Екатеринбургский театр кукол

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

История театра

Екатеринбургский театр кукол

Екатеринбургский муниципальный театр кукол

Свердловский театр кукол

Россия, Екатеринбург

www.uralkukla.ru

Официальной датой основания театра считается 6 ноября 1932 года, когда Постановлением Городского исполнительного комитета было утверждено самостоятельное существование Театра кукол. До этой памятной даты группа энтузиастов кукольников поставила на базе ТЮЗа кукольный спектакль «Стёпка-растрёпка». Успех этой работы у маленьких зрителей решил судьбу кукольников - театру кукол в городе быть!
Первой работой театра кукол стал спектакль «Письмо из Италии» в постановке режиссёра Риммы Андреевича Смельского. Позже это имя было удалено из афиш и архивных документов театра, так как в годы репрессий Р.А. Смельский был объявлен врагом народа и расстрелян.
Самостоятельный творческий путь театра был совсем непростым. Несколько раз театр был на грани вымирания, труппу неоднократно распускали. Почти тридцать лет театр скитался по большим дорогам, как Петрушка в старину, не имея своего угла и дома. Старая грузовая машина, обтянутая брезентом, позже уступившая место загазованному автобусу-инвалиду. Кочевой образ жизни. Выезды по городу и окрестностям. Не миновали кукольников и военные дороги.
В пятидесятые театр кукол живёт в небольшом помещении по адресу: ул. Ленина, 15. Четыре угловых окна первого этажа занимали и мастерские, и репетиционные, и бухгалтерия. Там же был и зрительный зал. На втором этаже – жилые квартиры. С увеличением репертуара места в театре хронически не хватало. У входа, в маленькой комнатушке, находилось самое ценное – упакованные в ящики и бережно хранимые декорации к спектаклям и куклы.
Пятидесятые годы – годы творческого становления театра. Труппа пополнилась молодёжью. В то время ни одно учебное заведение не готовило актёров-кукловодов. Для того, чтобы молодые могли получить необходимое профессиональное образование, в 1955 году на базе театра была организована студия. Первыми студийцами были Г. Шатковская, А. Герасимов, И. Грачёва. Театр ставит пьесы, вошедшие в золотой фонд кукольной драматургии: «Иван-крестьянский сын» Б. Сударушкина, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Л. Браусевича и И. Карнауховой, «Зайка-зазнайка» С. Михалкова, «Теремок» С. Маршака, «Гусёнок» Н. Гернет, пьесы по сказам П.Бажова «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Голубая змейка».
В 1958 году режиссёром С. Рывкиным и художником Н. Ситниковым был поставлен первый спектакль для взрослых – «Чёртова мельница» по пьесе Я. Дрды и И. Штока.
В 1963 году студийцы были зачислены на вечерний курс Свердловского театрального училища. Руководил курсом Юрий Александрович Набоков.
В 1964 году, после 32 лет скитаний у театра появился собственный дом на улице Мамина-Сибиряка. Новый театр открылся постановкой А. Брандта «Катькин день».
В 1967 году Ю.А. Набоков выпустил в Свердловском театральном училище курс блестящих артистов-кукловодов. Это Э. Еремеев, Л. Потапова, В. Тарасов, В. Ткач, О. Герасимова, Г. Дейкина и другие актёры, составившие основу труппы театра.
В 1969 году на сцене театра Выпускник Ленинградского государственного института театра, музыки и кино Роман Виндерман поставил свой дипломный спектакль «Снежная королева», где впервые играли не куклы, а актёры в масках.
Роман Виндерман и Свердловский театр кукол стали первыми в процессе создания новой театральной эстетики. Актёр вышел из-за ширмы, надёжно скрывавшей его в течение столетий. Вышел с куклой в руке, а то и как драматический актёр, «живьём», став и мимом, и акробатом, и мыслителем. Возникли совершенно необыкновенные куклы, которых прежде не было. Ставятся «Швейк» Я. Гашека, «Недоросль» Д. Фонвизина, «Баня» В. Маяковского и «Сирано де Бержерак» Э. Ростана. В детский театр приходит взрослая драматургия. С 1969 по 1982 год Романом Виндерманом было поставлено 36 спектаклей. Время работы Р. Виндермана в Свердловском кукольном называют «золотым веком» театра. Смело можно сказать, что в 70-80-е годы в театре сформировалась сильная труппа. Успешно работают актёры Т. Голубкова, В. Тарасов, Э. Еремеев, Т. Ахлюстина, Л. Потапова, Л. Тарасова, А. Сухоросова, Т. Ткач, Л. Письменная и др. А рядом молодые: С. Медведева, А. Ефимов, И. Кузьмина. Актёры театра стали единомышленниками Романа Виндермана, проводниками его творческих идей на пути освоения нового формата театра кукол.
Параллельно со Свердловским театром возникли эксперименты В. Шраймана в Магнитогорске, В. Вольховского в Челябинске. Театры кукол освоили драматургию Ануя и Брехта, Дюрренматта и Гоголя. С тех пор уже никто не считает театр кукол только детским. Театры Уральской зоны обменивались опытом и делились с коллегами новыми экспериментальными работами на Фестивале театров кукол «Большой Урал», который начал свою историю в 1975 году. Преемниками «Большого Урала», имевшего большой авторитет и широкую популярность, стали впоследствии Екатеринбургский «Петрушка Великий» и Челябинский «Соломенный жаворонок».
Во второй половине 80-х «куклы» завершили завоевание нового художественного пространства. Настала пора разработки, осмысления достигнутого, поисков своего места в перестроечную эпоху. Главным режиссёром в 89-м становится Владимир Гаранин. Художник со сложным и глубоким внутренним миром, он тяготеет к небанальным, поэтическим решениям. Благодаря творческой активности, интеллекту и большому трудолюбию им созданы философские, несущие целую гамму ощущений и размышлений спектакли: «По зелёным холмам океана», «Волшебная лампа Аладдина», «Чемодан чепухи», «Белогрудка», «Свет ликующий» и последняя работа «Синяя птица», где была воплощена идея творческого поиска.
В марте 1997 г. театр принял участие в театральном фестивале «Золотая Маска» в Москве, представив на суд зрителей и жюри спектакль «Картинки с выставки» - театральную фантазию на темы одноимённого цикла фортепианных пьес М. Мусоргского в обработке композитора С. Сидельникова.
Авторы спектакля заслуженный артист России А. Борок и С. Плотов в содружестве с А. Ефимовым создали удивительный образ мироздания, в котором сосуществуют параллельные миры, в каждом из которых ценны душа, любовь и добро. Спектакль получил высокую оценку коллег и театральных критиков, а художник-постановщик А. Ефимов стал Лауреатом национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучший художник в театре кукол».
В 1996-1998 гг. прошла капитальная реконструкция здания, по окончании которой театр открывает сезон в новом доме. Улучшились как условия просмотра спектаклей, так и рабочие места, сцена стала в большей степени соответствовать специфике театра кукол. При сооружении здания трудились специалисты из Хорватии, Австрии и Швейцарии. В разработке интерьера фойе участвовали дети, и многие их идеи были воплощены.
Реконструкция здания позволила актёрам давать спектакли в двух залах одновременно – большом на 268 мест и камерном – на 80. Новое световое и звуковое оборудование позволяет решать кукольное действо на самом высоком уровне. Сцена большого зала имеет гидравлическую систему для установки сложнейших, иногда многоэтажных декораций. Новые удобные помещения получили цеха: конструкторский, бутафорский, живописно-декорационный, швейный.
В новом здании появляются и новые традиции. В конце сезона в театре вручают необычную награду, названную в честь бессмертного российского скомороха «Петрушка Великий» - символ прародителя театра кукол. Самая дорогая награда для кукольника – знак признания зрителей и коллег. Она вручается тому, кто предан театру, тому, кто создал запоминающиеся спектакли и образы, тому, кто стал любимцем публики и тем, кто отдаёт частицу своего сердца театру. Автор статуэтки - лауреат премии «Золотая Маска» Андрей Ефимов, а выполнил ее скульптор Борис Рыжков. А чуть позже эти статуэтки получают уже Лауреаты Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий», открытием которого ознаменовался юбилейный 70-й сезон. На своей площадке театр принял друзей из городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Фестиваль стал традиционным, проходит раз в два года, с каждым разом расширяя географические границы и повышая организационный и художественный уровень.
Ярким запоминающимся событием последних лет стало дефиле «Роскошное безумие в Валентинов день», впервые состоявшееся в 2002 году. Проект стал традиционным и ежегодно и проходит на сцене театра, представляя театральные костюмы, рожденные фантазией художников-сценографов - Андрея Ефимова, Юлии Селаври, Андрея Мелентьева, Анатолия Шубина и других.
В августе 2004 года открыл свои двери Музей театральной куклы «Петрушкин Дом». Экспозиция музея не постоянна – её содержание постоянно обновляется. Среди первых экспонатов – куклы, костюмы и декорации спектаклей «Свет ликующий», «Двенадцать месяцев», «Стойкий оловянный солдатик», «Аладдин» и других. Музей даёт возможность давно подросшим зрителям вспомнить своих любимых персонажей и даже прикоснуться к ним. А малыши во время увлекательной экскурсии чувствуют себя настоящими кукловодами: профессиональная актриса учит их маленькому чуду – превращению театральной куклы в живое существо. В Музее хранится архив – это история театра в фотографиях, документах, публикациях. История, которая продолжается.
Пройдя рубеж 75-летия, театр, имеющий своё неповторимое лицо, продолжает свой творческий путь, опираясь на лучшие традиции.
Создаются спектакли для взрослых, имеющие успешную фестивальную историю и высокую оценку театральных критиков – «Бобок» к юбилею Ф.М. Достоевского, «Башмачкин» к 200-летию Н.В. Гоголя, спектакли для детей по классической – «Снежная королева», «Изумрудный город страны OZ», «По щучьему веленью» - и современной детской литературе - «Про умную собачку Соню» по рассказам А. Усачёва, «Весёлая сказка про сладкую жизнь» по книге И. и Л. Тюхтяевых.
К сотрудничеству привлекаются режиссёры Алексей Смирнов (Санкт-Петербург), Александр Борок (Челябинск), Григорий Лифанов (Москва), Николай Коляда (Екатеринбург), художники Екатерина Петухова и Анастасия Кардаш (Санкт-Петербург), что поддерживает репутацию театра, охотно идущего на эксперимент.
Театр – неизменный участник и Лауреат российских и международных театральных фестивалей и проектов. На выставке «Окно в театр кукол России» в рамках фестиваля «Титириджа-2008» в г. Толоса в Испании Екатеринбургским кукольникам выпала честь представлять кукольное искусство современной России. В трёх залах выставки размещались эскизы, костюмы, куклы и элементы декораций художников Ю. Селаври, А. Ефимова и А. Шубина. Проект получил широкий отклик и самые высокие оценки в российской и испанской прессе.
Одно из самых значительных событий новейшей истории театра – проведение в сентябре 2009 года Саммита Исполкома UNIMA. Это событие уникально не только для Екатеринбургских кукольников и уральской столицы, но и для всей театральной России. Делегаты международной организации собирались в нашей стране до этого лишь один раз – Россия принимала членов Исполкома UNIMA в 1976 году, в Центральном детском театре кукол в Москве. Саммит продлился три дня, в течение которых члены UNIMA провели ряд заседаний, познакомились с лучшими образцами искусства театра кукол Уральского региона. Наши гости увезли с собой самые лучшие впечатления о Екатеринбурге, а спектакли Екатеринбургского театра кукол вызвали неподдельное восхищение кукольников всех стран. «Я впечатлен театром, оборудованием, труппой Екатеринбургского театра кукол. Лучшие идеи я привезу в свою страну», — отметил генеральный секретарь UNIMA Жак Трюдо (Канада). И в недалёком будущем спектакли нашего театра кукол увидят зрители Швейцарии, Канады, Китая и Индии.
Значительным событием для театрального Екатеринбурга стала премьера спектакля «Простофиля Грибуль и господин Шмель» по сказке Жорж Санд в переводе Натальи Санниковой. Автор инсценировки, режиссёр и художник спектакля – художественный руководитель французского «Театра дю Фюст» Эмили Валантен. Проект осуществлён при поддержке Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей РФ, Управления культуры Администрации Екатеринбурга, при участии «Альянс Франсез Екатеринбург». Премьерой спектакля открылись мероприятия официальной культурной программы Года России-Франции 2010 в Уральском регионе. В 2011 году «Грибуль-простофиля и господин Шмель» стал обладателем национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа художника в театре кукол».
Завоевавший авторитет не только среди кукольников России, но и имеющий широкую известность за её пределами, по праву считается одним из лучших в России. Известный театральный критик Владимир Спешков сказал о Екатеринбургском театре кукол - «Здесь бьётся кукольное сердце России».

