Дни человека (1989)

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Дни человека кадры из фильма

Дни человека

Cilvēka dienas

1989

Рейтинг:
  10 / 1 голос

   

Регистрация

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы - Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

Да Нет

информация о фильме

Давис Симанис
Юрий Касьяник
Василий Масс
СССР
Рижская киностудия
сентябрь 1990 (Москва, СССР)
драма, экранизация

По мотивам произведений Андрея Битова.
Главный герой фильма - Алексей Инфантьев. В основе фильма внутренний мир главного героя, его восприятие действительности, чувства и мечты на фоне событий 1954-1955, 1968 и 1988 годов.

последнее обновление информации: 29.03.14

критика

Прокатчики от «Дней человека», картины, не сулящей даже и скромных дивидендов, открещиваются, имя режиссера Евгения Пашкевича почти никому ни о чем не говорит, а реноме Рижской студии по части игрового художественного кино уже многие годы оставляет, мягко говоря, желать лучшего. Фильм же, что называется, трудный, к тому же длинный — почти на три часа экранного времени. На бегу, впопыхах смотреть его бессмысленно — ничего не поймешь, но досмотреть его нужно непременно до конца.

Два слова, о чем он.

О вполне земной и мучительной до дурноты любви юного Леши Инфантьева (Виталий Скворкин) к замужней и скорее всего «нехорошей» женщине Асе (Наталья Лапина). Это в первой части, так и названной — «Любовь». Во второй — в «Бессоннице» — речь об Алексее Инфантьеве, вполне уже зрелом муже (Любомирас Лауцявичюс), потерявшем жену, скверно отбывшем семейную свою незадавшуюся жизнь и так же скверно тянущем служебную лямку в некоем учреждении. Жизнь его вяло катится к концу, но конца — что скучно и страшно — тоже не видно. Из этой-то хорошо нам знакомой по жизни тягомотины Евгений Пашкевич с сотоварищами сотворяют некое колдовское экранное зелье, действие которого начинаешь чувствовать уже в зале, а еще больше — через час, день, неделю.

Зелье настояно на травах чисто кинематографического происхождения и заставляет вспомнить о том, что в кино звук, цвет, свет, актерская игра и прочая, как в согласном хоре, должны звучать на равных. Что, как ни странно, как ни редко для дебютанта (Е. Пашкевича), и происходит.

Камера Д. Симаниса творит на экране почти что уже и чудеса. Фильм снят в густых, до кромешного мрака, разреженного сгустка света, коричневых с золотом и синих тонах. Всякая вещь, предмет, дерево, машущее ветвями, куст в цветах несказанной красоты, затертая, выстуженная холодом новогодней ночи электричка с хищно шевелящимися створками дверей — все словно бы дышит.

В фильме фантасмагория нашей с вами (и Инфантьева) полужизни-полуяви замороченных многих лет (а картина точно датирована: первая часть 1954—1955 годами, вторая — 1989-м) перемежается вполне как бы реальными видениями инфантьевской кошмарной бессонницы.

И — контрапунктом — игра Виталия Скворкина. Ее естественность, всамделишность вызывает почти оторопь. И Ася Натальи Лапиной ну такая живая, из плоти и крови по преимуществу, что не остается места для каких бы то ни было интеллектуальных экзерсисов. И прекрасная Людмила Максакова (мать Инфантьева), появляющаяся на экране нечасто и коротко, но впечатанная в память символом худосочия и несчастности целого поколения.

Сам же Е. Пашкевич выступает в опасной — для себя, для зрителя и критиков — роли загадывателя загадок. Вполне, например, конкретных: отчего это вдруг Ася — живая, теплая и обольстительная донельзя, почти неуловимо для глаза обращается в Асю-«другую» (Ольга Шепицкая), поразительно внешне похожую на своего двойника и столь же непохожую «по существу». Кто не читал битовской «Пенелопы», может и не понять, почему, или понять, сильно подумав, как-то иначе, по-своему, но как раз в этой возможности выбора есть особый искус и прелесть игры ума, воображения, интуитивной догадки или ошибки...

Те, кто приучен к слову и через слово доискивается до смысла смыслов, будут, по всей вероятности, что есть силы вслушиваться в текст, которого много, но который подозрительно невнятен, точно слова ничего не значат, или значат не то, что обычно значат, или вообще лгут.

Вообще говоря, «Дни человека» хорошо бы смотреть не однажды. Для пущего собственного, от раза к разу, удовольствия. У меня, скажем, именно на втором просмотре мурашки побежали по коже, когда, переведя взгляд с Леши Инфантьева, в финале первой части трагически восседающего верхом на унитазе, увидела вдруг как бы выползший сверху, из невидимого отверстия, проструившийся, почти фосфоресцирующий клинок—луч света. Эти не сразу обнаруживаемые подробности, с щедрой расточительностью населяющие фильм,— его, фильма, беда (как все заметить?) и его же богатство (для тех, кто любит кино).

И все же, спросите, что все это значит?

А что хотите. Точнее, что найдете для себя, что увидите, почуете, о чем подумается в эту или иную, спустя время, минуту. Что свяжете прихотливым рисунком битовской прозы или опытом собственной жизни. И меньше всего Пашкевич, как кажется, озабочен тем, чтобы всем-все-сразу было понятно. Хотя, конечно, и точно знал, что, зачем и почему снимает, иначе как бы он добился слияния всех возможных голосов в один?

И, наконец, последнее: фильм, знаете ли, красив. Так красив, что глаз не отвести.

С красотой у нас со стародавних времен отношения сложные. Привычнее всего нам ее воспринимать, так сказать, идеоцентрически. Чтобы была Идея. Возвышающая, очищающая, путеводная, на худой конец — изобличающая.

Можно, конечно, и в «Днях человека» углядеть трагическое песнопение на тему маленького человека или «отдельные черты» родной нашей отечественной действительности, от которых — хоть в петлю, или плач по несбывшемуся, несостоявшемуся, неосуществленному — небывшему. Все это в фильме есть, но не идеи в нем растревоживают душу, а красота. Вещная, зримая, явленная на экране с роскошеством сугубо кинематографического пиршества. На пиру, правда, случается и устать, тем более что мы в «чернухе» будней и экрана забыли или поотвыкли от самоценности красоты, и она так трудно нынче дается в руки, дающие и берущие. Но тем она и дороже.

Людмила Нукневич

«Советский экран» № 16, 1990 год

кадры из фильма

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение