«Бесприданница»

Кино-Театр.РУ

Рецензии на фильмы

«Бесприданница»

«Бесприданница»
Не берусь судить о причинах, заставляющих режиссеров вообще обращаться к классике, а вернее, обращаться с классикой подобным образом. Интерпретация великолепного Островского в стиле hi-tech - так можно было бы охарактеризовать детище Андреса Пуустусмаа и Елены Шаталовой «Бесприданница», которое на днях мы имели счастие лицезреть на канале «Россия-1». Весьма возможно, что финал знаменитой пьесы не давал покоя режиссеру, или реалии сегодняшнего дня уже настолько отличаются от ХІХ века, что обыкновенные граждане не в состоянии переварить пьесу в оригинале. Возможно…

Возможно, что авторами двигало желание донести эту замечательную историю до широких масс в воспитательных целях, или же это всего лишь популистский шаг, призванный без особых усилий обратить на себя внимание. Недаром название фильма в точности соответствует названию пьесы.

Что ж, воздадим должное смелости авторов, не побоявшихся в случае неудачи критики многократно большей, чем они могли заслужить, если бы просто сняли свою историю, без реверансов в сторону великого писателя.

Воздадим им должное и без всяких трагических стенаний вроде «Островский перевернулся бы в гробу» рассмотрим их смелую попытку.

Начнем, как это обычно бывает, с плохого, а потом перейдем к хорошему, поскольку все мы знаем, что последняя фраза всегда запоминается лучше. Ибо меньше всего хотелось бы мешать с грязью очень симпатичную игру прекрасного актерского состава и местами очень приятные съемки, ограниченные, естественно, задумками режиссера и сценариста.

Не имеет смысла пересказывать сюжет, поскольку анонс «по мотивам» уже одним этим дает повод думать, что что-то от пьесы в фильме осталось. Фамилии – да, остались, а в остальном… весьма и весьма вольный рассказ о тяжелых душевных метаниях банкрота-бизнесмена Паратова (Дмитрий Исаев) в поисках денег или любви. Несколько его друзей-одноклассников во главе с любовью всей его жизни, собранные на дне рождения любимой учительницы Арины Игнатьевны, и неудачник-офицер Карандышев (Игнатий Акрачков). Вот, собственно, и все.

Ну и вместо Волги - бассейн в доме вышеозначенного Паратова.

Пожалуй, самым неудачным во всем этом фильме является текст. Именно текст, поскольку назвать иначе реплики из уст героев фильма рука не поднимается. Всего несколько узнаваемых фраз из оригинала, а в остальном же какие-то корявые, совершенно непоэтичные слова, без скидки на характеры, обстоятельства и прототипы из более знаменитого фильма и пьесы. Понятно, что это реалии сегодняшнего дня, и романтичная красавица Лариса Огудалова (Марина Александрова), в длинном струящемся платье и с классической прической, вполне способна в разгар любовного объяснения сказать: «Я - пас», однако подобного рода лирика слышится из уст и офицера, и бизнесмена, и работника шоу-бизнеса.

И только Арине Игнатьевне (Ирина Розанова) удается избежать всеобщего словесного упадка, очевидно в силу того, что она - учительница и москвичка в пятом поколении. Сравнения с пьесой, а, в особенности, с великим фильмом «Жестокий романс» неизбежны. Поскольку немногие способны прочесть несколько сложный для текущего момента оригинал и вспомнить более раннюю экранизацию, но мало найдется тех, кто не видел прекрасного переложения режиссера Эльдара Рязанова.
Подобная история предполагает, в том числе, и соответствующее музыкальное сопровождение, способное вытянуть невнятную актерско-режиссерскую идею и добавить красок там, где никто не удосужился их акцентировать. Неоспоримо также и то, что «Лунная соната» - величайшее классическое произведение, но брать его лейтмотивом истории любви бизнесмена и бывшей первой красавицы класса – не слишком ли легкий и банальный путь? Тем более, что прекрасные виды сада и старинного дома семейства Огудаловых вполне могли бы вдохновить на что-то более оригинальное и менее заезженное.

Пожалуй, именно по причине «по мотивам» в фильме довольно мало психологизма, несмотря на жесты, фразы и красивые статичные позы. Мало копания в себе (несчастный Островский!) и много действия. Все темпераментно и поверхностно, все на бегу, как это и принято в современной жизни, где человек способен перевести дух и оглянуться только стоя где-нибудь в пробке на шоссе.

Что же касается игры актеров, об этом тоже нельзя говорить однозначно. Безусловно, исполнительский состав силен… и смел, если актеры не убоялись неизбежных сравнений и решили рискнуть – принять предложение сняться в этом фильме. И здесь важно понимать режиссерскую задачу – хотелось ли скопировать уже известных актеров из известного фильма, либо же все-таки хотелось взглянуть на академические образы как-то по-новому. Мне кажется, здесь имеют место оба варианта. Скажем, совершенно не похож на самого себя Паратов, представший перед нами слабым, злобным и мрачным бизнесменом в черном. Не восхищают его негодяйские поступки и не прощаются его очаровательные промахи, в отличие от великолепного Паратова-Михалкова в «Жестоком романсе». И я бы даже сказала, не он, мрачно цедящий слова эгоист, является главным героем нынешней «Бесприданницы». И это, пожалуй, грустно. Грустно, что такой персонаж как-то отошел на второй план, несмотря на вполне приличную игру замечательного актера Дмитрия Исаева. Зато приятно порадовал Карандышев, явивший миру сильный характер и минимум слезливой рефлексии. Плюс ко всему, благодаря актерской игре, в этом образе наиболее ярко проступила оригинальная задумка Островского и некоторая идентичность своему старшему собрату, сыгранному когда-то Андреем Мягковым.

Поражают приятным сходством Вожеватов (Артем Осипов) – хоть и более мобильный согласно нашему времени и Кнуров – практически стопроцентное попадание в образ актера Павла Сборщикова. А вот очаровательный пьяница Робинзон был хоть и очень ярким персонажем в исполнении Федора Лаврова, однако распознан был лишь по прочтении финальных титров картины.
Что же касается женских образов, то нужно отдать должное Ирине Розановой, вытянувшей максимум из весьма схематично написанной роли любимой учительницы (и речь здесь идет не об Островском). Очевидно желание прекрасной актрисы привнести в свою роль немного классики, основательности и глубины, свойственной оригинальной «Бесприданнице».

Возможно, наиболее стильная из всех Лариса Огудалова – это героиня в исполнении Марины Александровой. Однако, в силу, опять-таки, схематичности киноистории в целом, замечательная актриса на сей раз не имела возможности раскрыть свой огромный актерский потенциал, который без труда угадывается в нескольких сценах фильма, вроде игры в карты втроем в доме Паратова или классического объяснения с выстрелом в саду.

И конечно, анонсированный финал фильма, ради которого, подозреваю, и затевалась вся эта история, имеет место быть. Он не ужасный и не спорный, он просто иной.

Как и весь фильм – иная попытка Андреса Пуустусмаа рассказать нам историю несостоявшейся любви и состоявшегося предательства.

Возможно, попытка не слишком удачная, на мой критический взгляд.


фотографии

Обсуждение

анонс