Юрий Головин

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Юрий Головин (Юрій Головін) фотографии

Головин Юрий Аркадьевич

Юрій Аркадійович Головін

Дата рождения: 20.11.1945

Фильмография: 4 работы в 4 проектах

биография

Родился 20 ноября 1945 года в селе Отказное Ставропольского края.

Окончил ЛГИТМИК (мастерская Т.Сойниковой и С.Гиппиуса).

Играл в Харьковском ТЮЗе, Харьковском украинском драматическом театре им.Т.Шевченко.
С 2012 года - актёр Харьковского русского драматического театра имени Пушкина.

Народный артист Украины (2002).

театр

фотографии

публикации

  • Я теперь скупее стал в желаньях, жизнь моя, иль ты приснилась мне?
  • Влекомый неведомой силой

    Родился Юрий Аркадьевич в ноябре 1945 года в селе Отказное Ставропольского края, где его отец и мама работали школьными учителями. Затем родителей перевели в школу Солдато-Александровского райцентра: Аркадий Валентинович преподавал гео­графию и немецкий язык, а Тамара Дмитриевна была завучем и учила детей математике.

    Когда сыну исполнилось шесть лет, семья Головиных переехала в Ессентуки, где и проходили детские и отроческие годы будущего артиста.
    Учился Юра очень хорошо, сказывалось благотворное влияние родителей, предполагавших, что их сын обязательно продолжит учебу в Ленинградском кораблестроительном институте. Точные предметы давались Юре легко, но любимым предметом была литература. Одноклассникам и учителям нравилось, как подросток читал стихи, поэтому он оказывался в центре всех праздничных концертов, выступая чтецом и ведущим не только на школьных вечерах, а и на городских праздниках, посвященных «красным датам» календаря, которые в то время отмечались довольно часто. Юноша понравился руководителю единственного в Ессентуках самодеятельного драматического театра при доме культуры «Медик», на сцене которого Юра и сыграл свою первую роль.
    После десятого класса герой нашего рассказа год работал школьным лаборантом и усиленно готовился к поступлению в избранный родителями вуз.
    Ленинград. Вокзал. Добрался до родственников. На следующий день отправился искать кораблестроительный институт, а ноги привели на Моховую, 34 — прямиком к дверям приемной комиссии Государственного института театра, музыки и кинематографии. «Какая-то неведомая сила, — вспоминает Юрий Аркадьевич, — влекла меня туда, где никогда не был. Не робея, что мне не свойственно, вошел, сдал документы, посмотрел, когда начинаются творческие туры, и отправился в кораблестроительный институт, где вступительные экзамены начинались на месяц позже».
    Юрий Головин поступил в ЛГИТМИК и стал студентом мастерской Татьяны Григорьевны Сойниковой и Сергея Васильевича Гиппиуса — известного режиссера театра и кино, автора учебного пособия «Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники» из нескольких сотен актёрских упражнений, разработанных и внедренных им в педагогическую практику. Интересовался лекциями по актерскому мастерству Ирины Мейерхольд, которая использовала систему упражнений своего отца В. Э. Мейерхольда (биомеханика) по физической подготовке тела к быстрому реагированию актера на поставленные режиссером задачи.
    После удачно сыгранной роли Платона в дипломном спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» по пьесе А. Н. Островского выпускник ЛГИТМИКа получает приглашение от художественного руководителя театра им. Ленсовета Игоря Владимирова.
    Ленинград — Красноярск...

    В 1966 году в спектакле «Трехгрошовая опера» по Б. Брехту 22-летний Юрий Головин впервые вышел на профессиональную сцену в роли Ведущего. К тому времени в этом театре уже сформировался особый синтетический жанр, сочетающий в себе лучшие черты эксцентрики и трагедии, публицистики и лиризма, музыкального и драматического действа.
    В театре им. Ленсовета сценическими партнерами Юрия Головина стали Георгий Жженов, Алексей Петренко, Анатолий Равикович, Алиса Фрейндлих и много других известных артистов театра и кино. При такой творческой конкуренции проложить свой собственный путь в профессию Юрию Головину представлялось практически невозможным. Тем более совсем скоро к выпуску готовился актерский курс, руководителем которого был сам Игорь Владимиров, где учились Сергей Мигицко и Михаил Боярский, которым судьбой было уготовано влиться в труппу этого театра на правах любимых учеников главного режиссера.
    На принятие окончательного решения покинуть театр им. Ленсовета повлияла встреча с режиссером Валерием Петровым, с которым они вместе учились в одно время, но на разных факультетах. В 1968 году Юрий Головин входит в состав труппы Красноярского молодежного театра и скоро становится ведущим мастером сцены наряду со ставшими позже известными артистами кино Николаем Олялиным и Ларисой Малеванной. Играет роли первого и второго плана в спектаклях «Питер Пэн» Дж. Барри (Капитан), «Фрол Скобеев» Д. Аверкиева (Савва), «Полоумный Журден» Ж.-Б. Мольера (Журден), «Старший сын» А. Вампилова (Бусыгин), «Троил и Крессида» В. Шекспира (Ахилл) и многих других.
    ...Красноярск — Харьков

    После удачных гастролей в Харькове Валерию Петрову предлагают стать главным режиссером Харьковского театра юного зрителя, который после ухода с этой должности Леонида Хаита долгое время не мог выйти из творческого кризиса. Валерий Петров дает согласие и приглашает с собой Юрия Головина, и он дебютирует на тюзовской сцене в роли Томаса Кромвеля в спектакле «Человек на все времена» по пьесе Р. Болта.

    Период руководства театром Валерием Петровым был недолгим. Вскоре ему на смену приходит новый творческий лидер — Анатолий Литко. В это время Юрием Головиным самостоятельно создано несколько моноспектаклей по произведениям Сергея Есенина и поэтов Серебряного века, которые привлекли к детскому театру внимание студенчества и любителей поэзии.
    Первой ролью Ю. Головина у нового главного режиссера стал Человек, ведущий диалог со зрительным залом от имени автора. Произошло это в спектакле «Обращение к Петру» поставленном Анатолием Литко по пьесе, написанной им же в соавторстве с завлитом театра Людмилой Филиппенко.
    В 1974 году Анатолий Литко переходит на должность художественного руководителя Академического украинского драматического театра им. Т. Г. Шевченко и зовет за собой Юрия Головина. Актер считает этот период своего творчества наполненным интересными ролями, созданными в профессиональном содружестве с талантливой режиссурой Анатолия Литко.
    Роль Егора Полушкина в спектакле «Не стреляйте в белых лебедей» по повести Б. Васильева принесла артисту признание и любовь харьковских зрителей, она выдвинула его в ряд ведущих мастеров театра и привлекла внимание критиков к имени самобытного артиста. В «Лебедях» Ю. Головин являл на сцене человека не от мира сего, наивного, способного радоваться мелочам жизни, любя людей. Есть редкая черта характера — вдумчивая простота, когда человек умеет тихо и честно делать свою работу, но вот только не умеет, не хочет удобно устраиваться, лицемерить, идти на сделки с бесчестными. Духовным лейтмотивом этого сценического образа артист сделал слова автора повести: «Егор поступал не по соображениям ума, а так, как велела ему совесть».

    Несомненной сценической удачей Юрия Головина стала роль Виктора Каренина в спектакле «Живой труп» по драме Л. Толстого. Не прошли не замеченными зрителями и критиками сценические образы Мекки Ножа из «Трехгрошовой оперы» Б. Брехта, Шпака из «Шельменко-денщика» Г. Квитки-Основьяненко, Подколесина из «Женитьбы» Н. Гоголя. Но особняком стоит гениально сыгранная роль Луки в спектакле «На дне» в сценическом прочтении Александром Беляцким пьесы М. Горького. Вскоре появляются граф Кент в шекспировском «Короле Лире» (режиссер Игорь Борис) и адвокат Мартиан в спектакле по одноименной пьесе Леси Украинки (режиссер Степан Пасичнык). Из полутора сотен сыгранных за 45 лет ролей перечислены только те, которые считаются «золотым фондом» в его творческом багаже. В 1988 году был удостоен звания "Заслуженный артист Украины", а в 2002-м - "Народный артист Украины"

    Новые предлагаемые обстоятельства

    Период деятельности на сцене шевченковцев авангардного режиссера Андрея Жолдака воспринимается Юрием Головиным как необходимость, продиктованная временем. Что же позволило артисту занять ведущее положение в таких спектаклях, как «Гамлет. Сны», «Гольдони. Венеция», «Один день Ивана Денисовича» и «Месяц любви»?
    «Сценические приемы Жолдака, — объясняет Юрий Аркадьевич, — были близки мне, так как еще в студенческие годы попал под магическое влияние уроков Ирины Мейерхольд и Сергея Гиппиуса, взявших за основу преподавания актерского мастерства комплекс упражнений по биомеханике. Поэтому мне понятен и близок режиссерский метод игрового театра, в котором важное место отводится персонажу-символу, оживающему в тех или иных предлагаемых обстоятельствах конкретно обозначенной эпохи, возрождаемой по воле Андрея Валерьевича в его спектаклях. Жолдак, как никто другой, чувствует многомерную перспективу сцены, подробно используя её пространство буквально до миллиметра. Поэтому я благодарен актерской судьбе за то, что она подарила мне возможность играть в спектаклях, пожалуй, самого современного режиссера на всем Европейском континенте...»

    Вот уже пятый сезон Юрий Аркадьевич работает в труппе Академического русского драматического театра им. А. С. Пушкина. На этой сцене он дебютировал психологически тонко сыгранной ролью Тевье в драме «Поминальная молитва» Г. Горина, некогда поставленной Александром Барсегяном для двух прекрасных артистов — Евгения Лысенко и Бориса Табаровского. Спектакль возродился с другими исполнителями в той же жанровой стилистике. Не потеряв прежнего режиссерского замысла, он пользуется былым успехом у зрителей. Со сценическими персонажами, создаваемыми Юрием Головиным, также можно встретиться в спектаклях «Убить Герострата» Г. Горина и «Кукольный дом» Г. Ибсена. Сегодня Головин репетирует роль Помощника режиссера, которого скоро сыграет в премьерном спектакле пушкинцев «Наш городок» по пьесе американского драматурга Т. Уайлдера.

    Александр Анничев

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение