Дерево Джамал (1980)

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Дерево Джамал кадры из фильма

Дерево Джамал

1980

Рейтинг:
  10 / 2 голоса

   

Регистрация

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы - Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

Да Нет

информация о фильме

СССР
Туркменфильм
апрель 1981 (Москва)
2 700 000

Проводив мужа на войну и оставшись с детьми, Джамал берет на себя заботы о колхозной отаре. Безуспешно пытается ухаживать за женщиной местный мошенник Клыч. Вернувшийся с войны инвалидом Назар верит грязным слухам, распускаемым Клычем, и супруги расстаются. Спустя время они вновь встречаются и понимают, что не должны разлучаться. Но пока живет рядом Клыч, их счастью не бывать...

Специальный приз ВКФ—81 в Вильнюсе за режиссуру;
Специальный приз МКФ в Москве—81 актрисе (М.Аймедова);
Государственная премия Туркменской ССР им. Махтум-кули (1983—1984) - режиссер Х.Нарлиев, художник А.Чернов, композитор Р.Реджепов, актриса М.Аймедова.

последнее обновление информации: 21.07.13

критика

На экране возник немудреный быт маленького поселка, примостившегося на узкой полоске ухоженной земли у самого подножия Копетдага. По этой же полоске изредка движутся поезда— некогда единственная связующая нить с внешним миром. В поселок, ограниченный с одной стороны горами, с другой — пустыней, даже вода доставляется железнодорожными цистернами. Мы оказываемся среди его обитателей в ставший привычным, но тем не менее всегда волнующий момент — доставки воды. В калейдоскопе серьезных и юмористических сценок нам становится близкой и понятной формула: вода — это жизнь, от частоты употребления ставшая уже чересчур хрестоматийной, а потому потерявшая свой первозданный, суровый смысл.

Понятны и величайшее уважение, любовь, восхищение, окружающие людей, что прибыли сюда тем же поездом для того, чтобы начать изыскательские работы. Они в конечном итоге приведут в эти места рукотворную реку — Большой Каракумский канал. Туркмены, русские, узбеки, грузины приступают к деятельности – превратить в цветущий сад этот безводный край. Впрочем, эта мысль в фильме не декларируется, к ней ведет образный, метафоричный строй картины, интересная, поэтичная драматургия. Само дерево Джамал, взращенное среди безводных такыров неустанным трудом главной героини, видится как некий символ осуществившейся мечты. Придет время, и на этих землях зацветут, зазеленеют сотни, тысячи таких же деревьев.

Но мечту об этом времени безжалостно отбрасывает прочь весть о начавшейся войне. Картины мирной трудовой жизни, составившие светлую прелюдию фильма «Дерево Джамал», сменяют кадры, повествующие о тяготах, что неизбежно выпали на долю оставшихся в глубоком тылу женщин, стариков и детей. Мы понимаем, что пасти стада овец, да еще на далеких горных пастбищах,— занятие отнюдь не идиллическое. Оно порой не под силу иному мужчине. И с этим нелегким, непривычным для нее делом приходится справляться нежной и прекрасной Джамал. На помощь ей приходят до времени повзрослевшие дети, седобородые аксакалы, а главное, сознание того, что ее труд необходим горячо любимому мужу Назару.

Однако человеку свойственно в подобных обстоятельствах преодолевать многие трудности. Подлинные страдания людям в высшей степени достойным способны причинить несправедливость, подлость, злобная клевета, свидетельствуют своей лентой Мая Аймедова и Ходжакули Нарлиев.

Пристальный интерес к сфере морально-нравственной, характерный для предыдущих работ этих кинематографистов, вновь проявился в их фильме «Дерево Джамал». С большой художественной силой обличают художники своекорыстие, нечестность, что неизбежно ведут к серьезным проступкам, способным и завершиться последствиями трагическими.

Дуэт прекрасных актеров Май Аймедовой (Джамал) и Баба Аннанова (Назар) рисует нам сложную эволюцию отношений главных героев. Поначалу ничем не омраченный, прочный союз людей чистых, гордых и красивых. В испытаниях, выпавших на долю и этой семьи, казалось бы, сильный, волевой Назар оказывается слабее трепетной, нежной Джамал. Нет, до конца не верит он в подлый слушок, пущенный шкурником и мерзавцем. Однако все существо доблестного солдата, вернувшегося с фронта в родные места без ноги, возмущено самой возможностью появления молвы, пачкающей доброе имя и поныне любимой жены. Назар на долгие месяцы замыкается в себе, терзается горькими размышлениями о том, что же все-таки дало повод грязным слухам. Ложные представления о чести, мужской гордости мешают ему объясниться с Джамал. А она вплоть до самого трагического своего конца ждет не дождется такого объяснения...

Феликс Андреев

«Советский экран» № 8, 1981 год

кадры из фильма

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости