Действующие мастера - за кадром

Кино-Театр.РУ

История кино

Действующие мастера - за кадром

За кадром, как нам известно, бурлит совсем другая жизнь, не киношная, а жутко реальная. За кадром творят невидимые демиурги: режиссеры, гримеры, осветители. За кадром происходит действие, в котором не последнюю роль играет мастер движущихся картинок - оператор (на латинском это слово означает "действующий").

История кино знает немало громких имен создателей живописных картин, и их перечисление займет не одну страницу нашего сайта. Не будем вдаваться в эпику. О некоторых личностях следует писать пухлые тома, как, например, о Тиссэ (соратнике Эйзенштейна), Нюквисте (любимце Бергмана), Рерберге (без его работы нельзя представить Тарковского), Лебешеве (о нем мне когда-то с юмором рассказал Марат Башаров). Дзига Вертов - первооткрыватель документального кино, Витторио Стораро - мастер эпических полотен с необычным цветовым решением. Случается, что мастера кадра становятся блестящими режиссерами (например, Денис Евстигнеев создал, как оператор, фильм "Слуга", а потом поведал как режиссер истории о своем времени "Лимита", "Мама" и "Займемся любовью"). Да мало ли было и будет великолепных художников от кино! Думается, еще не раз нас восхитит визуальная сторона фильма, даже в эпоху компьютеризации и оцифровки.

Сам я, открою вам секрет, тоже являюсь оператором. Правда, средненьким. Научили меня азам двое мастеров с Нижегородского ТВ: ветеран Анатолий Барышков и более молодой Николай Таланов. Спасибо им большое за преподанные уроки мастерства, которые, к сожалению, без практики легко исчезают. Поэтому меня легко привести в восторг каким-либо кадром (вспоминаю при этом начало фильма братьев Вачовски "Связь", где их соратник Билл Поуп шикарно заснял всего лишь бельевой шкаф).

Бывают имена и позабытые (об этом я, кажется, уже где-то писал). А их надо периодически вспоминать. Например, мастера кино - оператора-постановщика Григоряна Эдуарда Гегамовича. Он работал с такими известными режиссерами, как Нодар Манагадзе и Лана Гогоберидзе, актерами Ипполитом Хвичия и Рамазом Гергобиани (на фильме "Веселый роман"), а также кинооператорами Нугзаром Эркомаишвили и Дударом Маргиевым. Среди его самых известных работ числятся "Берега" и "Труженики моря" (снятый совместно с французами). Последнюю из них я видел давно - довольно сильная и мощная по визуальному ряду, хотя и мрачноватая.

О Григоряне известно немного. Начинал работу на киностудии "Грузия-фильм" осветителем, потом заочно закончил операторский факультет ВГИКа в 1976 году, работал вторым оператором на короткометражных картинах "Три рубля", "Пари", далее оператором-постановщиком на картинах "Ника в Горах", "Серафита". Член Союза кинематографистов и отличник Кинематографии ГССР. Работал и педагогом - преподавал в Политехническом Институте по кино и фото. К сожалению, ушел из жизни в 1985 году. Но его картины остались нам, и очень жаль, что их редко показывают. Нехорошо. Хоть повторили бы "Тружеников", снятых по Виктору Гюго.
Такова судьба тех, кто не котируется на телеканалах. И неизвестно, сколько это будет продолжаться - зависимость от рейтинга, масс-медийность фигуры. Главное же не в рейтингах, а в искусстве...


фотографии

Обсуждение

анонс