«Сценарная лаборатория» - в «Культбюро»

Кино-Театр.РУ

Пресс-релизы

«Сценарная лаборатория» - в «Культбюро»

При поддержке «Главкино» 14-18 декабря в Москве прошла первая сессия «Сценарной лаборатории» проекта «Культбюро».
В создании и производстве качественного отечественного кино или сериалов по-прежнему не хватает квалифицированных кадров, сценаристов, которые могли бы увлечь зрителя, пробудить в нем желание приходить в кино еще и еще раз.

Решением этой насущной для отечественного кинематографа проблемы успешно занимается «Сценарная лаборатория», созданная три года назад проектом «Культбюро» и руководством международной образовательной программы «Generation Campus».
Весь ноябрь желающие совершенствоваться в деле создания качественных сценариев присылали свои работы на конкурс, заявки приходили со всех уголков России, так как в задачу «Сценарной лаборатории» также входит помощь талантливым людям из провинциальных городов.

В этом году набор в «Сценарную лабораторию» прошел по трем секциям: сценарий копродукционного\международного фильма, сценарий оригинального телесериала, сценарий полнометражного художественного кинофильма.
Отборочная комиссия остановила свой выбор на 25-ти достойных работах, авторы которых и были приглашены на дальнейшее годовое обучение.

Группы были неоднородны по составу, но разница в возрасте и профессиональном опыте не стала преградой для общения, а, наоборот, послужила катализатором многих плодотворных процессов.

Говорят участники:

Анастасия Параскун: «Впечатлений море, группа - потрясающая! Все участники разные по темпераменту, по ценностям, по предпочтениям в кино, отсюда - разные жанры и разный подход в работе. И, что важно, несмотря на разность, все открыты, готовы к изменениям, к новому. Так случилось, что практически сразу мы все подружились, стали плотно общаться по своим проектам, что-то подсказывать друг другу, кидать идеи».

«Сценарная лаборатория» - в «Культбюро»
Сама сессия ломала привычный стереотип о занятиях с именитыми педагогами. Многие ожидали монотонных дней, заполненных слушанием лекций, но подход европейских преподавателей оказался совсем другим. С самого начала работа была направлена на практическое освоение тонкостей сценарного процесса.

Участник публично представлял свой проект, который тут же подвергался подробному анализу со стороны педагога и обсуждался совместно с группой. В конце дня каждый получал домашнее задание по шлифовке сюжета, по раскрытию характеров героев. В итоге каждый проект представлялся на суд профессионалов несколько раз с уточненными деталями, с более проработанными сюжетными линиями, происходило интенсивное развитие и кристаллизация идей.

Часть времени на сессии была посвящена также просмотру и подробному разбору лучших мировых сериалов. Профессиональные комментарии помогали участникам лучше понять сами принципы построения сюжетных линий, опорные моменты сценария и некоторые «секреты» создания сериалов.

Говорят участники:

Анастасия Параскун: «Впечатлений море, группа - потрясающая! Все участники разные по темпераменту, по ценностям, по предпочтениям в кино, отсюда - разные жанры и разный подход в работе. И, что важно, несмотря на разность, все открыты, готовы к изменениям, к новому. Так случилось, что практически сразу мы все подружились, стали плотно общаться по своим проектам, что-то подсказывать друг другу, кидать идеи».

Наталья Макуни: «Вообще, в этом семинаре для меня исключительно важны именно практические рекомендации и примеры – хочется получать на нем ту информацию, которую не получишь, читая даже очень хорошие учебники по сценарному мастерству – опыт, маленькие практические хитрости в приложении именно к своему материалу. Это уже было, и надеюсь, на следующих семинарах будет еще больше.»
Ольга Собенина: «На самом же деле мы занимались только развитием идей. И это замечательно. Учебник всегда можно открыть. Но не всегда есть возможность обсудить свой проект, причем не "за чашкой чая", а долго, обстоятельно, критично. То есть получилась именно лаборатория, а не лекция и не мастер-класс. С пробирками, опытами, взрывами и открытиями.»

Тамерлан Шаш: «Я ожидал нечто вроде лекций некого маэстро в течение нескольких дней, а попал на чумовую программу, с акцентом на предложенный проект. Все равно, что покупать баночку джема, а в итоге получить бочку черной икры.»

Высокую интенсивность работы на сессии обеспечивал грамотно подобранный преподавательский состав, признанные специалисты своего дела.
Элби Джеймс - театральный режиссер и креативный продюсер кино и сериалов, а также разработчик и автор учебных программ для писателей, режиссеров и продюсеров.

В прошлом работал на радио ВВС Drama, возглавлял сценарное отделение в Северной Школе Кино в Лидском Metrapolitan University. Сейчас работает на Берлинале скрипт стейшн и практически с нуля выстраивает киноиндустрию в Южной Африке.

«Сценарная лаборатория» - в «Культбюро»
Говорят участники:

Анастасия Параскун: «Элби Джеймс - харизматичный, яркий, работающий на результат. Тонко чувствует всех участников, старается понять психологию каждого, чтобы вытащить эту психологию в работе над проектом. Иногда жесткий в комментариях и суждениях, но эта жесткость оправдана, поскольку работает с болевыми точками, глубоко спрятанными ранами, комплексами. Именно эта жесткость разрушает привычный комфортный мир и подталкивает к реальному росту. Абсолютный профессионал. Блестящий коммуникатор. Словом, звезда!»

Мариэтта фон Баумгартен – сценарный консультант и пишущий автор, работающий совместно с Binger Filmlab, Torino FilmLab и другими независимыми кинокомпаниями, глава базирующейся в Стокгольме кинокомпании MotherofSons (MOS). Последние известные работы: копродукция в фильме «Четырежды», сценарист очень громкого и скандального шведского фильма «Call Girl».

«Сценарная лаборатория» - в «Культбюро»
Говорят участники:

Ольга Собенина: «Нас потрясла методика Мариэтты. Ни одного указания. Только вопросы, вопросы, вопросы - чтобы мы сами проходили этот путь, сами поняли, как дальше двигаться. Любопытно также, что каждый участник представлял свой проект трижды - и каждый раз как-то по-новому. Что же касается, атмосферы, Мариэтта создала не только психологический комфорт. Одного комфорта недостаточно. Можно поулыбаться друг другу и разойтись, верно? А Мариэтта создала такое вот... правильное напряжение. Когда работают твой мозг и твое сердце.»
Питер Анзорж – литературный редактор, продюсер многих успешных телесериалов (ранее на британском CHANNEL4), продюсер фильмов для ВВС («Красный Меркурий», «Экстремальные города»).

«Сценарная лаборатория» - в «Культбюро»
Говорят участники:

Алла Подхватилова: «Питер Анзорж - настоящий педагог. Мягкая настойчивость, во имя знаний. Тактичность и неподдельный интерес к работе и авторам - огромное ему спасибо за эту вовлеченность в процесс.»

Дана Жанэ: «Уверена, что нашей группе очень повезло. Питер Анзорж и Татьяна Сарана – о таких преподавателях можно только мечтать. Очень внимательные к своим студентам, они максимально погрузились в каждый из наших проектов. Они тактично указывали на все то, на что нам следует обратить внимание. Они поддерживали и хвалили там, где надо было поддержать и похвалить. При этом друг с другом они пребывали в редком единодушии. То, что трогало Питера, цепляло и Татьяну, и наоборот. Умнейшие и тонкие люди.»
Кари Видо - пишет сценарии и снимает кино с 1981. Режиссёр, сценарист и драматург. Окончила Датский Киноинститут (1987-1991) по специальности «режиссура». Обучалось у Фрэнка Корсаро, Уильяма Эспера, Джудит Уэстон, Пола Клемменса, Иваны Чаббак.

«Сценарная лаборатория» - в «Культбюро»
Говорят участники:

Наталья Агапова: «Наш мастер - Кари Видо. Профессиональный сценарист/режиссер/драматург - замечательный открытый человек. Живо реагировала на наши сценарии, давала советы по улучшению, подробно рассказывала о своей методике работы.»

Наталья Макуни: «Мне очень понравилась Кари Видо. С первых ее слов и вопросов стало понятно, что она – очень опытный сценарист, который, если ты сходишь с истинного пути, быстренько направляет тебя обратно. Больше всего мне понравились уточняющие вопросы, которые задает Кари каждому из участников по поводу героев и развития событий. Она с первого взгляда видит какие-то логические «дыры» и недоделки в характере, и обращает на них твое внимание. Отдельное спасибо Кари за то, что она не подсказывает и не навязывает свои идеи, а, сделав свои замечания, поощряет думать самостоятельно.»

Уже становится традицией приглашать в команду к европейским тренерам и российских редакторов, которые участвовали в качестве консультантов и наблюдателей.

Безусловно, для проекта очень важно, чтобы его оценивал также и специалист, отчетливо представляющий себе реалии современного российского кинопроцесса.

На эту сессию были приглашены такие редакторы как Нана Гринштейн, Максим Бударин, Александр Архипов, Татьяна Сарана и Анна Андрушевич.
Говорят участники:

Наталья Макуни: «Анна Андрушевич – очень опытный человек, чей опыт ценен именно применимостью на наших суровых российских просторах. Иногда она делает добавки к теории, которую начитывает нам Кари, и они тоже очень важны.»

Алла Подхватилова: «Татьяна Сарана - своевременные и понятные комментарии в отношении качества и успеха работ, хороший тандем с Мастером.»

Михаил Трофименко: «Отдельное спасибо Татьяне Сарана, которая была точна, деликатна и иронична. Ее мнение было особенно важно, ведь это взгляд действующего редактора – что цепляет, что вызывает зевоту, все это трудно переоценить.»

Теперь участников ждет дальнейшая работа над своими проектами, с учетом советов европейских тренеров и замечаний российских редакторов. Преподаватели будут поддерживать сценаристов по скайпу и затем на второй очной сессии «Сценарной лаборатории», где проект будет уже готовиться к финальному питчингу перед крупными российскими продюсерами.

Говорят участники:

Михаил Трофименко: «На мой взгляд, качество сценариев повысило бы создание сценарных бюро (при студиях или независимо), где организован процесс генерации замыслов, написания сценария и рерайта. В таком бюро сценарии должны подвергаться проверке на прочность и доводиться до товарного вида. Собственно, то, в чем мы все участвовали…»

Виктория Макарова: «Я думаю, что в России много талантов в различных областях - им просто не хватает хорошего образования, а также связей, денег, упорства, но прежде всего образования. Поэтому проект Культбюро - просто настоящий прорыв к цивилизации. Спасибо Вам за такую возможность».

Ссылки по теме:

Студенты смогут посетить семинары Роберта Макки

Встреча с Кэтриелем Шори


«Главкино»

Обсуждение

анонс