Дым Отечества (1980)

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Дым Отечества кадры из фильма

Дым Отечества

1980

Смотреть Дым Отечества (1980) онлайнСмотреть онлайн

Рейтинг:
  10 / 23 голоса

   

Регистрация

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы - Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

Да Нет

информация о фильме

СССР
Свердловская киностудия
декабрь 1980
биография, исторический фильм

Воспоминание М. В. Ломоносова о родных Холмогорах, где родился и вырос великий ученый, поэт и мыслитель. В фильме показывается возвращение беглого сына к отчему очагу: ряд новелл-воспоминаний, больного, уставшего человека, решившего на склоне дней земных совершить сентиментальное путешествие на родину.

последнее обновление информации: 06.08.15

критика

Сентиментальное путешествие

Мне кажется, момент домысливания конкретной жизненной судьбы возможен и даже нужен в историческом произведении. Не произвол, конечно, не модернизация мировоззрения реальных героев, а художественное постижение человеческой души с ее загадками, томлениями и нравственными исканиями. Сбежать от противных иноземных докторов, сорваться с кровати и велеть заложить повозку для дальней дороги — такое вполне могло быть, этот взрыв чувств — в натуре Ломоносова.

Прием «последнего путешествия» дает фильму, поставленному Я. Лапшиным, возможность рассмотреть, откуда же начинался гений Ломоносова, где была его могучая корневая система. Так возникает в картине тема детства, затем юности, тема жизненного выбора.

Двадцать пять лет назад, в другом фильме о Ломоносове, неукротимый Борис Ливанов играл зрелого мужа, отца Московского университета, наставника русского юношества. Новая кинобиография ученого эти страницы ломоносовской судьбы не показывает. Наверное, потому в картине как бы не хватает свежего воздуха над невской водой, духа титанической борьбы великого ученого, поэта, патриота с иноземным засильем в русской науке, не хватает этой воплощенной человеческой мощи.

Актер М. Зимин убедительно дает почувствовать социальное происхождение своего героя, сына черносошного крестьянина, помора. То, что Ломоносову пожаловали дворянство, ничего в нем не изменило: ни внутренне, ни внешне. Он может, например, пробежаться по земле без башмаков, в белых чулках, может сдернуть парик и обмахиваться им, как платком. И это в характере Ломоносова.

Но историческая перспектива образа должна была быть, видимо, шире. За фигурой бывшего зверобоя, крестьянина — величие проснувшейся для исторического созидания России. Наше историческое кино еще не всегда умеет синтезировать частности и общее, пластически, через убедительную систему образности показать ведущую тенденцию каждого определенного времени. То, что в эпоху Ломоносова существовало сословное разделение, известно. Фильм этому классовому разделению уделил немало внимания. Но для фильма о великом сыне России только такого ощущения историчности маловато. Ломоносов смотрел не в землю, себе под ноги, а в будущее, он воплотил творческий гений народа.

Но если теме фильма не всегда привольно в рамках сюжета, то она набирает звучание в пластике картины, в натурных сценах, снятых оператором В. Осенниковым. Да, такая воля, неоглядная ширь никому не покорявшейся земли взрастили ломоносовский характер.

Ю.Тюрин

«Советский экран» № 1 (январь 1981 года), стр. 6

кадры из фильма

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение