Телеканал «Россия» и Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова представляют остросюжетный приключенческий фильм «Шпион» по мотивам романа Бориса Акунина «Шпионский роман».
Схватка на фоне большой истории, освещенной заревом грядущей войны.
Шпионское досье: Фигуранты
О создателях фильма
Актеры:
Данила Козловский - в роли Егора Дорина
Фёдор Бондарчук - в роли Алексея Октябрьского
Виктория Толстоганова - в роли Ираиды Петракович
Анна Чиповская - в роли Надежды
Сергей Газаров - в роли Наркома
Владимир Епифанцев - в роли Когана
Виктор Вержбицкий - в роли Лежавы
Алексей Горбунов - в роли Карпенко
Дмитрий Назаров - в роли отца Нади
Автор сценария: Владимир Валуцкий
Режиссер-постановщик: Алексей Андрианов
Оператор-постановщик: Денис Аларкон-Рамирес
Художник-постановщик: Виктор Петров
Композитор: Юрий Потеенко
Костюмы: Сергей Стручев, Мария Юреско
Исполнительные продюсеры: Мария Ушакова, Александр Уткин
Продюсеры: Сергей Шумаков, Леонид Верещагин
Фильм создан при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и Фонда кино
Шпионское досье: Характеристика объекта
О стилистике фильма
«Нашей идеей было сделать совершенно современный по стилю фильм, не искажая литературную основу… В этой картине ярко выраженный приключенческий, динамичный, очень остро развивающийся сюжет и абсолютно современный язык – как изобразительный, так и актерский»
Продюсер Сергей Шумаков, «Бюллетень Кинопрокатчика» № 9-10, 2010 г.
«Я очень люблю работать с дебютантами. Если, конечно, это подкреплено талантом. Режиссёр Лёша Андрианов – ученик Хотиненко. Я видел его студенческие работы, они произвели на меня сильнейшее впечатление. И сейчас он знает, чего хочет. Он крайне подробен. И главное, что всех подкупило: у него свой концепт. Он преподносит «Шпионский роман» как русский комикс, основанный на символах, образах, легендах советской эпохи. А поскольку всю эту символику – все эти фотографии, плакаты, все неосуществлённые и осуществлённые архитектурные проекты, делали люди талантливые, возникает мощнейший образ. И он будет существовать у нас с таким фантастическим уклоном...»
Актёр Фёдор Бондарчук, «Известия», 8 апреля 2010 г.
«Киношные декорации «Шпиона» сильно отличаются от того, что было в реальности. В кабинете Октябрьского, главы секретного отдела НКВД и наставника начинающего чекиста Дорина, на первый взгляд, всё исторически точно: дисковый телефонный аппарат, дубовый шкаф, на вешалках - советские мундиры. Но подняв взгляд к потолку, можно увидеть красочное панно, на котором большими буквами выложено – СССР. А дверь в кабинете Октябрьского, мало того, что автоматически раздвигается перед входящим, так еще и выполнена в форме пятиконечной красной звезды…
Также режиссер внесет изменения в облик предвоенной Москвы. В киношном мире в 1941 году над Москвой будут курсировать футуристические дирижабли, а вместо Храма Христа Спасителя в центре Москвы будет возвышаться гигантское здание дворца Советов, которое в реальности так и не было построено»
Александр Нечаев, «Комсомольская Правда», 25 мая 2010 г.
«За время работы над фильмом я перечитал «Шпионский роман» раз десять. Эта книга и сейчас лежит у меня на прикроватной тумбочке… Я люблю произведения Бориса Акунина»
Фёдор Бондарчук, интервью на сайте vokrug.tv
Шпионское досье: Родственные связи
О литературной основе сценария
Книга «Шпионский роман» была написана Борисом Акуниным в 2005 году в рамках его литературного проекта «Жанры».
Главные герои «Шпионского романа» не имеют реальных исторических прототипов, зато находятся в литературном родстве с культовым героем «акунианы» - Эрастом Петровичем Фандориным. Немецкий шпион Вассер принадлежит к семье фон Теофельсов, из которой берёт начало род Фандориных. Малая родина советского разведчика Егора Дорина – деревня Дорино, когда-то принадлежавшая Фон Дорнам. Что же касается шефа Дорина – Октябрьского, то он, как выясняется по ходу романа, пересекался с Эрастом Петровичем в период Гражданской войны и, возможно, даже был причастен к его смерти.
В «Шпионском романе», как и в книгах об Эрасте Фандорине, Борис Акунин предлагает читателям свою собственную, оригинальную и абсолютно неожиданную версию развития хрестоматийно известных исторических событий.
«Шпионский роман» повествует об успешной операции Абвера по дезинформации советского руководства о сроках начала войны с нацистской Германией.
Вопрос о том, почему Великая Отечественная война началась так, как она началась, и знал ли Сталин о планах Гитлера или не знал, до сих пор остаётся одним из самых мучительных – и не только для историков.
Тысячи публикаций, сотни версий, но ни одной окончательной, закрывающей все вопросы. Версия, выдвигаемая в «Шпионском романе» Акуниным, в деталях своих, разумеется, чистая беллетристика, или, как выразился Октябрьский, [i]«ненаучная фантастика»… Так события развиваться не могли, просто потому что... Впрочем, часть литературной игры хитроумного автора в том и состоит, чтобы читатель сам определил «точки обмана», щедро рассыпанные по тексту.[/i]
Дмитрий Вересаев, «Аргументы и факты», 13 мая 2009 г.
Шпионское досье: Исторический контекст
О советской разведке накануне войны
Одно из первых донесений о возможном нападении Германии на СССР Лаврентий Берия передал Иосифу Сталину ещё в июле 1940 года, почти за пять месяцев до зимнего вечера 18 декабря 1940 года, когда Адольф Гитлер подписал свою директиву № 21 – «План Барбаросса». Начиная с июля 1940 года, разведка постоянно информировала Кремль о том, что Гитлер отказался от вторжения на Британские острова и занят подготовкой к нападению на Россию.
15 июня 1941 года поступила знаменитая радиограмма Рихарда Зорге: «Нападение ожидается рано утром 22 июня по широкому фронту». Подобные предупреждения в тот момент поступили и из ряда других источников, о чём Начальник Главного управления госбезопасности Всеволод Меркулов постоянно информировал Сталина. На одном из донесений Меркулова Вождь поставил следующую визу: «Т-щу Меркулову. Можете послать ваш «источник» из штаба герм. авиации к еб-ной матери. Это не «источник», а дезинформатор. И. Ст.».
21 июня, за день до начала войны, Лаврентий Берия отдал следующее распоряжение: «В последнее время многие работники поддаются на наглые провокации и сеют панику. Секретных сотрудников «Ястреба», «Кармена», «Алмаза», «Верного» за систематическую дезинформацию стереть в лагерную пыль как пособников провокаторов, желающих поссорить нас с Германией. Остальных строго предупредить».
В тот же день Берия писал в докладной записке Сталину: «Я вновь настаиваю на отзыве и наказании нашего посла в Берлине Деканозова, который по-прежнему бомбардирует меня «дезой» о якобы готовящемся нападении на СССР. Он сообщил, что это «нападение» начнется завтра. То же радировал и генерал-майор В. И. Тупиков, военный атташе в Берлине. Этот тупой генерал утверждает, что три группы армий вермахта будут наступать на Москву, Ленинград и Киев... Но я и мои люди, Иосиф Виссарионович, твердо помним Ваше мудрое предначертание: в 1941 году Гитлер на нас не нападет!»
Берия помнил «мудрое предначертание», но верил ли в него? Вряд ли.
Генеральный комиссар государственной безопасности прекрасно знал, что советская разведка в тот период была одной из самых мощных разведок мира (и это несмотря на огромные потери, которые она понесла во время репрессий 30-х годов). Основные разведывательные и контрразведывательные организации входили в состав самых мощных наркоматов – НКВД и Обороны. Их финансовые возможности были неограниченными, разведывательная сеть охватывала 45 стран, в которых действовали 300 легальных и нелегальных резидентур, работавших самостоятельно и часто не подозревавших о существовании друг друга.
Разведывательной деятельностью занимались все военные атташе советских полпредств, как правило, возглавлявших резидентуры в странах пребывания. С ними активно контактировали, как информаторы, европейские коммунисты, деятели рабочего движения, социал-демократы и даже представители... белой эмиграции.
Через третьих лиц в Ватикане с советской разведкой сотрудничали, сами того не подозревая, начальник Абвера Канарис, бывший посол в СССР Шуленбург и многие высокопоставленные чины Третьего рейха. Информатором советского разведчика Рихарда Зорге был германский посол в Японии генерал-майор Ойген Отто, по другой версии – Отто и сам был частью советской шпионской сети.
На советскую разведку работала и так называемая «Кембриджская Пятёрка», которой руководил Ким Филби. В этой «Пятерке» был шотландец Гай Френсис де Монси Бёрджес, сын вице-адмирала королевского флота, и троюродный брат королевы Британии Энтони Фредерик Блант.
По некоторым данным в предвоенные годы и во время войны на советскую разведку работал Ди Кортелаццо – родной племянник министра иностранных дел Италии, главного союзника нацисткой Германии.
«Информация, которую посредством секретных операций добывали советские разведчики накануне и во время Второй мировой войны, содействовала военным усилиям Советов и представляла такого рода материал, который являлся предметом мечтаний для разведки любой страны», - писал много лет спустя директор ЦРУ США Аллен Даллес.
Итак, к середине 1941 года руководство СССР обладало более чем достаточной информацией для того, чтобы в ближайшее время ждать нападения со стороны фашистской Германии. Тем не менее, Иосиф Сталин упорно отказывался верить в близость войны. Почему и как это случилось? Гипотез множество...
Одна из них – в фильме «Шпион»!
15 октября 2015
24 сентября 2015
3 сентября 2015