышском языке, как на сцене, так и в кино. «Когда меня пригласили играть на латышском, я не мог произнести толком ни одного слова, кроме «piens» и «maize». Если бы вы знали, какой я неодаренный в иностранных языках! Мой отец-слесарь, который, между прочим, был из Риги и лишь в 1941 году бежал от фашистов, знал пять языков, и свободно разговаривал на латышском. Когда он вернулся в Ригу в 1964 году и поднялся на платформу с поезда, то сразу заговорил по-латышски, словно и не уезжал. Национальность человека не может служить основанием для гордости. У человека есть национальность вне зависимости от того, хороший он или нет. Она унаследована от родителей, в остальном человеку нужно показать себя самому», - так считает актер.

    Поразительно порой складывается актерская судьба. В начале своего служения в Рижском театре, он получил роль с двумя репликами, а сейчас – ведущий актер театра. Сегодня невозможно представить нашу драму без актера Я. Рафальсона. Да и Рига приняла его хорошо, как бы трагически не вспоминались события, связанные с городом в годы войны. «Пришел какой-то хороший покой»,- говорит актер,- хотя о каком покое в театре может говорить настоящий актер. Каждый спектакль рождается в 18.20, а в 21.30 – умирает. Но, если это талантливый спектакль он продолжает жить в сердцах зрителя, как и сам актер. И так каждый день. К тому же, ты всегда волнуешься. Это колоссальное напряжение. Перед премьерой я – черный человек. Состояние почти предынфарктное. Но это наша жизнь. Это наше дело. Кроме него ничего у нас в жизни нет. Можете считать нас ненормальными. Актеры - они же дураки, придут и примутся играть за две копейки и даже бесплатно. Все понимают, что актеры получают огромнейшее удовольствие от своего дела. Зачем же им что-то платить? Это уже двойное удовольствие получится - и деньги, и счастье».

    Да, это действительно так, поэтому такая необыкновенная ответственность перед зрителем у таких актеров, как Яков Рафальсон. Это все равно, что перед боем. Полная готовность. Конечно, зритель это чувствует и благодарит, и награждает актера самой главной наградой, какая может быть – аплодисменты! «Мои роли это мои дети, - улыбается актер,- «и конечно, многое зависит от режиссера!». С теплом вспоминает всех, с кем жизнь свела на театральных подмостках: с Г. Тростянецким, Р. Козаком, М. Борисовым, И. Коняевым - это праздник души! Яков Рафальсон актер, который переживает, болеет за театр в целом.

    Из интервью с актером: «Многие иногда говорят, что у нас были плохие спектакли в сезоне. Не знаю. Когда болеет друг, его поддерживают, а не отправляют, как пса, на усыпление. А единственный русский театр Латвии – друг. Последний оплот. Идти «на кассу», делать шоу, чтоб все остались довольны и сказали «Окей», конечно, не хочется. Если падать – так с шекспировской высоты. И если театр идет на эксперимент – он борется, он застрахован от коммерческой пошлости, он жив». И в этом, если хотите, гражданская позиция любимого зрителем актера Якова Рафальсона. А еще хочется сказать о его невероятном оптимизме, который неизменно источает вокруг себя этот удивительный человек. Работать с ним на сцене огромное удовольствие. С первых репетиций создает вокруг себя и всех добрую рабочую и непринужденную атмосферу. Необыкновенно бережное отношение к партнеру, море юмора, доброжелательности - это редкие и очень важные черты характера в сложном актерском мире.

    Я пишу эти строки, когда только - только завершился сезон 2012 года, завершился блестящим спектаклем режиссера И. Коняева «Танго между строк», где главную роль знаменитого музыканта и композитора «Короля танго» Оскара Строка играет Яков Рафальсон. Эта история жизни знаменитого рижанина Оскара Строка чем-то созвучна с историей самого актера. Поэтому так проникновенны до слез многие мизансцены. Сказать, что это большой успех – ничего не сказать. О такой актерской работе можно только мечтать, а сыграть ее так, чтобы зритель не уходил из театра – великая радость для артиста. Как - будто вся жизнь самого актера прокрутилась с болью и с надрывом в забытой киноленте. Эту роль многие критики назвали вершиной творчества талантливого актера, но как знать… Сколько этих вершин, уже покоренных было у актера! Несомненно одно, этот спектакль и работа в нем Я. Рафальсона - огромное событие в культурной жизни Латвии. Зрители долго не отпускали актера, словно спектакль можно было повторить на «БИС». После премьеры Яков неожиданно с грустью сказал: Жалко, что отец не видит меня на сцене…он всегда был против того, чтобы я стал актером. Сегодня он был бы горд за своего сына…».

    Самое главное, о чем говорит актер Яков Рафальсон в нашем с ним разговоре: « Хочется быть честным в своей профессии. Ведь те требования, которые актеры предъявляют сами себе, всегда выше тех, которые нам предъявляют зрители. Поэтому наша победа всегда является победой зрителя.

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение