«Профессионал»

Кино-Театр.РУ

Рецензии на фильмы

«Профессионал»

В 1980-м году Дэнни Брюс (Джэйсон Стэтхэм), гордость элитного отряда британских спецслужб, уже списал себя со всех счетов. Но именно тогда ему сделали предложение, отказ от которого был чреват казнью его боевого товарища (Роберт де Ниро), попавшего в плен к оманскому шейху-тирану. Задача Дэнни – найти и наказать подстроенным несчастным случаем убийц трех сыновей шейха. Задача некоего Спайка (Клайв Оуэн) – ему помешать. Все второстепенные персонажи преследуют цели более глобальные и подлые.

Свое оригинальное название фильм заимствует у одного из студийных боевиков Сэма Пекинпы, а у нас выходит под вывеской культовой ленты с Бельмондо. Та «Элита убийц» тоже стравливала двух звезд на почетных ролях отставников. А «Профессионал» французский снимался как раз во время действия «Профессионала» сегодняшнего. И ту, и другую картину приходится вспоминать во время просмотра, правда, не так часто, как явно того хотелось создателям.

«Профессионал»

Сюжет фильма основан, в первую очередь, не на реальных событиях, как хвастливо указано на постере, а на документальном романе, вышедшем в начале 90-х, достоверность которого обсуждается до сих пор. Его автор, Ранульф Файнс, сам служил в британских ВВС и, по его версии, являлся потенциальной жертвой своего героя. Героя, который по ходу действия убеждался во враждебности и принципиальной несправедливости бытия и, как следствие, торжестве единственной безусловной ценности, выраженной в твердой валюте. Мысль характерная для кинематографа 70-х, для мира, с обеих сторон света не дождавшегося ни победы, ни апокалипсиса. Как и та побочная мысль, что капиталисты перед идеалистами испытывают смущение и страх, которые неумело маскируют под презрение.
Все это не так давно переосмыслялось в преступно недооцененном триллере Тома Тыквера «Интернэшнл». Там герой Клайва Оуэна также убеждался, что каждый – человек, банк, государство – за себя, а бог против всех, и на этом держится мир (вернее, делает вид, что держится). В «Профессионале» Оуэн продолжает играть свою единственную, по сути, удачную роль обладателя этого знания. Со всеми внешними вытекающими: невыспатая физиономия, недельная щетина, разговоры только по делу, уставшая раздражительность – образ настолько цельный, что стеклянный глаз можно было и не вставлять. Единственный оставшийся все равно зияет бездной бурного тяжелого прошлого.

«Профессионал»

Оуэн – вот из кого действительно стоило лепить героя 70-х, а не из Джейсона Стэтхэма, который у нас теперь главная звезда ностальгических боевиков. Стэтхэм – и потому он идеально вписывался в «Неудержимых» – идеальный киногерой 90-х, он начисто лишен рефлексии, у него в глазах стопроцентный саспенс, только жажда действия и напряженное ожидание удара. Здесь его разочарование в системе выглядит еще менее достоверно, чем странно подклеенная любовная линия с блондинкой-картонкой. С ней он в итоге и укатит куда подальше, в глубине души не очень переживая, в отличие от оставленного на периферии героя Оуэна, за то, что в этом мире нет правых и виноватых, а есть лишь сплошное перераспределение капиталов.

Как примета ушедшего времени появляется в «Профессионале» и Роберт де Ниро, большую половину фильма, правда, просидевший в каком-то подземном бункере. Последнее время этим актером приходится любоваться только на сомнительных эпизодических выходах, и тут он впервые по этому поводу испытывает заметное раздражение. Даже специально, хочется думать, сюжетно обыгранное – его герой обижается, что ему поручают охранять какую-то безысвестную блондинку, в то время как Стэтхэм и Оуэн играются в «Схватку», до которой явно еще не доросли. В принципе, так и может быть сформулирована основная претензия к фильму, остающемуся в памяти парочкой эффектных контрольных выстрелов в голову.

В прокате с 22 сентября


фотографии

Обсуждение

анонс