актеры

Анна Заякина

с 1932

Лидия Потапова

1958 - 1992

Валентина Баранова

1963 - 1966
1972 - 1974

Ирина Грачёва

1967 - 1987

Николай Холмогоров

с 1968

Роман Виндерман

1970 - 1982

Андрей Ефимов (II)

1980 - 1991
1996 - 2009

Ирина Кузьмина (II)

с 1984

Сергей Белкин

1987 - 1988

Владимир Гаранин

1988 - 1995
1998 - 2002

Пётр Стражников

1990 - 2001
с 2010

Евгений Сивко

с 1994

Вадим Крылов

1996 - 2003

Юлия Петрова

с 1998

Алла Антипова

с 2002

Татьяна Жвакина

с 2002

Роман Есин

с 2011

Татьяна Ахлюстина

Алексей Беляев (IV)

Галина Дейкина

Григорий Лифанов

Сергей Скобелин

В. Тарасов (II)

В. Тарасов (II)
Тамара Ткач

Галина Шатковская

Мария Логиновская

1957 - 1961

Анатолий Герасимов

1959 - 2014

Людмила Грицайчук

1966 - 1996

Леонид Грицайчук

1967 - 1977

Альбина Сухоросова

с 1969

Александр Володеев

1973 - 1981

Евгений Орлов (III)

1983 - 2012

Дмитрий Никифоров

1986 - 1988

Герман Варфоломеев

с 1988

Наталья Гаранина (II)

с 1988

Наталья Вотинцева

1993 - 2003
с 2008

Павел Овсянников (II)

1995 - 2016

Максим Удинцев

с 1997

Алексей Пожарский

с 1998

Александр Борок

2002 - 2005

Анна Молчанова (II)

с 2006

Анастасия Овсянникова

2013 - 2016

Николай Бабушкин

Т. Голубкова

Т. Голубкова
Эдуард Еремеев

Л. Письменная

Л. Письменная
Ольга Сочнева

Владимир Ткач (II)

Надежда Холмогорова

Обсуждение

новости